Уполномоченный по правам детей в Астраханской области Александра Бондарева представила доклад о своей деятельности за 2023 год, с наиболее интересными фрагментами которого знакомит AST-NEWS.ru.
«В отчетный период в регионе был зафиксирован рост количества несовершеннолетних беременных девушек с 3 до 9 по сравнению с 2022 годом. В 5 случаях беременность закончилась родами, в 4 – абортом.
В 2023 году на территории области произошло 207 ДТП с участием несовершеннолетних (2022 – 191), то есть имеет место рост уровня на 8,4 %. 240 детей получили травмы различной степени тяжести (2022 год – 225). К сожалению, не обошлось без жертв – 7 детей погибли (2022– 5).
Таким образом, рост аварийности с участием несовершеннолетних отмечается по всем показателям. При этом анализ причин и условий трагедий с детьми позволяет сделать вывод, что все они произошли по вине взрослых.
На пожарах в 2023 году пострадало 22 несовершеннолетних (в 2022 – 19), из которых 3 детей погибли (в 2022 – 2), 19 травмированы.
Актуальность сохраняет проблема выпадения детей из окон многоквартирных домов: один ребёнок погиб. В 2023 году в регионе зафиксировано 100 случаев падения с высоты (в 2022 год – 11).
В АО в рассматриваемый период в результате самоубийств скончалось 6 подростков (2022 год – 4). Однако, несмотря на ухудшение в 2022 и 2023 годах ситуации, алгоритм отработки случаев суицидальных проявлений отсутствует, нет суицидологов, а также иных специалистов, имеющих образование (либо прошедших курсы переподготовки) по данному профилю.
Серьёзное беспокойство вызывает и то, что органы системы профилактики не всегда ориентируются на интересы конкретного ребёнка, допускают формализм, волокиту, образовательные организации замалчивают случаи неблагополучия учащихся, своевременно не принимают меры реагирования на их депрессивное и отклоняющееся поведение, не выясняют причины и условия, побудившие подростка расстаться с жизнью, детально не анализируют каждый такой конкретный факт и в силу этого не могут разработать надлежащую систему мер предотвращения и профилактики подобных трагических событий.
В рассматриваемый период в адрес Уполномоченного поступали жалобы на насилие в отношении детей со стороны педагогических работников в образовательных организациях.
На контроле Уполномоченного находилась ситуация, в которой ребёнок пострадал от действий педагога-воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Во время тихого часа по отношению к одному из воспитанников было применено физическое и моральное насилие (удар тапком по губам), так как ребёнок отказывался слушаться педагога-воспитателя. В результате проведенной проверки обстоятельства нашли свое подтверждение. По отношению к воспитателю приняты меры дисциплинарного воздействия. Кроме того, сотрудник детского сада признан виновным в совершении административного правонарушения.
В ноябре 2023 года в адрес Уполномоченного поступило обращение матери старшеклассницы с жалобой на нарушение прав дочери в образовательной организации. По утверждению заявительницы, учитель допустил в отношении обучающейся физическое насилие, схватив на перемене девочку за волосы. Обращение было направлено в Управление образования администрации МО «Городской округ город Астрахань». В результате проведенной проверки изложенные обстоятельства частично подтвердились. Педагог привлечен к дисциплинарной ответственности, его деятельность взята директором школы под особый контроль. Руководителю образовательной организации указано на необходимость принятия мер, направленных на предупреждение и урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
В 2023 году было госпитализировано 142 ребёнка, пострадавших от укусов безнадзорными животными.
Состояние детских площадок часто не соответствует правилам безопасной эксплуатации.
Примечательно, что, хотя количество сигналов о травматизме снижается, реальная госпитализация детей вследствие травм всё же имеет тенденцию к росту. В связи с этим, необходимость дальнейших шагов по снижению травматизма на детских площадках является актуальной задачей.
В 2023 году вновь отмечается рост преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних на 3,2% (с 1058 до 1092) при росте числа потерпевших на 4,8% (с 1298 до 1261). В отношении несовершеннолетних совершено на 16,6% больше, т.е. 408 особо тяжких преступлений (2022 год – 350), 33 – тяжких преступления (2022 год – 40).
Дети все чаще становятся жертвами насилия со стороны членов семьи. Так, 97 преступлений совершено в отношении детей родителями (2022 год– 4); сожителями родителя – 156 (2022 год – 4), иными членами семьи – 14 (2022 год – 1), знакомыми – 53 (2022 год – 153).
Постановлением суда к 17 годам лишения свободы приговорен бывший старший участковый уполномоченный отдела полиции УМВД России по г. Астрахани, обвиняемый в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении своей 4-летней дочери. К 22 годам приговорен А., совершивший преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетней дочери. К 24 годам приговорен Р., совершивший преступления против половой неприкосновенности падчерицы.
В целом уровень подростковой преступности остается высоким. Так, в 2023 году несовершеннолетними совершено 233 уголовно-наказуемых деяния (2021 год – 333, 2022 год – 298). При этом рост преступности отмечается в трех городских районах (Кировском, Ленинском, Трусовском), а также в Ахтубинском, Енотаевском районах и ЗАТО Знаменск. В Трусовском районе Астрахани и Енотаевском районе рост детской преступности отмечается второй год подряд. Число особо тяжких преступлений, совершенных с участием лиц данной возрастной категории, осталось примерно на уровне прошлого года и составило 13 преступлений (2021 – 16, 2022 год – 15), тяжких – снизилось на 40,5% и составило 50 таких преступлений (2021 год – 100, 2022 год – 84).
Большую часть раскрытых преступлений по-прежнему составляют кражи – 119 (2021 год– 180, 2022 год – 158). Данная негативная тенденция наметилась много лет назад и продолжает оставаться на довольно высоком уровне. Если сложить все показатели по преступности, целью которых являлась корысть (мошенничество – 19, грабеж – 13, разбой – 1, вымогательство – 1, угон – 24 и др.), то получим 177 преступлений или 75,9% (2022 – 77,1% или 230 преступлений) от общего числа преступлений – 233, совершенных лицами до 18 лет. При этом в рассматриваемый период рост мошеннических действий по сравнению с прошлым годом составил 58,3%.
На фоне уменьшения преступной активности подростков в отчетном периоде зафиксировано снижение числа преступлений несовершеннолетних до достижения ими возраста привлечения к уголовной ответственности (общественно-опасных деяний). Однако на протяжении нескольких лет в структуре преступности данной категории населения прослеживается довольно высокий уровень преступлений, основанных на корыстных мотивах, что составляет 75,9 % от общего их числа (2022 – 77%). Кроме того, 27% составляют тяжкие и особо тяжкие преступления (2022 год – 33%).
Несмотря на снижение числа несовершеннолетних лиц, повторно совершивших преступления, при уменьшении количества ранее судимых подростков, число совершенных ими преступлений по-прежнему велико. Причем, число несовершеннолетних, равно как и количество совершаемых ими противоправных деяний до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, не снижается.
К вышеизложенному следует добавить, что в 2023 году отмечается рост числа несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения: с 613 до 745 изменилось количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, выявлено 259 несовершеннолетних потребителей психотропных веществ, на профилактическом учете в ПДН состоит 518 несовершеннолетних, из них 27 ранее судимы (2022 – 640 несовершеннолетних, из которых 53 ранее судимы).
На внутришкольном учете в отчетном году состоит 401 подросток – это те, кто находится в группе риска, но не совершил серьезных противоправных действий (2022 – 783).
В системе детско-юношеского спорта сохраняются следующие проблемы, требующие решения:
- недостаточный уровень финансового обеспечения организаций – участников детско-юношеского спорта;
- отсутствие заинтересованности у учителей физической культуры в развитии школьных спортивных клубов;
- недостаточный уровень обеспеченности профильными спортивными объектами (бассейны, гандбольные площадки, дворец единоборств, универсальные игровые залы, легкоатлетический манеж и др.);
- отсутствие профильного спортивно-оздоровительного лагеря.
Не во всех ситуациях органы опеки и попечительства предпринимают достаточные меры для обеспечения права несовершеннолетнего на проживание с родителями: не обеспечивают заинтересованных в ребёнке родителей необходимой помощью и поддержкой для преодоления особых жизненных ситуаций. Такая позиция органов опеки и попечительства зачастую приводит к нарушению прав ребёнка, вызывает негативные эмоции со стороны всех участников разбирательства.
В 2023 году на 5623 зарегистрированных браков (2022 год – 5844) пришлось 5655 разводов (2022 год – 5483).
Имеет место формальный подход уполномоченных органов к рассмотрению обращений родителей на досудебном этапе. Это выражается в том, что органы опеки и попечительства, органы полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рекомендуют сразу обращаться в суд, а сами не предпринимают мер по пресечению злоупотребления родительскими правами, не обеспечивают заинтересованных в ребёнке родителей необходимой помощью и поддержкой для преодоления особых жизненных ситуаций. Поэтому в названные органы направляются заключения с рекомендацией принять необходимые меры по урегулированию сложившейся ситуации в пределах установленной компетенции.
К вышесказанному следует добавить – низкое качество представляемых в суд заключений психологов-экспертов, привлекаемых к судебному разбирательству. Так, в одной из жалоб в адрес Уполномоченного заявителем указано, что акты обследования условий проживания родителей с ребёнком, представленные в суд, не отражают в полной мере все условия проживания для психологического и физического воспитания ребёнка. Мнение ребёнка по спору не выявлено, как и не выявлены его потребности, отношение к родителям.
Вместе с тем, как показывает практика, отсутствие в актах органов опеки и попечительства сведений об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, в последующем может привести к необоснованному решению суда, в связи с чем представляется, что в акте обследования условий жизни ребёнка и лица, претендующего на его воспитание, а также заключении органа опеки и попечительства должны быть отражены сведения об обстоятельствах, подлежащих учёту судом при вынесении решения по делу.
381 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находится в социальном учреждении (в 2022 году – 358 человек). Этот показатель увеличился на 6,4% и остаётся довольно высоким.
Особое внимание Уполномоченный уделяет вопросам жизнеустройства детей, исключению необоснованного помещения их в государственные учреждения, медицинские учреждения и уменьшению срока нахождения в них. В ходе посещения ГКУ АО «Специализированный дом ребёнка “Капелька”» стало известно о судьбе полуторагодовалого мальчика с паллиативным статусом, который более полутора лет проживал в доме ребёнка из-за того, что родители не забирали ребёнка домой по причине отсутствия навыков осуществлять за ним уход. При этом в семье есть еще один ребёнок-инвалид. Родители не трудоустроены. В ходе ознакомления с личным делом установлено, что индивидуальный план профилактической работы с семьей отсутствует, как и подтверждение оснований помещения ребёнка в учреждение. После вмешательства Уполномоченного ребёнок вскоре был передан на воспитание в кровную семью, родители проинформированы о мерах социальной поддержки, семья находится на социальном сопровождении, назначен куратор семьи.
Ещё один пример, который указывает на формальный подход к организации профилактики социального сиротства и обеспечения прав ребёнка жить и воспитываться в семье. Двое детей длительное время проживали в ГСКУ АО ЦПД «Юность». Мама желала забрать детей, и они были к ней привязаны, но мер для обеспечения права детей жить и воспитываться в семье уполномоченными органами не предпринималось. В результате вмешательства Уполномоченного девочки возвращены родителю. Семья находится на социальном сопровождении, назначен куратор.
Эти случаи также помогли выявить общие недостатки в организации деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в регионе.
36 (67,9%) воспитанников проживают в социальных учреждениях на основании заявлений родителей в связи с тяжелым материальным положением. При этом работа по возврату ребёнка в семью организована формально либо отсутствует вовсе. Зачастую не учитывается мнение обоих родителей, не даётся оценка обоснованности причин для помещения ребёнка, отсутствуют межведомственные планы работы с семьёй, не прорабатывается возможность передачи несовершеннолетнего в семьи родственников. В результате дети длительное время проживают в учреждениях.
В некоторых личных делах воспитанников ГСКУ АО ЦПД «Юность» в индивидуальных планах развития и жизнеустройства не обнаружено мероприятий, касающихся жизнеустройства детей. Учитывая изложенное, возможно утверждать, что индивидуальные планы не дают никакого представления о том, какая фактически работа проводится в учреждениях по жизнеустройству несовершеннолетних, прежде всего в семьи кровных родственников.
Профилактическая работа с семьями зачастую организуется несвоевременно, некачественно и формально. Анализ обращений в адрес Уполномоченного свидетельствует как о низком качестве профилактической работы с семьями, так и об отсутствии адекватной помощи родителям в восстановлении прав или отмене их ограничения.
О ситуации стало известно от родственницы молодой женщины, которая настойчиво добивалась восстановления в родительских правах. Мать поддерживала отношения с детьми, проживающими в детском доме, работала, но были проблемы с алкогольной зависимостью. При этом помощь и содействие ей были организованы только после вмешательства Уполномоченного. После проведенной профилактической работы с матерью, её лечения, девочек вернули в семью.
В целом во всех детских социальных учреждениях по результатам проведенных мониторингов соблюдения прав и законных интересов детей выявлены нарушения в организации профилактической работы с семьями и детьми, которые препятствуют обеспечению права детей жить и воспитываться в семье, сохранению и восстановлению кровных семей для воспитания несовершеннолетних.
Анализ обращений в 2023 году также, как и в 2022 году показывает, что у органов опеки и попечительства отсутствует единообразное толкование понятия «ребёнка, утратившего родительское попечение». Как уже указано, перечень ситуаций, при которых на органы опеки и попечительства возлагаются полномочия по обеспечению прав и законных интересов ребёнка, является открытым, что позволяет учесть индивидуальные жизненные обстоятельства (статья 121 Семейного кодекса РФ). Однако на практике существует закрытый перечень оснований, при наличии которых ребёнок может быть передан под предварительную опеку (попечительство).
К Уполномоченному поступают обращения об отказе органов опеки и попечительства оформить предварительную опеку над ребёнком при фактическом отсутствии родительского попечения. Например, к Уполномоченному обратился представитель общественной организации в интересах пятнадцатилетнего подростка, которого отец, страдающий алкоголизмом, фактически выжил из собственного дома. После смерти матери мужчина переехал в жилое помещение, являющееся наследственным имуществом. Помощи сыну (ни моральной, ни материальной) он не оказывал, обращался с ребёнком жестоко. Мальчик вынужден был сбежать к дальней родственнице, которая стала о нем заботиться. Однако при обращении родственницы в орган опеки и попечительства ей было отказано в установлении предварительного попечительства в отношении подростка. Лишь после вмешательства в ситуацию Уполномоченного было принято решение – об установлении попечительства родственницы по заявлению отца. Пришлось договариваться с отцом ребёнка, хотя в жизни сына он практически не участвует.
При этом следует отметить, что для помещения ребёнка в учреждение оказывается достаточно только ходатайства органа системы профилактики, тогда как устройство ребёнка в семью при тех же обстоятельствах становится невозможным.
В адрес Уполномоченного поступило 56 письменных обращений (2022 год – 112), связанных с реализацией права на социальное обеспечение и социальное страхование. Заявители сообщали, что при обращении за мерами поддержки сталкивались с:
- незаконным отказом в назначении социальных выплат со ссылкой на неполноту или недостоверность представленных сведений;
- отсутствием возможности восполнить недостающие документы;
- необоснованным завышением среднедушевого дохода семей;
- некорректным исчислением уровня финансовой обеспеченности семьи;
- проблемами при отнесении семьи к статусу многодетной;
- сложностями в реализации льгот многодетными семьями и др.
Следует отметить и недостаточную осведомлённость граждан о предусмотренных для них федеральных и региональных льготах.
При росте количества многодетных семей – 20 513 (2022 год – 20 497) – только 12 542 семьи получают меры социальной поддержки (2022 год – 19 561). Несмотря на существующие правовые гарантии, состояние законности в сфере соблюдения прав многодетных семей вызывает обоснованное беспокойство. Очевидно, что с рождением каждого последующего ребёнка возрастают риски попадания семей в категорию малоимущих.
К Уполномоченному поступали обращения многодетных семей о несоблюдении сроков и порядка предоставления им земельных участков, неправомерном выделении таким семьям земельных участков, непригодных для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства без необходимых инженерно-технологических коммуникаций, о наличии жилищных проблем.
Число лиц, которым отказано в выдаче государственного сертификата на материнский семейный капитал (МСК), возросло по сравнению с прошлым годом с 629 до 855. Причина отказа – отсутствие права на МСК и в связи с выдачей сертификатов в беззаявительном порядке. В адрес Уполномоченного в рассматриваемый период поступали обращения многодетных матерей с жалобой на отказ в предоставлении МСК.
Анализ законодательства Астраханской области показал, что ежемесячные выплаты на содержание детей-сирот, воспитывающихся в семьях, установлены в размере ниже региональной величины прожиточного минимума на ребёнка. В соответствии с реализуемой в РФ политикой, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и благополучие несовершеннолетних, представляется целесообразным внесение изменений в Закон АО «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области», согласно которым размер ежемесячных денежных выплат должен быть не ниже величины прожиточного минимума ребёнка в АО.
В регионе не в полном объеме реализуются государственные и муниципальные программы обеспечения граждан жильем.
Актуальной является проблема расселения граждан из ветхого (аварийного) жилья. К Уполномоченному поступило обращение жительницы г. Камызяк по жилищному вопросу. Заявительница сообщила, что многоквартирный дом, в котором она проживает с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, был признан аварийным в 2019 году, но жильцы до настоящего времени не отселены. Предлагаемое заявительнице взамен аварийного жилое помещение не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. После проведения проверки изложенных обстоятельств обращение заявительницы было направлено в прокуратуру Камызякского района.
В результате проведения прокурорской проверки установлен факт нарушения администрацией МО «Камызякский муниципальный район АО» жилищного законодательства в части предоставления семье заявительницы другого благоустроенного жилого помещения, а также жилого помещения маневренного фонда на период расселения аварийного дома. В целях устранения нарушений прокуратурой района подготовлено исковое заявление в Камызякский районный суд о понуждении органа местного самоуправления предоставить ей благоустроенное жилое помещение.
По-прежнему отмечаются трудности в обеспечении семей с детьми жилыми помещениями маневренного фонда. К Уполномоченному обратилась многодетная жительница Астрахани, которая сообщила о невозможности проживать в ранее предоставленном семье маневренном жилье ввиду его антисанитарного состояния (подтопление, плесень, комары и т.п.). Заявительница обратилась в жилищное управление администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» с заявлением о предоставлении её семье другого жилого помещения маневренного фонда, но получила отказ, несмотря на наличие экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области».
По итогам работы Уполномоченного с органами местного самоуправления администрацией Советского района Астрахани было изготовлено техническое заключение о состоянии основных строительных конструкций жилого помещения, назначено заседание городской МВК. После признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту заявительнице рекомендовано повторно обратиться в жилищное управление администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» с заявлением о предоставлении другого жилого помещения маневренного фонда на период его проведения.
Обращались к Уполномоченному (как письменно, так и устно) граждане льготных категорий по вопросам бесплатного предоставления в собственность земельных участков. Проблема, как правило, заключалась в длительном ожидании предоставления земельного надела. Заявителям были даны подробные разъяснения о порядке обращения в суд с административными исками о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным, выданы образцы исковых заявлений. В ряде случаев предоставленные земельные участки были неудобны для использования ввиду неровного рельефа (ямы, овраги, котлованы и т.д.) либо не имели доступа к инженерным коммуникациям. В таких ситуациях заявителям было рекомендовано отказаться от их получения с сохранением очередности.
К Уполномоченному в 2023 году поступило 25 обращений граждан по вопросам реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, что составило около 6% от общего числа обращений. В них были поставлены различные вопросы в сфере охраны здоровья детей и реабилитации:
- оказание материальной помощи детям с различными заболеваниями; организация госпитализации;
- содействие в лекарственном обеспечении; установление инвалидности;
- обеспечение техническими средствами реабилитации;
- организация санаторно-курортного лечения.
Как показали выездные проверки Уполномоченного и сотрудников аппарата, требование закона в части исполнения назначений врачей-специалистов детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в полной мере не выполняется. Отмечен формальный подход к диспансеризации воспитанников посещаемых учреждений и дальнейшему исполнению медицинских рекомендаций.
В центре внимания Уполномоченного также оказалась проблема нехватки медицинских кадров. К сожалению, практически во всех муниципальных образованиях не полностью укомплектованы кадрами районные больницы и детские поликлиники, что, в свою очередь, влечет недостатки организации медицинского обслуживания детей в образовательных организациях.
Ярким примером такого обращения стал сигнал, направленный депутатом Совета ЗАТО Знаменск.
Заявительница, от имени жителей закрытого административно-территориального образования, выражала обеспокоенность в связи с предстоящим сокращением педиатрического отделения, отделения анестезиологииреанимации, операционного блока ГБУЗ АО «Городская больница ЗАТО Знаменск». По мнению депутата, реорганизация учреждения здравоохранения могла повлечь невозможность оперативного оказания соответствующих видов медицинской помощи детям, проживающим на территории муниципального образования.
В результате проведенной проверки было установлено, что работа акушерско-гинекологического отделения учреждения здравоохранения приостановлена до 13.06.2023 ввиду неукомплектованности штата. Пациентки, находящиеся «в положении», транспортировались для оказания медицинской помощи в другие муниципальные образования (Ахтубинский район, Астрахань) либо в Волгоградскую область.
Уполномоченным, ввиду того что сложившаяся ситуация могла привести к нарушению прав беременных женщин и рожениц, нуждающихся в срочном оказании медицинской помощи, было направлено заключение в министерство здравоохранения АО с рекомендацией принять меры по разрешению сложившейся ситуации в кратчайшие сроки.
В результате его рассмотрения деятельность акушерско-гинекологического отделения была возобновлена, но проблема кадрового дефицита в ГБУЗ АО «Городская больница ЗАТО Знаменск» осталась. К сожалению, аналогичная ситуация наблюдается в Камызякском, Наримановском, Енотаевском, Ахтубинском и некоторых других районах Астраханской области. Это говорит о необходимости введения новых эффективных мер государственной поддержки медицинских работников, которые стимулировали бы интерес к профессии.
Несколько обращений было связано с установлением детям инвалидности. По-прежнему актуальной остается проблема затягивания сроков медицинского обследования несовершеннолетних при наличии оснований для передачи документов в Бюро медико-социальной экспертизы. Например, в мае 2023 года к Уполномоченному поступило обращение ад воката в интересах матери мальчика, который нуждался в медицинском обследовании с целью последующего направления на медико-социальную экспертизу. Обследование длилось несколько месяцев, причем некоторые анализы приходилось сдавать на платной основе. После обращения Уполномоченного в региональный Минздрав ребёнок был госпитализирован в пульманологическое отделение ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой», где в отношении него в короткие сроки были проведены недостающие медицинские исследования. В июле 2023 года мальчику была установлена инвалидность.
При уменьшении численности занимающихся физической культурой и спортом несовершеннолетних в образовательных организациях прослеживается снижение количества таких организаций.
Зачастую родители не знают, где получить информацию о возможных реабилитационных мероприятиях для детей. Кроме того, отмечается отсутствие механизма взаимодействия родителей, имеющих детей-инвалидов, медицинских организаций, спортивных организаций, бюро медико-социальной экспертизы для реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида.
В региональных исполнительных органах, медицинских учреждениях, бюро медико-социальной экспертизы также отсутствует реестр соответствующих организаций, что затрудняет родителям, чьи дети желают заниматься адаптивной физической культурой и спортом, предоставление соответствующих услуг. Кроме того, имеются сложности во взаимодействии и исполнении индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида в части реабилитации способами адаптивной физической культуры и спорта.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что Уполномоченным неоднократно отмечалась в ежегодных докладах проблема нехватки тренеров по адаптивной физической культуре в сельской местности. В системе детско-юношеского спорта сохраняются следующие проблемы, требующие решения:
- недостаточный уровень финансового обеспечения организаций – участников детско-юношеского спорта;
- отсутствие заинтересованности у учителей физической культуры в развитии школьных спортивных клубов;
- недостаточный уровень обеспеченности профильными спортивными объектами (бассейны, гандбольные площадки, дворец единоборств, универсальные игровые залы, легкоатлетический манеж и др.);
- отсутствие профильного спортивно-оздоровительного лагеря.
Среди них жалобы граждан о возведении стены, отделяющей корпуса ПВР «Астраханские зори», где проживают проживающая в пункте временного размещения граждан, прибывших в Астраханскую область с территории ДНР, ЛНР и Украины, «Астраханские зори» граждане с детьми, от территории, на которой расположены спортивная площадка, часовня, аллея для прогулок, выход к реке. По информации министерства социального развития и труда АО, возведение ограждения корпусов на территории ПВР приостановлено. Соответствующая информация нашла свое подтверждение в ходе выезда Уполномоченного по правам ребёнка в АО в ПВР.
В Астрахани отсутствуют парки и иные зоны отдыха для семей с детьми на свежем воздухе, оборудованные современными аттракционами. В этой связи главе администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность организации соответствующего пространства.
Муниципальные образования Енотаевский, Володарский, Икрянинский районы направили в федеральные центры незначительное количество детей, а Черноярский – не направил ни одного ребёнка.
По результатам проверок Управлением Роспотребнадзора по АО выявлено 86 нарушений в организации питания детей, питьевого режима, содержания территории и помещений, правил приема, составлено 10 протоколов об административном правонарушении, наложено 10 штрафов.
Проведен мониторинг организации медицинской помощи в общеобразовательных организациях АО. В рамках мониторинга были проведены выездные мероприятия, документарные проверки, в результате которых установлено, что не во всех образовательных организациях области полностью укомплектован штат медицинских отделений, имеются недостатки оснащения медицинских блоков, требуется ремонт помещений медицинских кабинетов, один из медицинских пунктов находится в ненормативном состоянии. Результаты мониторинга с предложениями по решению выявленных проблем в целях достижения положительных изменений в жизни благополучателей направлены в региональный минздрав и органы местного самоуправления.
Поступающие обращения позволяют наглядно отследить «график» демографического роста населения. Если в 2018-2021 годах большинство запросов касалось получения места в детском саду, то сейчас наблюдается тенденция переуплотнения общеобразовательных организаций (школ). Особенно остро стоит вопрос устройства детей в первый класс.
Одной из наиболее серьезных тем обращения граждан к Уполномоченному в 2023 году было обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В декабре 2023 года в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение родителей детей-инвалидов, обучающихся в ГКОУ АО «ОШИ № 5». По утверждению заявителей, со стороны руководства образовательной организации на протяжении нескольких лет имело место нарушение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части обеспечения их полноценным питанием, организации внеурочной деятельности, выполнения индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов, создания условий для осуществления родительского контроля за организацией образовательного процесса.
Кроме того, родители обучающихся указали на недостаточность кадрового и материально-технического обеспечения школы-интерната. Обращение было направлено в министерство образования и науки АО для проведения проверки изложенных обстоятельств в рамках компетенции. В результате ее проведения факты, изложенные в обращении, подтвердились. Внесено предостережение о недопущении нарушения законодательства об образовании.
Традиционной темой обращения родителей обучающихся к региональному детскому омбудсмену являются конфликты в образовательной среде. В 2023 году их число существенно возросло и составило 30% от общего количества обращений по данной теме (2022 год – 16%).
Практически каждое второе обращение в сфере образования связано так или иначе с проблемой налаживания взаимоотношений в образовательной организации. Конфликты становятся все более многоуровневыми – в них активно принимают участие обучающиеся, педагоги, родители. Отношения выясняют на уроках, переменах, в школьном дворе и за его пределами, в социальных сетях.
Одной из относительно новых «платформ» для такого вида поведения стали родительские чаты. Причем если раньше конфликтные ситуации, как правило, имели место в старших классах, то теперь все более активными их участниками становятся ученики начальной школы. Проблемы возникают и в детском саду.
Вот несколько ситуаций, описанных в обращениях законных представителей обучающихся:
- на перемене произошла потасовка между обучающимися первого класса, в результате которой двое детей побили одноклассника;
- второклассник толкнул своего сверстника в школьном коридоре, причинив ему вред здоровью средней тяжести;
- трое учащихся пятого класса «отомстили» однокласснику за демонстративное поведение в столовой, попытавшись его задушить в присутствии педагога;
- педагог в ходе урока начала задавать обучающемуся шестого класса некорректные вопросы национально-религиозного характера;
- учащаяся восьмого класса была отстранена от занятий по причине ношения религиозной одежды;
- учитель пытался затащить старшеклассницу в класс за волосы;
- воспитатель детского сада во время «тихого часа» в порыве раздражения ударила воспитанницу по губам.
Проблемным вопросом является доступность учреждений культуры для детей из отдаленных районов Астраханской области».