В канун старого Нового года ахтубинские коммунальщики вознамерились преподнести местным властям своеобразный подарок - начать 12 января т.г. с 8 часов бессрочную голодовку в знак протеста против произвола и нарушения законных прав коллектива МП "Центржилкомхоз". Если учесть, что оно является основным поставщиком коммунальных услуг в городе, нетрудно представить, к каким последствиям это могло привести.

Уведомление о проведении голодовки профсоюзный комитет коммунальщиков "Защита" загодя разослал руководителям города, района, а также городскому прокурору и директору местного телеканала. Принять в ней участие собиралось около 150 человек. Местом протеста выбрали административное здание предприятия, назначили ответственных за проведение голодовки и предусмотрели меры медицинской помощи. В многостраничном уведомлении подробно изложены причины развала и банкротства предприятия, содержатся требования коммунальщиков, ради которых они пошли на крайнюю меру протеста, какой является голодовка.

Как только уведомление дошло до адресатов, в городе поднялась тревога. Городской прокурор спешно собрал на экстренное совещание глав администраций, председателей городского и районного советов, а также пригласил профсоюзных активистов предприятия, чтобы разобраться в причинах случившегося. Прежде коллектив коммунальщиков, надо признать, не раз сотрясали трудовые конфликты, люди ущемлялись в правах, были задержки с выплатой зарплаты, что приводило к недовольству рабочих, грозивших забастовкой, но, чтобы решиться на бессрочную голодовку, такого намерения у них раньше не возникало. Это до какого же состояния надо было довести людей, чтобы они, махнув рукой на собственное здоровье, заявили о готовности к столь серьезной акции!

Не знаю, какие аргументы и доводы нашел прокурор, но только ему удалось успокоить представителей профкома и добиться от них согласия отменить голодовку. Уже позже в интервью городскому телевидению он признал, что ряд требований протестующих вполне законен и требует выполнения местными властями. Кроме того, по всем фактам нарушения законодательства, представленными коммунальщиками, проводится прокурорская проверка.

- Мы голодовку отсрочили, но вовсе не отказались от нее, - сообщила при встрече со мной председатель профкома А.П. Шубина. - Если наши требования будут проигнорированы, пойдем до конца.

Чтобы понять, что заставило коллектив прибегнуть к решительным действиям, необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое. В связи с передачей жилья и объектов коммунально-бытового назначения военведа в муниципальную собственность в мае 2003 года решением главы райадминистрации было создано МП "Центржилкомхоз". Оно приняло по актам на правах хозяйственного ведения многоквартирные дома, котельные, тепловые пункты, инженерные сети и другие объекты служивых. В январе 2005 года персонал и имущество МП были переданы вновь организованному муниципальному образованию "Город Ахтубинск", после чего и начались, как считают коммунальщики, все их злоключения, доведшие предприятие до ручки.

Приняв от районных властей предприятие, городской администрации надлежало в соответствии с законом обрести права собственности на его имущество, но этого, заявляют в профкоме МП, почему-то сделано не было. В результате чего ни районная, ни городская администрация собственниками принятых от военведа объектов не являются и, стало быть, не вправе распоряжаться ими. Иными словами, настаивают коммунальщики, имущество МП как было, так и остается в федеральной собственности, то есть в распоряжении КЭУ в/ч 15650, а горадминистрация как орган местного самоуправления имеет право только осуществлять контроль за работой предприятия, назначать руководителя, разрабатывать и утверждать коммунальные тарифы и использовать объекты ЖКХ в решении социальных задач.

Между тем в уведомлении о проведении голодовки отмечается, что городские власти превысили свои полномочия и допустили в отношении МП противоправные действия, приведшие к его разорению и банкротству. В частности, по требованию горадминистрации на предприятии проводилось сокращение кадров, необоснованно увольнялись люди, которые впоследствии судом были восстановлены на работе. Произошло объединение с убыточным МП "Ахтубжилкомхоз", в результате чего МП "Центржилкомхоз" было вынуждено расплачиваться за чужие долги и само погрязло в убытках, что в немалой степени предопределило его печальную судьбу. Дважды в прошлом году в устав МП вносились изменения, направленные на то, чтобы закрепить за горадминистрацией право собственности на имущество предприятий. Это позволило часть его вывести из МП в состав муниципальной казны и впоследствии передать в аренду управляющим компаниям ООО "ДУ-1" и ООО "ДУ-2", занятыми обслуживанием многоквартирных домов.

Не последнюю роль в развале предприятия, считают коммунальщики, сыграло и областное министерство ЖКХ, сделавшее все для того, чтобы лишить МП рентабельных водопроводных сетей с водозабором, перекачивающими насосными станциями, ранее принадлежащими военведу.

Во многом осложнила положение дел на предприятии чехарда с частой сменой руководящих кадров. За полтора года в кресле директора перебывало 6 человек. А некий Зотов, уроженец соседнего Волгограда, умудрился за незаконное расторжение контракта с ним взыскать по суду с МП 300 тысяч рублей.

Но и в этих невероятно сложных условиях, полагают в профкоме предприятия, оно могло бы стабильно работать и в полном объеме выполнять возложенные на него задачи, если бы горадминистрация расплатилась с ним по долгам, составившим десятки миллионов рублей, а управляющие компании вовремя и сполна перечисляли средства за поставленные коммунальные услуги.

- У нас сложилось стойкое убеждение, что городские власти намеренно подвели предприятие к банкротству, - говорит А.П. Шубина. - Поэтому и было принято решение встать на его защиту, чтобы сохранить коллектив и отстоять имущество от возможной продажи.

Если коротко, то суть требований коммунальщиков к местным властям заключается в следующем: принять меры по недопущению банкротства предприятия и погашению перед ним долгов, обеспечить соблюдение отраслевого тарифного соглашения по повышению зарплаты, вернуть изъятое имущество, оградить МП от излишнего вмешательства горадминистрации в его деятельность и привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства.

Насколько эти требования справедливы и обоснованны, должны показать результаты прокурорской проверки. Что касается горадминистрации, то здесь заявляют, что банкротство предприятия проводится с целью его финансового оздоровления, а вовсе не для развала и продажи имущества. Однако коммунальщики не очень верят чиновникам и готовы стоять до конца.

Николай МИРОНЕНКО, 28.01.09, "Волга" №10