Астраханский драматический театр на старте 215-го сезона остался без художественного руководства. В начале сентября пришло известие о не продлении контракта с заслуженным артистом России Александром Огарёвым, четыре года возглавлявший творческий процесс в старейшем театре нашего региона.
На момент публикации этого интервью Александр Огарёв и его супруга, актриса Александрина Мерецкая уже покинули Астрахань. AST-NEWS.ru, активно освещавший все самые значимые события и премьеры драмтеатра, встретился с режиссёром, чтобы от лица всех астраханских зрителей, в чьих сердцах нашёлся отклик на его творчество, поблагодарить за плодотворную работу и поговорить о театральном искусстве, контракт на которое не имеет сроков.
– Александр Анатольевич! С какими ощущениями покидаете наш город?
– Уезжаю со светлыми чувствами. Астрахань стала определённым самостоятельным этапом: до этого моя трудовая книжка 27 лет пролежала в столичном театре «Школа драматического искусства». Хоть и служил главным режиссёром в Томске и Краснодаре, но всё равно был привязан к Москве. Переезд в Астрахань стало событием, изменившим мою судьбу. Ехал сюда с намерением попробовать развернуть с определённого рубежа астраханскую драму в сторону, которой придерживаются передовые театры России и всего мира.
– Как вы можете обозначить эту сторону?
– Очень просто – внимание к человеку и тому, что происходит внутри и вокруг нас. Это сторона подразумевает отсутствие пыльности, псевдотрадиционности в репертуаре. Театр превращается в скучную обязанность, когда зрителей приглашают посмотреть, как какие-то люди, в каком-то далёком веке по-музейному пытаются со сцены транслировать нам о каких-то далёких проблемах.
Театр по природе своей – живое искусство, требующее огромной работы с актёрами, которые должны владеть техниками, помогающими быть не воображаемыми существами, изображающими некий характер, а носителями подлинных эмоций. Конечно, есть много людей, приходящих в театр именно за тем, чтобы понаблюдать за ритуалом, не имеющим к правде жизни никакого отношения.
Живой же театр всегда перехлёстывает за рампу, пытаясь вступить в контакт со зрителем, опираясь на общие болевые точки. В Астраханском драматическом театре процесс перестройки актёрского механизма порой был незаметным и тяжело дающимся. Вспоминаю своё отчаяние и бессилие, которое испытывал в самом начале своей работы в Астрахани, когда у нас мало что получалось. Но в конце прошлого сезона мы выпустили «Евгения Онегина», и я понял, что у меня в руках высококлассная труппа, прошедшая за четыре года огромный, ощутимый, видимый путь. Окрылённым этими результатами, хотелось идти дальше, но не получилось.
– Какая судьба у спектакля «Евгений Онегин», прошедшего модерацию начального этапа российской национальной театральной премии «Золотая маска»?
– Сохранить этот спектакль в репертуаре театра будет достаточно сложно. Приезжавший на недавний фестиваль премьер театровед из Санкт-Петербурга Наталья Каминская отметила, что если мой спектакль «Чайка» близок к литературному первоисточнику, то «Евгений Онегин» имеет более сложную структуру. По композиции и подаче этот спектакль в огромной мере зависит от актёров. А так как в основной пятёрке протагонистов, ведущих линию авторского высказывания, большое значение имела Муза, исполненная Александриной Мерецкой, то вертикаль, на которой строился замысел, с её отъездом разрушится.
– Можно подробнее про вертикаль…
– Под вертикалью в искусстве понимают духовную составляющую. Горизонталь – это нарратив, повествование, всë, что касается обыденных, житейских ситуаций. На сцене она нужна для понятности, контактности со зрителем. Вертикаль придаёт сценическому действию осмысленность – то, ради чего делается спектакль. Горизонтальные понятия относительны, изменчивы: сегодня холодно, завтра жарко, сейчас я голоден, а в другой раз сыт. Вертикальные понятия абсолютны, неизменны и связаны с Истиной: Любовь, Красота, Бог... Сбалансирован по соотношению смысла и зрелища тот спектакль, где горизонталь и вертикаль образуют гармоничный крест.
Шли разговоры, что для дальнейшего продвижения «Евгения Онегина», чтобы показать его экспертам «Золотой маски», директор Астраханского драматического театра Лилия Гурко планировала пригласить нас к определённой дате, но пока в этом вопросе нет никакой ясности.
– До вас ни один из драматических спектаклей, созданных в Астрахани, не добирался до лонг-листа «Золотой маски»?
– Да, в прошлом году наша «Чайка» попала в сотню лучших российских спектаклей. В этом году перед нами также забрезжила надежда побороться за главную театральную премию страны, но теперь эта история стала практически нереалистичной.
– С вашим отъездом из афиши исчезнут и другие ваши спектакли…
– Определённо уже не будет «Братьев Кармазовых», «Дня города Nь»… Скорее всего, на летнюю площадку более не вернётся наш спектакль, посвящённый Булату Окуджаве. Очень жаль, что Лилия Аркадьевна так и не нашла времени его увидеть.
– Разлука с любимыми актёрами, наверняка, дело нелёгкое…
– Мне невероятно грустно уходить с середины нашей красивой «стройки», на которой мы вместе сочиняли проекты новых «замков». В данной ситуации нахожусь в более свободной позиции, а артисты остаются в зависимости от воли начальства. Вопрос трудоустройства в актёрской профессии сложен по всем аспектам, поэтому я бы не хотел, чтобы они рисковали собственными судьбами, ведь пока не могу предложить конкретной совместной перспективы.
– Бессрочные контракты, которые имеют с театром некоторые актёры, не становятся ли причиной постоянного недовольства худруками?
– Это абсолютно неправильная система, которую не раз обсуждали и осуждали в самых высоких кабинетах. Но это случилось по воле предыдущего директора, которая перевела часть труппы на бессрочные контракты, фактически сделав их хозяевами театра. Сложившиеся ситуация требует грамотного юридического вмешательства. Данные проблемы возникают во многих российских театрах. Иногда, благодаря волевому усилию руководителей, они решаются.
Практически в каждом театральном коллективе есть рабочая группа артистов, которые, помимо занятости в постановках, постоянно развиваются, участвуют в тренингах, а есть люди, которым ничего не остаётся, как заниматься интригами и выражать своё недовольство. В основном, это обладатели тех самых бессрочных контрактов. Меня упрекали некоторые комментаторы, что я погубил столько спектаклей, изъяв их из репертуара. Но такие решения принимались не единолично мной, а худсоветом, в который входили те же самые недоброжелатели. Хранить наготове декорации всех 45 имеющихся в репертуаре спектаклей невозможно, как и делать новые вводы.
– Александр Анатольевич! Чем будете заниматься после отъезда из Астрахани?
– Перед началом сезона отказался от нескольких предложений, планируя больше времени проводить в Астраханском драматическом театре. Но в связи с изменившимися обстоятельствами, стали появляться другие проекты, пять из которых сейчас рассматриваю. Это будут отдельные постановки в разных городах.
– Вы всегда лестно отзывались об астраханцах, сейчас ваше мнение не изменилось?
– Астраханцы – потрясающие люди! За последний месяц до нашего отъезда мы получили от публики колоссальную поддержку. Порой, гуляя по городу или заходя в кафе, к нам подходили незнакомые люди, долго говорили добрые слова, благодарили, обнимали. Со многими из зрителей у нас возникло очень тонкое обратное общение. Мы с грустью уезжаем из этого тёплого во всех отношения города, который полюбили всей душой. Астрахань имеет тенденцию откликаться на новое, свежее, небанальное. Благодаря этой жадности к новизне, здесь работалось легко и приятно.
– Если вас вновь пригласят на постановку в Астрахань, приедете?
– Не думаю, что в ближайшее время это случится, разве, что, например, в оперный театр.
– У вас есть опыт создания опер?
– У меня есть премия «Золотая маска» в номинации «Эксперимент» за постановку оперы «Гвидон» Александра Маноцкова, которую я поставил в 2011 году в московской «Школе драматического искусства».
– Александр Анатольевич! Спасибо вам и Александрине за то, что дополнили культурное пространство Астрахани интересными спектаклями, смыслами и формами. Желаю удачи во всех дальнейших начинаниях!
Подготовила Екатерина Некрасова