Коррупция - абсолютное зло. Коррупция - тяжелейшая болезнь России, охватившая метастазами все ее государственные органы. Коррупция - корень всех бед страны. Эти сентенции настолько часто встречаются и повторяются, что уже теряют первоначально устрашающий смысл. Надо ли вообще с ней бороться, раз процесс уже настолько запущен? Возможна ли победа в принципе? Какая обстановка на антикоррупционном фронте? Прокомментировать эту сложнейшую проблему согласился губернатор области Александр Жилкин.

- Александр Александрович, вы являетесь председателем областной комиссии по противодействию коррупции. Чем конкретно комиссия отвечает столь серьезному врагу?

- Комиссия, конечно же, не подменяет собой правоохранительные органы. Основная ее задача - максимально исключить возможность коррупционных проявлений в среде чиновников и руководителей экономических структур, исключить всевозможные лазейки для нечистых на руку людей. И здесь очень важно контролировать принятие решений, постановлений, иных нормативных актов, исключающих саму возможность их неоднозначной трактовки в чью-либо пользу. Не должно быть формулировок: "может быть", "как правило", "имеет право", поскольку это и есть лазейки. Сегодня в органах власти на территории области, федеральной, региональной, муниципальной, работают тысячи людей. Я могу, грубо говоря, отслеживать работу только верхнего эшелона. А документы должны быть едины для всех, иначе какой-то чиновник может от имени государства толковать то или иное решение в свою пользу, устраивать бюрократическую волокиту и получать мзду. Необходимо ограничить для таких работников свободу толкования. В этом и заключается основной смысл работы комиссии.

Помимо этого, у нас есть специальное подразделение, состоящее из очень грамотных специалистов, бывших сотрудников ФСБ, которые занимаются антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов правительства. Все готовящиеся документы проверяются на так называемую коррупциогенность. Главное - на профессиональном уровне убрать условия для потенциальных факторов коррупции.

- Осенью прошлого года президент Дмитрий Медведев объявил о начале антикоррупционной кампании в стране. Область отреагировала незамедлительно. Именно на осень пришелся бум "громких" дел. Совпадение ли это либо же просто накопилась критическая масса?

- Нет, никакой кампанейщины я здесь не усматриваю. Коррупция как порождение реформенных 90-х годов стала серьезным препятствием для дальнейшего развития страны, измучила общество, "достала" всех. И президент совершенно правильно поступил, он был вынужден принять такое решение на законодательном уровне, просто дальше терпеть было нельзя. А правоохранительные структуры, в том числе на территории нашей области, получили не только поддержку главы государства, но и новые механизмы для своей работы. И активизировали эту работу.

Я постоянно говорил и говорю: "Ненавижу взяточников и браконьеров". И все мои соратники, члены команды были строго-настрого предупреждены - государственные средства нужно оберегать. Особенно часто я это повторял в период крупномасштабной подготовки Астрахани к юбилею. Требование для всех одно - вы находитесь на службе, служите народу, получаете жалованье. Отработаете, перейдете куда-нибудь в бизнес, там, пожалуйста - зарабатывайте деньги, стройте коттеджи, покупайте "мерседесы", никто слова не скажет. И некоторые ушли добровольно.

Поэтому я считаю, что речь идет вовсе не об "охоте на ведьм", а об элементарном наведении порядка. Кто работает честно - тому нечего бояться. А кто ворует - пусть тревожно спит. Не "забирают" всех подряд. К тому же у нас существует суд, именно он определяет степень виновности. Но если виновен - должен быть наказан. Как говорил легендарный Глеб Жеглов, "вор должен сидеть в тюрьме". Это плюс ко всему и другим урок, пусть задумаются...

- И тем не менее в числе коррупционеров - депутаты, чиновники высокого ранга, крупные руководители, силовики. Фамилии у всех на слуху. У людей складывается ощущение, что "наверху" подавляющее большинство - нечистоплотные на руку. Как можно побороть этот, к сожалению, устоявшийся стереотип?

- В том-то и дело, что если продолжать закрывать глаза на проблему, то народ окончательно решит, что во власти все жулики. Поэтому так необходимы сегодня антикоррупционные мероприятия. Ведь народ все видит, сложно утаить что-то в нашем небольшом регионе, тем более в городе. Приходит человек на работу в органы власти. Вдруг у него вскоре появляются коттеджи, магазины, гостиницы. Возникает вопрос - где взял? Если жена занимается бизнесом, сын или дочь - еще можно понять. А если нет? Значит, нужно разобраться, нужно, чтобы человек ответил обществу на вопрос: "Откуда"? Украл - надо наказывать. Человек, приходящий во власть, должен понимать, что он на виду. Он должен бояться нарушить закон, бояться общественного осуждения. Тогда он много раз подумает, прежде чем пойти на должностное преступление.

Мне, кстати, люди довольно часто говорят о разных "грехах" административных работников. Пишут о нарушениях на местах. Эти сигналы потом обязательно проверяются. Но люди, поверьте, у нас умные, они не осуждают огульно всех подряд и не записывают всех руководителей поголовно в воры и негодяи. И, слава Богу, что это не так. Иначе работать вообще некому будет. Совершенно понятно, что в любой структуре есть мздоимцы и нарушители закона, вот с такими и надо бороться. Причем бороться жестко. Поэтому я еще раз подчеркиваю своевременность и актуальность сегодняшних мер. И работа эта будет активизироваться, набирать обороты. Я не сторонник авторитарного произвола, но виновных надо наказывать. Тогда и у людей будет восстанавливаться доверие к власти.

- В стране и мире кризис. Ряд экспертов считает, что в этих условиях брать взятки все равно не прекратят. Напротив, будут стремиться брать больше, поскольку не хочется терять доходы, понижать свой уровень жизни. Интересно ваше мнение по этому вопросу.

- Если будет с кого брать - экономическая активность, к сожалению, а в данном случае к счастью, падает. А если серьезно, то главное в том, чтобы бизнес в кризисных условиях не ушел опять в тень. Ведь если бизнес в тени - коррупция процветает, особенно в среде контролирующих органов. А коль скоро все открыто и честно - вороватым чиновникам и инспекторам действовать сложно. Сегодня, в рамках областного плана антикризисных мероприятий мною дано поручение всем главам муниципалитетов (и они регулярно отчитываются) всячески помогать бизнес-структурам на территории районов в реализации экономических проектов. Под персональную ответственность. И если кто-то не захочет исполнять, будет пробуксовывать, пытаться нажиться - то серьезно пострадает. Со всеми вытекающими последствиями. Мы четко понимаем остроту положения и со стороны антикоррупционной комиссии вырабатываем меры противодействия.

- Великий русский поэт Федор Тютчев когда-то писал: "История России до Петра I - сплошная панихида. А после Петра - сплошное уголовное дело". Вы согласны с подобной оценкой? Неужели эту многовековую напасть победить невозможно?

- Ну, я не провидец, чтобы говорить о будущем однозначно и радикально. Но хочу повторить - должны быть на порядок увеличены устрашающие факторы, которые бы сдерживали само желание заниматься противозаконными деяниями. Ведь, скажем, полицейский в Европе или Америке никогда не возьмет взятку, потому что боится потерять свой социальный статус, свои социальные блага, боится наказания. Что же касается Тютчева и его высказывания... Мне думается, что Петр своей карательной политикой по отношению к казнокрадам и дал толчок развитию России, установлению порядка. Да, его боялись как огня, но, наверное, в ту пору иначе просто было нельзя. Петр понимал, что именно мздоимство в патриархальной, неразвитой стране - это главный тормоз. Ведь брали просто немерено, обкладывая оброком торговлю, ремесла, сельское хозяйство. Петр наказывал жестоко, но меры для исправления той ситуации были необходимыми.

- В таком случае достаточно ли сегодняшних мер для реальной борьбы? Или потребуется дальнейшее ужесточение на государственном уровне? Ведь изначально в президентском пакете мероприятий были и более строгие предложения.

- Думаю, что имеет место определенная поэтапность процесса. Очень непросто в один момент начать борьбу сразу по всем направлениям. Хотя лично мне импонирует именно строгая направленность антикоррупционных мероприятий. Но. Надо рассчитать силы. Ведь не секрет, что коррупцией поражены и представители правоохранительных органов, в том числе те, кто и должен непосредственно с ней бороться. Поэтому то, что сейчас происходит, - это первый этап борьбы. Если его в плане профилактики недостаточно - будут приниматься более радикальные меры. Работа будет продолжена. И именно системная работа по наведению порядка, а не кампанейщина.

Беседовал Сергей СИНЮКОВ, "Волга" №27 от 27.02.09.