Руководитель астраханского центра правовой поддержки бизнеса, общественный представитель АСИ в Астраханской области Александр Соловьев рассказал в интервью AST-NEWS.ru о своих политических предпочтениях, планах на будущее, командной работе и желании помогать родному региону.
AST-NEWS.ru: Александр Александрович, вы появились в астраханской публичной политике относительно недавно, защищая интересы астраханского бизнеса. Поэтому вызвали интерес у некоторых телеграмм-каналов и аналитиков, которые поспешили связать вашу активность с выборами в гордуму. Правда ли это?
Александр СОЛОВЬЁВ: В различные периоды времени я был кандидатом в депутаты, в 2003 году – Государственной думы РФ, в 2005 – городской Думы Астрахани, в 2016 году – Московской областной думы, кстати, тогда еще участвовал и в праймериз, показав относительно не плохой для новичка результат (к тому времени я проживал в Московском регионе всего два года). Поэтому опыт участия в качестве кандидата на выборах у меня действительно есть, но свою деятельность сегодня я всецело связываю с другими направлениями, в частности, с работой в сфере защиты прав предпринимателей, разработкой и реализацией инвестиционных проектов для Астраханской области, сотрудничеством с Агентством стратегических инициатив, и для этого мне совсем не нужен статус муниципального депутата.
- Вы упомянули праймериз. Вы состоите в партии или являетесь сторонником какой-либо политической силы?
- Нет, я не являюсь членом ни одной политической партии, при этом внимательно наблюдаю за программными заявлениями и действиями практически всех политических игроков. Что касается праймериз, то в 2016 году «Единая Россия» впервые объявила о возможности участия лиц, не являющихся ее членами. Моё участие в предварительном голосовании стало проверкой собственных возможностей для достижения конкретной цели - набрать сторонников на ранее незнакомой территории, и получилось - опыт крайне полезный. Была разработана программа развития территории – Восточного Подмосковья, куда входят пять крупнейших районов Московской области. Я стал общаться с главами муниципалитетов и с представителями бизнеса, меня стали приглашать в качестве эксперта на различные мероприятия – круглые столы, публичные слушания и др. Как раз там всегда присутствуют представители практически всех партий. Некоторых, например, «Партии Роста» или «Яблока» нет в парламенте, но это не означает, что от них не могут поступать рациональные предложения. Поэтому на первое место в делах ставлю профессионализм людей, которые участвуют в общественных процессах, направленных на решение конкретных проблем, не разделяя их по партийной принадлежности или членству в той или иной организации. В своей же деятельности я открыт к диалогу для каждого, если это может принести пользу и положительный результат.
- Тем не менее, вас относят к «команде Шеина», а на выборах в Подмосковье вы выдвигались от не менее известной партии «Родина», как вы это объясните?
- Меня с тем же успехом можно отнести и к любой другой команде, где я работал в то или иное время или работаю сейчас с учетом своего опыта, образования и идей, участвуя в решении конкретных поставленных передо мной задач.
На фото: Александр Соловьев, Григорий Агасеев, Александр Башкин, совещание с политическими партиями у губернатора А.П. Гужвина, 2003 год.
История взаимодействия с политическими и общественными структурами у меня достаточно обширная. В студенческие годы я был помощником депутата А.Д. Башкина, он возглавлял региональное отделение партии «Союз Правых Сил», которая была парламентской и поддерживала многие правительственные инициативы (период с 1999 по 2003 г.г. – прим. ред.). Работал тогда с депутатами СПС из городского совета, с которым осуществлял экспертизу проектов правовых актов, участвовал в разработке решений. В тот же период стал председателем АРО «Молодежный Союз Юристов», входившего на федеральном уровне в состав сторонников партии «Единая Россия». Кроме того, как член нескольких экспертных советов, совсем недавно обсуждал инициативы партии «Справедливая Россия», принятые потом Государственной думой в виде законов: например, поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся оценки действий предпринимателей при возбуждении уголовного дела, связанных с подачей декларации и «амнистией капитала», и поправки в Налоговый кодекс.
А выдвигаться в своё время в депутаты от партии «Родина» мне предложил один из депутатов Московской областной Думы, руководивший региональным отделением этой партии, с которым я взаимодействовал как юрист, представлявший в суде многих предпринимателей, являвшихся, сторонниками «Родины».
Если кто-то открыто и публично говорит, что разделяет мои идеи и взгляды и относит меня к своим сторонникам в рамках какой-либо совместной деятельности, то ничего особенного я в этом не вижу.
- С какими общественными и политическими организациями вы сотрудничаете сегодня, а от каких открыто дистанцируетесь?
- Про политические партии я изложил свою позицию достаточно подробно, добавлю только, что никогда не буду разделять взглядов лиц, призывающих нарушать закон. Также не считаю протесты и митинги хорошим способом заявить о себе. Я выступаю за диалог между властью и обществом. Не всегда, к сожалению, он получается. Однако, в каждом случае нужно сначала заявлять открыто свою позицию, как, к примеру, это было сделано с инициативой по снижению налога на имущество. Потом получать официальные ответы и только после этого начинать критику или активные действия, обсуждать проблему или идти защищать интересы в суд, чем я занимаюсь чаще всего.
Что касается общественных организаций, то практически каждый день мне доводится общаться с предпринимательскими сообществами. Организация, которую я возглавляю (ООО «Парадиз Групп» – прим. ред.), является членом Торгово-промышленной палаты и Российского Союза Промышленников и Предпринимателей. Сам я состою в «Деловой России». Каждое из этих объединений полезно для бизнеса и рассчитано на определенный его сегмент, особенно это было заметно в период ограничений в связи с угрозой распространения коронавируса. Все эти месяцы велась активная работа, проводились вебинары, совещания, разрабатывались пакеты предложений по мерам поддержки, во всем этом я принимал достаточно активное участие, в частности, отвечая за работу горячей линии ТПП в астраханском регионе. На основе звонков предпринимателей еженедельно в органы власти отправлялись обзоры жалоб и анализ наиболее актуальных проблем.
С президентом РСПП А.Н. Шохиным
Хочу заметить, что экспертная работа общественников в большинстве случаев остается в тени, все «лавры» достаются политикам, однако, я и не стремлюсь каждый день рассказывать о своей работе. Повторюсь, для меня важен конечный результат.
Не могу не отметить и результативную работу с центром «Мой бизнес», Фондом поддержки МСП, а также с иными структурами, занимающимися работой с предпринимателями, вижу их своими стратегическими партнерами для реализации ряда проектов.
- Вы возглавляете Астраханский центр правовой поддержки бизнеса. Расскажите подробнее, что это за организация, связана ли она как-то с упомянутыми вами государственными организациями?
- Нет, не связана. Более того, она существует и финансируется исключительно за счет собственных средств. Около года назад я познакомился с работой аналогичной структуры, созданной при Московском отделении «Деловой России», ее возглавляет известный адвокат А.Ю. Мишин. Мне крайне понравились идеи и цели, поэтому я принял решение создать аналогичный центр в Астрахани. Мы только начали свою работу, я надеюсь, что будем полезны для астраханского бизнеса. Тем более, когда у нас есть пример хорошей и успешной работы, в настоящее время к своей работе уже подключаем адвокатское сообщество.
- Кстати, о вашей работе в Москве, как и многие наши земляки вы приняли решение уехать, с чем это было связано, ведь в последствии вы все же вернулись в Астрахань?
- Я переехал далеко не потому, что у нас нет достойной работы или меня не устраивал по каким-либо причинам регион – именно так пишут сейчас в социальных сетях многие уехавшие.
В 2014 году мне поступило предложение о работе в крайне проблемном подмосковном городе Рошаль (находится в 145 км. к востоку от Москвы на границе с Рязанской областью – прим. ред.), где со всей страны собрались специалисты разных отраслей, объединившись вокруг недавно избранного мэра. В одной команде оказались были бывшие руководители муниципалитетов, министры и чиновники различного уровня. Перед нами была поставлена задача – реализация программы «Наше Подмосковье» губернатора А.Ю. Воробьева, включающая в себя улучшение благосостояния населения, развитие инфраструктуры города и привлечение инвестиций, модернизация объектов ЖКХ. И с этой задачей команда мэра справилась достаточно успешно. С гордостью говорю о том, что на первом этапе работы я занимался правовым обеспечением деятельности администрации, при этом увидел, как командная работа способна привести к высоким результатам и изменить в лучшую сторону даже самую проблемную территорию.
В 2015 году вместе с коллегами из Москвы я основал консалтинговую компанию и на данном этапе принял решение, что полученный опыт работы можно применять в родном регионе. Я прилетал в Астрахань в командировки, сейчас же больше времени провожу, конечно, здесь, хотя и не останавливал деятельности в Москве и Подмосковье.
- Что это за опыт и какие проекты реализованы в Астрахани?
- В первую очередь, это системный подход к работе с конкретными территориями. В Подмосковье за последние пять лет проведена почти полная ревизия муниципалитетов, создано более ста так называемых аграрных и индустриальных зон, в которых предпринимателям главы районов и профильные министерства предлагают работу в конкретном сегменте.
Новое значение получает понятие «административный ресурс». В частности, с его помощью осуществляется поддержка любого инвестора и предпринимателя, которые, как правило, ищут информацию о направлениях инвестирования самостоятельно. Новый же подход заключается в том, что государство, в том числе с помощью консалтинговых компаний, аналогичных той, генеральным директором которой я являюсь, должно делиться информацией, которая становится систематизированной, фактически создается многофункциональный инвестиционный маркетплейс, позволяющий создать успешные проекты.
Я очень надеюсь, что по аналогичному принципу в скором времени работа будет строиться и в Астраханской области. Считаю также возможным создание в регионе структуры, аналогичной Корпорации развития Московской области, по крайней мере, если не в том масштабе, то с близким функционалом и задачами.
Что касается деятельности в Астрахани, то на сегодняшний день я как раз работаю с инвестициями малого и среднего бизнеса. За прошедшие два года реализовано 5 проектов по строительству объектов инфраструктуры в различных районах области, и работа в этом направлении продолжается, как и работа по созданию портфеля инвестиционных проектов от местных и иногородних компаний, и это касается не только строительства.
- В завершении нашего разговора хотел бы узнать: не поменялись ли ваши намерения стать уполномоченным по защите прав предпринимателей в Астраханской области, и знает ли о вашей деятельности и идеях губернатор И.Ю. Бабушкин?
- Намерения не поменялись, существуют некоторые бюрократические формальности, но, думаю, это всего лишь вопрос некоторого времени. Я выражаю благодарность всем, кто поддержал мое выдвижение и надеюсь на достижение результата, при этом, продолжаю защищать интересы предпринимателей и без статуса омбудсмена, руководя юридической фирмой и Центром правовой поддержки бизнеса.
С Игорем Юрьевичем я пока не встречался, всю информацию о деятельности довожу до сведения профильных министерств и руководителей структурных подразделений, но на встречу все же рассчитываю, хотел бы изложить свое видение развития инвестиционных проектов, а также проблем бизнеса в регионе уже не на бумаге и не в интервью, а лично.
Беседовал Максим Терский