«В жизни каждого человека есть моменты, о которых можно вспомнить с теплом в душе и рассказать в хорошей компании за чашкой, например, душистого чая. Мы давно не мальчишки, и наша щетина жестче проволоки, а бороды у некоторых гуще обувных щеток, но на этих страницах мы всегда останемся детьми. Детьми, открытыми для нового, любящими играть, шкодничать, попадать в различные приключения. И надеемся, дорогой читатель, что вместе с нами ты будешь переживать все эти события и не станешь строго судить за некоторые ошибки или упущения. А мы постараемся не разочаровать твои ожидания».
С такими словами обращается к читателю Алексей Ерошкин, автор изданного в 2019 году издательством «Сибирская благозвонница» произведения «Лето под парусом». Сегодня Алексей - представитель Астраханской епархии, а в недавнем прошлом — сам выпускник православной школы при Свято-Николо-Шартомском монастыре (Шуйская епархия, Ивановская область). Поэтому и речь в книге, которая во многом автобиографична, тоже о воспитанниках школы - компании мальчишек, воспитанных монахами и священнослужителями. О том, что детство на территории монастырского подворья оказывается ничуть не менее, а порой даже и более увлекательным, чем жизнь обычных подростков, о том, какая атмосфера царила в той школе, и отличаются ли современные юноши от своих сверстников 15 лет назад, мы беседовали с автором книги «Лето под парусом» Алексеем Ерошкиным.
«Астрахань Православная»: Алексей, расскажите, как Вы приняли решение написать книгу о православной школе при Свято-Николо-Шартомском монастыре? Расскажите историю создания произведения.
Алексей Ерошкин: На самом деле, такое решение пришло не только мне. В школе постоянно, все эти годы кипела, бурлила жизнь, и необходимость написать о ней буквально повисла в воздухе. Такое желание возникло не только у меня, но и у директора школы - сейчас он архимандрит Филипп, тогда был игуменом, и у некоторых ребят. Но чтобы написать книгу, нужно было взять за основу какие-то события. И вот их концентрация пришлась на лето 2005 года. Это время, когда мы поехали в город Юрьевец на летние каникулы. Там был инструктор, который водил нас в походы, учил выживанию в лесу, ориентированию на местности, хождению по реке под парусом, гребле и многому другому. В книгу вошли события не только этого лета, но и какие-то интересные, смешные случаи прошлых годов и последующего времени. Что-то вспоминали ребята. Также есть истории, рассказанные отцом Аристархом (Пальцевым), который в произведении назван отцом Агафангелом, - он поделился случаями из своей жизни, все они правдивы. И я сам вел дневник («судовой журнал») всех наших походов и на его основе взялся составлять книгу. Естественно, первый вариант, который я писал между учебой в строительном университете и в Ярославской духовной семинарии, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Ну что может получиться с первого раза? У меня тогда не было понятия ни о героях, ни о сюжете, я вообще ничего не знал, и, помнится, первые две страницы вымучивал недели две. И собрал все ошибки начинающего автора. Читать это было бы невозможно. И когда наконец был написан итоговый вариант - я уже не помню, сколько времени спустя - я клал его в стол, какие-то моменты переписывал, показывал рукопись отцу Филиппу, владыке Никону (тогда он еще был настоятелем в Свято-Николо-Шартомском монастыре. Кстати, именно он создал нашу школу как подворье монастыря. Огромное спасибо ему за все!
И так книга рождалась около десяти лет, за которые, наверное, раз пять переписывалась, и когда окончательный вариант стал более-менее нормальным, я понял, что ее надо просто сдавать. Хотя сейчас читаю и думаю: «Эх, вот тут ошибка! Вот тут бы надо исправить». То есть остается много недочетов, но, тем не менее, это именно тот текст, который надо было просто оставить и идти дальше.
- Получилось произведение - дневниковые записи?
- Нет, это, скорее, художественное произведение, только немного сумбурное, потому что изначально ни сюжета структурированного, ни каких-то главных героев не предполагалось. Изначально планировалось охватить всех ребят, но потом я понял, что незнакомый читатель просто запутается в персонажах. Пришлось сократить число героев, некоторых соединить воедино. Тем более ребят было много, и по сей день в школе продолжает учиться порядка 80 человек, честно говоря, точное число учеников мне неизвестно. Кстати, в следующем году будет праздноваться 20-летие со дня основания школы. Измененные имена героев - как бы символ всех тех, кто учился и продолжает учиться и выпускаться из нашей школы.
- Если говорить о духе, который царил в описанной Вами школе, на что это было похоже?
- Такой подростковый школьный дух, это про мальчишек, которые любят озоровать, которые живут. Которых собрали воедино и стараются воспитать в православной традиции. В книге я старался передать атмосферу юношества, когда тебе хочется над всем посмеяться, у тебя еще нет ни забот, ни хлопот. Иногда кто-то бывал недоволен воспитателями, бурчал, но все это происходит при храме, где утром и вечером совершается правило, где тебя окружают священники. То есть мальчишеское озорство «варится» в таком «православном котле». Не знаю, как передать.
Мне кажется, моя книга чем-то напоминает «Республику ШКИД» [детская повесть Г. Белых и Л. Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД)]. Только в «ШКИДе» все, конечно, было суровее. Но в детстве фильм «Республика ШКИД» у нас заходил «на ура», мы смотрели и пересматривали его много раз, подражали героям. Я помню, у нас даже был свой Мамочка, все учились играть на зубах, отстукивать пальцами мелодию «По приютам я в детстве скитался», мы ходили, напевали ее. Книга о школе имени Достоевского меня тоже очень впечатлила.
- Многое о человеке можно сказать по тому, что он читает. Какие у Вас любимые произведения, авторы?
- Я очень люблю читать, и на данный момент мой любимый автор - Владислав Крапивин. Произведения этого советского фантаста меня поразили и оставили очень теплое воспоминание. Помню, как в самом начале зарождения приюта у нас не было какой-то общедоступной внеклассной литературы, мы проходили школьные произведения. И один игумен, читая эти книги, затем нам, детям, их пересказывал. Для нас это были как некие такие сказки. Мы собирались вокруг него. У него был очень хороший голос, он был классный рассказчик и сам по себе добрый человек, любящий детей. И он пересказывал нам произведения Владислава Крапивина. Теперь я их перечитываю, может быть, из-за того, что в детстве слышал в таком необычном варианте «воспроизведения», они мне по сей день очень нравятся. Они тоже о мальчишках.
Еще мне запомнилось произведение Вениамина Каверина «Два капитана». Несмотря на то, что этот роман написан в советские годы и в нем нет ни слова о православии, он светлый и показывает образ доброго, неравнодушного человека, который всю свою жизнь следовал девизу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Это история про настоящую любовь на всю жизнь. Я помню, что в детстве это произведение глубоко запало мне в душу.
- Вернемся от истории к современности. Не успела книга «Лето под парусом» увидеть свет, как стала лауреатом XIV конкурса изданий «Просвещение через книгу». Поздравляем! Расскажите, пожалуйста, подробнее о конкурсе.
- Честно говоря, в этом целиком заслуга «Сибирской благозвонницы», которая, сама отправила произведение на конкурс «Просвещение через книгу». Мне позвонили представители издательства и рассказали, что есть такой конкурс, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проводит Издательский совет Русской Православной Церкви при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, и они хотят заявить книгу «Лето под парусом» в номинации «Первая авторская работа». Я согласился. Затем мне прислали приглашение приехать в Москву, в храм Христа Спасителя, на церемонию награждения. К сожалению, приехать у меня не получилось, и потом из интернета я узнал, что книга заняла второе место в своей номинации.
Еще хочется от души поблагодарить издательство за то, что оно подарило 200 экземпляров школе при Свято-Николо-Шартомском монастыре. Этот подарок всем нам очень дорог.
- С 2005 года минуло уже почти 15 лет. Сейчас нередко слышатся высказывания о том, что современная молодежь отличается от той, кем были их сверстники лет 15 назад. Вы с этим согласны?
- Честно говоря, мне кажется, нет. Единственное существенное отличие я вижу в техническом плане - сейчас, когда прогресс шагнул далеко вперед, у современных подростков появились смартфоны, телефоны, компьютеры. У нас тогда были только кассетные плееры.
В плане нравственности - если говорить о ребятах, с которыми я сейчас общаюсь, - не знаю, я особых различий между нами не вижу. Но, может, это потому что я мало общаюсь с неправославной молодежью, которая сейчас в школах. Вся моя жизнь протекает в рамках православия.
- Какие задачи вы как писатель ставили при написании книги «Лето под парусом»?
- Первая - это осветить жизнь нашей школы, дать некую рекламу или создать ей памятник, если можно так сказать, рассказать людям, что есть такой необычный способ воспитания детей, когда вместо родителей бремя воспитания на себя берут монахи. И воспитывают детей ничуть не хуже, а порой, может быть, даже лучше, чем в семьях. Это такой подвиг. Потому что для монаха это действительно подвиг - взять и начать воспитывать ребенка. Он не за этим пришел в монастырь. То есть проводя с нами время, видя мирскую жизнь, монахи одной ногой остаются в мире, другой - в монастыре. Монаху, который живет в монастыре, а не у нас в школе, было гораздо проще.
Еще одна задача - я стремился передать людям дух юношеской радости, беззаботности, легкости. Создать такой текст, над которым где-то человек от души посмеется или улыбнется, вспоминая свои детские годы, когда, как сказано во вступлении, «море было по щиколотку», впереди были планы, мечты, а мир казался радужным...
Книгу «Лето под парусом» можно приобрести в храмах Астраханской епархии, а также в интернет-магазине издательства «Сибирская Благозвонница».
Редакция «Астрахань Православная»