Театральная жизнь Астрахани в новом году набирает обороты, творческие коллективы, работавшие в новогодних кампаниях, настраиваются на очередной виток творческих достижений.
AST-NEWS.ru знакомит читателей с режиссёрами, недавно приехавшими в Астрахань и уже успевшими заявить о себе яркими и запоминающимися постановками. Недавно мы говорили с новым художественным руководителем Астраханского драматического театра, заслуженным артистом РФ Александром Огарёвым, который за короткий период представил астраханцам сразу две большие премьеры – спектакли «Татуированная роза» и «Малыш и Карлсон». В конце января выйдет его третья режиссерская работа в Астрахани спектакль «Вдох-выдох».
Сегодня наша беседа с новым режиссёром Астраханского государственного театра оперы и балета Александром Прасоловым. Это не первое его сотрудничество с астраханскими коллективами: с 2006 по 2008 годы Александр работал главным режиссёром в Астраханском музыкальном театре.
Александр Прасолов: Это был очень интересный и плодотворный период в моей творческой биографии: я поставил тогда оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Кармен» Жоржа Бизе, а также детские сказки «Кот в сапогах» и «Снежная королева». И вот спустя 12 лет снова вернулся в Астрахань уже в качестве режиссёра АГТОиБ. Всегда поддерживал связь с этим замечательным городом, приезжал сюда на великолепные оперные премьеры в кремле и посещал спектакли, которые театр привозил в Москву. Также приезжал в Астрахань для постановки оперы Э. Хумпердинка «Тайна черного астероида» («Хензель и Гретель»), приуроченной к 50-летнему юбилею полёта в космос Юрия Гагарина.
В АГТОиБ несколько сценических пространств. Александр Прасолов успел уже освоить многие из них. На Большой сцене он поставил концертную программу, посвящённую 180-летию Чайковского, но в основном он работает на Малой сцене. Мы спросили режиссёра о специфике именно этой площадки.
– Малая сцена – это своего рода театральная лаборатория, где можно осуществлять проекты, поставить которые на Большой сцене невозможно. Там же молодые артисты проходят школу взаимодействия со зрителем. Камерность имеет много плюсов: особенная атмосфера, возможность рассмотреть мельчайшие переживания и детали. В камерной обстановке актёры как на ладони: там уже никак не спрячешься ни за декорации, ни за оркестр, ни за хор. Очень многие зрители любят именно такую, интимную подачу музыкального материала. У камерного жанра есть свои преданные поклонники.
В нашем театре на главной сцене идёт опера «Евгений Онегин» – мощная и очень яркая постановка, созданная с большим масштабом, характерным для таких спектаклей. В феврале пройдёт показ моего камерного спектакля на ту же тему «Ужель та самая Татьяна...». Это совершенно другое сценическое действо, где используется не только музыка из всеми любимой оперы, но и романсы Петра Ильича, и фрагменты из его цикла «Времена года». Осенью этот спектакль демонстрировался в арт-пространстве «Аркадия», а теперь он перенесётся на Малую сцену, чтобы его смогло увидеть большее число зрителей.
Александр Просолов поставил на Малой сцене Астраханского государственного театра оперы и балета необыкновенный спектакль «Анна Снегина», приуроченный к 125-летию Сергея Есенина.
– Это была великолепная возможность работать с литературным наследием великого поэта, но помимо этого в спектакле звучит прекрасная музыка Георгия Свиридова из его цикла на стихи Есенина «Отчалившая Русь». Интересным я считаю то, что астраханская публика познакомилась с этим произведением не в традиционном концертном исполнении, а в контексте поэмы «Анна Снегина». В постановке заняты два состава наших замечательных артистов: Вера Позолотина, Андрей Шитиков, Татьяна Чупина и Сергей Тараненко. Я сам с огромным удовольствием работаю в этом спектакле, потому что там есть о чём сказать.
Александр Прасолов окончил ГИТИС по специальности «режиссер музыкального театра». Он учился в мастерской народного артиста СССР, знаменитого оперного режиссёра Бориса Покровского.
– Во время учёбы я практически жил в камерном театре Покровского, где была своя замечательная атмосфера. Учился у своего педагога не только оперной технологии, а постигал через него театральный дух. Родился и вырос в Москве и с детства мечтал стать капитаном: даже учился в институте инженеров водного транспорта. Но в какой-то момент абсолютно случайно попал в театральную студию оперетты, после чего театр в буквальном смысле затянул меня.
Александр Юрьевич работал художественным руководителем в Дагестанском театре оперы и балета и в Саратовском театре оперетты.
– Все театры очень разные, при этом у них очень много общего, включая проблемы. Мне лично идёт на пользу знание всевозможных особенностей, которые помогают в дальнейшей работе. В общей сложности поставил более пятидесяти спектаклей, беря из каждого положительный опыт для того, чтобы двигаться вперёд.
В начале весны АГТОиБ сделает настоящий подарок всем любителям оперетты. На Малой сцене состоится премьера спектакля «Сильва» знаменитого «короля оперетты» Имре Кальмана в постановке Александра Прасолова.
– Сейчас мы готовим яркий и красочный спектакль, который станет лучшим подарком всем женщинам к 8 марта. Примечательная особенность – специально для Малой сцены готовится партитура на 24 инструмента. Это станет первой постановкой классической оперетты в стенах Астраханского государственного театра оперы и балета.
Астраханцев ждёт традиционная трактовка «Сильвы»: законы этого жанра не подразумевают каких-либо сценических экспериментов, в основе её лежит эмоциональное начало. Мы готовим три состава исполнителей, у нас три Сильвы – Татьяна Баласанова, Татьяна Качанова и Анна Каденкова, и три Эдвина –Александр Малышко, Рафаэль Шакуров и Андрей Шитиков. Спектакль будет с замечательной молодой энергетикой.
В нашем театре хорошая интересная и весьма сбалансированная труппа, которой под силу практически любой оперный материал. Ещё радует, что труппа молодая, с большим потенциалом. Существует много замечательных коллективов, но находящихся на излёте. А оперная труппа АГТОиБ будет расцветать и расцветать.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас повсеместно встречаются вольные сценические адаптации классических спектаклей?
– Я как профессионал работал в разных ключах. Какие-то вещи мне близки, а что-то я категорически не приемлю. В некоторых спектаклях, идущих в формате оpen-air, как например, в Астраханском кремле, режиссерский замысел должен быть направлен на то, чтобы свести вместе произведение, постановку, работу артистов и музыкантов и всю трактовку с конкретным местом. Здесь важно добиться органичности.
Что касается осовременивания музыкального материала – как говорят зрители, или актуализации – как говорят критики, то этот вопрос неоднозначный. Некоторые режиссёры думают, что если они одели исполнителей в современные костюмы, то спектакль сразу станет модным и оригинальным. Подобные перевоплощения накладывают на актёра определённые обязательства, в которых он должен существовать по-другому. При этом необходима особая интонация при сохранении классического материала. Здесь важно добиться естественности воплощения.
Некоторым вещам необходимо подобное встряхивание от штампов и «нафталина». Но это можно делать не со всеми произволениями, чтобы не разрушить восприятия, сложившегося у зрителя на генетическом уровне. Считаю, что оперетту нельзя делать бытовой, так как изначально это сказочный жанр.
Кроме больших режиссёрских работ Александр Просолов создаёт моноспектакли, где ему приходится воплощать все традиционные для этого жанра функции самому.
– Это моя отдушина, прекрасная возможность не зависеть вообще ни от кого. Сам придумываю интересный сценарий, режиссёрские ходы и мобилизую свои актёрские возможности, где замысел не связан с определённой площадкой и не сопровождается сложной технической составляющей. В таких работах делаю расчёт исключительно на себя: очень люблю камерный жанр, когда нахожусь со зрителем буквально глаза в глаза. Скоро покажу в Астрахани моноспектакль «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова.
С замечательным актером Сергеем Кичигиным, который также работает в этом ключе, мы решили сделать в Астрахани на базе Союза театральных деятелей фестиваль моноспектаклей. Планируем осуществить задумку в марте и пригласить для участия интересных артистов, чтобы продемонстрировать астраханскому зрителю широкие возможности этого жанра.
По словам Александра Прасолова, театр, в широком его понимании, предполагает, чтобы туда приходили вдумчивые и эмоциональные люди. А музыкальный театр – это место особенное, где музыка имеет свойства попадать человеку прямо в сердце, минуя порой рассудочные центры.
Радостно осознавать, что культурная жизнь Астрахани, имеющая богатые музыкальные и театральные традиции, не прерывается. Ведь именно от умения сохранить все лучшие достижения творцов, подаривших искусство не одному поколению астраханцев, можно двигаться вперёд, неся в себе неподдельное вдохновение, основанное на высоком профессионализме.
Екатерина Некрасова