Первый весенний месяц оказался напряжённым для астраханского губернатора. Многочисленные командировки и деловые встречи занимали в графике работы так много места, что в Астрахань удавалось приезжать на один-два дня. Между тем вопросов у журналистов "Комсомольца Каспия" к главе региона накопилось немало. И когда в командировках Александра Жилкина наступил перерыв, мы смогли пригласить его в нашу редакцию для интервью.
- Александр Александрович, на прошлой нашей встрече вы говорили, что юбилей Астрахани стал отправной точкой для решения многих проблем города. И накануне такого события в Астрахани развернулись многочисленные стройки. Мы понимаем, что многие крупные объекты невозможно было завершить в короткие сроки, но всё равно хотелось бы спросить, какие масштабные стройки будут завершены в этом году?
- В 2009 году мы заканчиваем объекты, которые уже не относятся собственно к юбилею, а входят в программу развития города. Это набережные, площадь Ленина, музыкальный театр, цирк, который будет работать круглый год, автовокзальный комплекс, первая очередь Александро-Марийнской больницы. Помимо этого, в нынешнем году будут запущены три гостиницы.
В связи с кризисом строительство ряда объектов, конечно, будет отсрочено. Но это касается в большей степени коммерческих проектов: торговых и торгово-рарвлекательных центров, гостиниц.
- Здесь не избежать вопроса о финансовой дисциплине, связанной с юбилейными объектами. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Приступая к реализации крупномасштабной программы по преобразованию Астрахани, я предупредил всех причастных, что обязательно санкционирую проверки использования финансовых средств. И поэтому я не вижу ничего страшного в том, что чиновникам, в том числе и мне, задают вопросы представители правоохранительных органов, в частности следственного управления и прокуратуры. Ещё в конце прошлого года, собрав представителей правоохранительных органов, я попросил их провести все необходимые проверки, чтобы не было никаких разговоров и кривотолков.
Реализация каждого крупного проекта состоит из трёх частей: привлечение финансов, их использование и собственно контроль. И если человек ничего не украл, то он и не должен беспокоиться. Бояться должен тот, кто взял чужие деньги.
- В редакцию часто поступают звонки от читателей, обеспокоенных ситуацией с монетизацией льгот на услуги ЖКХ. Поэтому хотелось бы спросить, чем была вызвана эта мера? Оправданна ли она?
- Монетизация льгот на услуги ЖКХ введена по всей стране. И если бы она правильно проводилась, у нас не было бы проблем. Ведь 4,5 года назад в Астраханской области уже проходила монетизация льгот - на проезд в автотранспорте. Тогда мы спланировали и сделали все так четко, что люди не обратили внимания на изменения. Не надо было писать никаких заявлений, все средства были перечислены, и люди спокойно получили деньги, чтобы оплачивать проезд. А тем, кто не хотел получать деньги на руки, вручили проездные талоны.
В ситуации со льготами на услуги ЖКХ, я считаю, проблему, причем организационного характера, создали чиновники из соответствующего министерства.
Зачем российское правительство приняло данные законы? Дело в том, что до последнего времени мы оплачивали льготы непосредственно предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, а они в свою очередь предоставляли нам информацию о количестве обслуживаемых льготников, о том, по каким тарифам и сколько денег мы должны отдать. Это была непрозрачная финансовая система: из нее непонятно, за кого мы заплатили и сколько потреблено коммунальных услуг. Поэтому российским правительством и было принято решение о переходе на персонифицированный учёт льготников. При этом объёмы выплаченных за льготы средств больше, чем реальная сумма по оплате коммунальных услуг, которые на самом деле потребляет тот или иной льготник. И получается, что мы отдаём льготы по максимальной планке потребления в соответствии с имеющимися нормативами. Но большая часть льготников не потребляет столько электричества, газа или воды. И когда человек получает деньги по средневзвешенному тарифу, а платит по счетчику, у него, как правило, образуется остаток средств.
- Оправдало ли ожидания введение отраслевой системы оплаты труда в бюджетной сфере? Каковы первые результаты работы этой системы?
- Система себя оправдала. Сейчас идёт период настройки, потому что невозможно сразу перейти от устоявшейся системы. Она была введена в 90-е годы, когда случались перебои с выплатой зарплаты. Тарифы придумали для того, чтобы минимизировать заработную плату.
Новая система оплаты труда ориентируется на результат. Эта модель позволяет формировать трудовое вознаграждение, вводит коэффициенты, которые дают возможность получать высокую зарплату, если человек показывает хорошие результаты. И эти результаты видны: в отраслях, где система введена, отмечается реальное повышение зарплаты. Для того чтобы ввести систему, ориентированную на повышение заработной платы, руководство области дополнительно заложило в бюджет 2009 года 1 миллиард рублей.
Реальный рост зарплаты заметен даже по возврату подоходного налога, он увеличился со 124% до 134%.
Дальше мы предлагаем учебным и лечебным учреждениям (там, где это возможно) переходить на автономную форму работы. Она предполагает возможность самостоятельного формирования своей заработной платы. К тому же учреждения смогут зарабатывать за счёт новых дополнительных услуг. На сегодняшний день все эти средства отчисляются в бюджет, что, я понимаю, несправедливо.
- Александр Александрович, как власть будет поддерживать выпускников техникумов, колледжей и вузов? Что вы можете посоветовать тем, кто заканчивает школу и только определяется с выбором профессии?
- Будут использованы все квоты, открытые для продолжения обучения студентов, оканчивающих в этом году высшие учебные заведения, мы будем направлять ребят в аспирантуру или на шестой курс. В то же время руководство области договаривается с вузами о переводе части студентов с коммерческой основы на бюджет.
С другой стороны, надо думать о трудоустройстве. Уверен, многие ребята смогут найти работу. Ведь даже в кризисных условиях специалисты, получившие качественное образование, не будут испытывать проблем с трудоустройством. Поскольку в настоящее время закладываются экономические и социальные основы для развития государства в посткризисный период, сейчас от каждого специалиста на предприятии, в организации или учреждении требуются предложения инновационного характера.
Молодых людей, которые все-таки будут испытывать трудности, мы трудоустроим или переучим по имеющимся программам. Ресурсов для этого достаточно.
В этом году, как, впрочем, и раньше, наблюдается большая востребованность инженерно-технических и рабочих специалистов. И зарплаты здесь будут возрастать. В кризисное время всё меньше становится офисных работников, сотрудников обслуживающих отраслей. Поэтому мы и ориентируем молодёжь и их родителей на рабочие специальности. Без высшего образования жизнь не заканчивается, тем более не всегда этот выбор осознанный. 18-19-летнему молодому человеку полезно сначала получить специальность, которая будет его кормить, а уже в 22-23 года он поймет, чего дальше хочет от жизни.
- Как будут поддерживаться сельхозпроизводители в этом году, объявленном Годом села?
- У нас две с лишним тысячи фермеров, 163 тысячи владельцев личных подсобных хозяйств, которым, конечно, нужно легализоваться, иначе им будет сложно получить от нас финансовую поддержку. Год села мы планировали, когда ещё не знали о приближающемся кризисе, но, даже несмотря на финансовые потери, селу мы поможем. Будем решать транспортные проблемы, обеспечивая автобусами. Будем помогать в рамках нацпроекта "Образование": в этом году, к примеру, мы должны построить школу в селе Сасыколи Харабалинского района. Главное, чтобы муниципальные власти следили за процессом, нельзя упускать время, а оно сейчас уходит в поисках подрядчика. Чтобы что-то улучшить, муниципальные и региональные власти должны работать вместе.
Средства из регионального и федерального бюджетов пойдут на развитие села по многим направлениям, но иждивенцев поощрять не будем.
Подготовила Наталья РУЗМИКИНА, "Комсомолец Каспия" №30 от 15.04.09.