Алексей Чувилёв – о прошлом и настоящем косметологии в Астрахани

Поводом для нашей беседы с известным косметологом, провизором и директором косметологического салона Institut de Beaute Алексеем Чувилёвым стала прошедшая в Астрахани научно-практическая конференция «Лекарство и здоровье человека», организованная кафедрой клинической фармакологии АГМУ.

– Алексей Викторович! Конференция под патронажем министерства здравоохранения Астраханской области состоялась уже в 22-й раз. Что отличает нынешнее мероприятие от предыдущих?

– Характерной особенностью прошедшей конференции стало проведение в её рамках симпозиума «Клиническая фармакология и косметология: навстречу друг другу», посвящённого памяти выдающегося отечественного фармацевта-химика, производителя парфюмерии и косметики в Российской империи Александра Митрофановича Остроумова.

– Он имел какое-то отношение к Астрахани?

– Отчасти. Полгода назад ко мне попала редкая фотография, на которой запечатлена старинная аптека. При детальном изучении снимка я обратил внимание на газету, лежавшую на прилавке. С помощью лупы удалось прочесть её название – это был «Астраханский листок». Благодаря этому, удалось атрибутировать, что аптека находилась в нашем городе. Рассматривая товары, выставленные на полке, обратил внимание на то, что среди них была продукция, выпущенная товариществом фармацевта А. М. Остроумова «Парфюмерная фабрика». Тогда стал искать информацию об этом человеке.

photo_2023-04-25_22-03-47.jpg

Мне удалось выяснить массу интересных фактов. Александр Митрофанович Остроумов в начале прошлого века занялся производством косметической продукции, подходя к этому с научной точки зрения. Он искал обоснование для субстанций, входящих в состав его препаратов, идя не эмпирическим, а научным путём. Остроумов являлся автором известнейших косметологических средств: мыла «От перхоти», «Весенние цветы», «Конго», одеколонов «Шипровый», «Ландышевый», «Жасминовый», «Идеал», «Японская сирень», «Букет императрицы», духов «Фреш Эй», «Вера-Фиалка» и «Оридис», а также знаменитого отбеливающего крема «Метаморфоза», выпускаемого до сих пор. Изобретённое Александром Митрофановичем мыло против перхоти принесло ему поистине мировую славу. Важно, что его продукция была доступна широким слоям населения.

Помимо того, что Остроумов занимался разработкой рецептур для своих препаратов, в 1910 году он открыл первый в Российской империи Институт врачебной косметики. Это заведение работало в Москве на Тверской улице, в доме № 33. Именно там производились первые отечественные пластические операции, не реконструктивного, а эстетического плана – туда обращались люди, желавшие устранить косметические недостатки своего лица. Там располагались отделения физиотерапии, массажа, лабораторной диагностики, рентгенологии, что для начала XX века было настоящим прорывом в тогдашней индустрии красоты. Учёный также занимался бурной издательской деятельностью, выпустив большое количество руководств и справочников по косметике, научно-популярную литературу для женщин. Являясь известным парфюмером, он составлял формулы популярных ароматов, привлекая к рекламной кампании своей продукции примадонн Большого театра.

photo_2023-04-26_08-38-09.jpg

После революции 1917 года всё производство Остроумова реквизировали, но фабрика, выпускающая его продукцию, действовала до 1929 года. Александр Митрофанович уехал с семьёй в Крым, а потом в Константинополь, где скончался в 1920 году. Его прах покоится в Ялте.

Также удалось найти сведения о том, что в Астрахани действовали четыре аптеки, продававшие продукцию Остроумова.

– Странно, что имя такой разносторонней личности практически неизвестно широкой публике…

– Александр Митрофанович как фармацевт внёс неоценимый вклад в развитии косметологии в нашей стране, объединив в одном лице два этих начала. Остроумов осуществил все вышеописанные инновации на полвека раньше, чем его европейские и американские коллеги, такие, как Елена Рубинштейн, Элизабет Арден, Эсте Лаудер, Надежда Пайо.

IMG_8915.JPG

В процессе исследования личности Остроумова я познакомился с его праправнуком Дмитрием Бабаевым, который бережно хранит память о своём именитом предке, создав специальный сайт, посвящённый обширной деятельности Александра Митрофановича. Дмитрий специально приехал по моему приглашению в Астрахань, чтобы принять участие в симпозиуме, прошедшем на высоком уровне.

Благодарен ректору Астраханского государственного медицинского университета Ольге Александровне Башкиной и завкафедры клинической фармакологии АГМУ, доктору медицинских наук  Аделе Равильевне Умеровой, которая предложила посвятить симпозиум этому выдающемуся человеку.

photo_2023-04-25_22-20-12.jpg

Событие такого порядка, где косметология и фармакология рассматривались, как единое целое, случилось в России впервые. На мероприятии сделано несколько важных докладов различными специалистами: кафедральными сотрудниками, практикующими косметологами, директорами косметологических клиник. До недавнего времени было принято считать, что косметология привязана исключительно к дерматологии. За тридцать лет практики я чётко осознал, что косметология держится на двух основах – дерматологии и фармакологии: разработкой косметологических препаратов занимаются именно специалисты, работающие в фармакологической сфере. Именно они генерируют молекулы и создают средства, которые мы, косметологи, используем в своей ежедневной практике. На нашем симпозиуме эта взаимосвязь стала очевидной. Надеюсь, что симпозиум станет регулярным, привлекая к себе внимания представителей профессионального сообщества, в том числе и из других регионов.

– Алексей Викторович! Какие подводные камни существуют в современной косметологии?

– На конференции коллеги уделили пристальное внимание осложнениям и отдалённым последствиям после применения популярных сегодня инъекционных методик. Это достаточно сложный и спорный механизм в омоложении внешности, имеющий ряд достоинств. Но не стоит забывать об отрицательных моментах, связанных с некоторыми травматическими методиками, например, о иммуногенности гиалуроновой кислоты, о выработке большого количества цитатинов в ответ на повреждение кожи. Упоминалось и такое неприятное заболевание щитовидной железы, как аутоиммунный тереидит, всё чаще диагностируемый у молодых женщин, злоупотребляющих инъекционными методиками – такими, как мезотерапия и биоревитализация. Существует опасность тяжёлого осложнения после введения липофиллеров, приводящее к эмболии глазной артерии, из-за чего можно потерять зрение. На симпозиуме приводились примеры, когда подобные осложнения становились причиной летального исхода.

– Как же выбрать безопасную для здоровья косметологическую процедуру?

– Это зависит от того, что желает получить пациент. Если он хочет произвести радикальные изменения своей внешности, то нужно выбирать клинику с медицинской лицензией, где работают специалисты, имеющие сертификаты государственного образца. Не надо стесняться, и, приходя в ту или иную клинику, смело просить у специалиста все подтверждающие его законную деятельность документы. Можно даже поинтересоваться, как в клинике проходит асептика и антисептика, есть ли в наличии средства для оказания неотложной терапии – например, от анафилактического шока. Отсутствие всех этих важных моментов означает получение косметологических процедур в кустарных условиях, что недопустимо. Каким бы грамотным и опытным не был косметолог, никто не застрахован от аллергических и анафилактических реакций, когда надо спасать пациента и счёт идёт на секунды. Каждый клиент должен знать о таких рисках и относиться к этому максимально серьёзно.

Если речь идёт исключительно о косметическом профилактическом уходе, то, согласно действующему законодательству, вновь разрешена эстетическая косметология. Это различные спа-салоны и косметические кабинеты, где должны работать специалисты, имеющие диплом государственного образца. В задачи подобных заведений входит не решение глобальных проблем с внешностью, а профилактический уход, формирование здорового образа жизни, антистрессовые процедуры, лимфодренирующие массажи, что является для любого живущего в городских условиях человека частью полноценной жизни. Не стоит забывать, что наш организм ежедневно подвергаемся большому стрессу, поэтому спа-процедуры способны нивелировать отрицательное воздействие, оказываемые на нашу кожу.

– Спасибо за беседу, Алексей Викторович!