Есть такие традиции и в Астрахани. Во времена Советского Союза в нашем городе, как и по всей стране, распитие спиртного не считалось чем-то зазорным.
Культ умеренного пьянства не возбранялся особо, критиковали только совсем горьких выпивох, употребляющих на производстве и терроризирующих свои семьи во время длительных запоев.
Почти в каждом астраханском дворе жили пьяницы-дебоширы, орущие среди ночи и гоняющие жён и детей по подъезду в период алкогольного делирия. Алкоголь продавался почти в каждом продуктовом, где с утра собирались группы зависимых от алкоголя граждан. В Астрахани работали вытрезвители и лечебно-трудовые профилактории, которые чаще всего не решали проблему пьянства, а лишь на какое-то время ограждали алкоголиков от источника их недуга.
В то время процветало пьянство на рабочем месте. Причём пили не только грузчики или слесаря, образы которых в советском сознании чаще всего имели алкогольный налёт. Питие на производстве считалось нормой во всевозможных конторах и учреждениях. Алкоголь продавался в течение дня, купить бутылку водки или портвейна не являлось проблемой даже для самых ограниченных в финансовом плане граждан.
В конце 50-х запретили торговать на розлив, поэтому вплоть до 1963 года, когда профилактическое табу сняли, желающие выпить сколачивали из незнакомых людей коллектив, прибегая к известному жесту, фигурирующему в советских комедиях. Взяв одну бутылку на троих, граждане распределяли расходы на сомнительное удовольствие и хоть как-то ограничивали дозу выпитого зелья.
С середины 60-х в городе работали заведения, куда можно было зайти, чтобы опрокинуть пару рюмок одному или с компанией. Так, на улице Татищева располагались такие злачные места, как «Белая акация» и «Тюльпан». В центре действовала легендарная рюмочная «Надежда», прекратившая своё существование не так давно. В таких местах можно было «зарядиться» с самого утра и идти на работу, или забежать туда в обеденный перерыв. Запахи перегара или «свежачка» исходившие от мужчин, не считались чем-то зазорным.
В обществе с неодобрением относились только к глубоко пьющим женщинам. Их называли «синячками» и смотрели с брезгливым сочувствием. Пьющий мужчина вызывал меньшее осуждение. «А кто не пьёт!», – как говорил персонаж культовой комедии «Покровские ворота».
Несмотря на то, что с 1923 года в стране работала госмонополия на производство и продажу алкоголя, в Астрахани процветал подпольный рынок. Самогон варили повсеместно. В каждом микрорайоне была точка, где за символическую плату можно было опрокинуть стакан мутной убойной жидкости. Невзирая на уголовное преследование, самогонный бизнес не поддавался контролю. Кого-то ловили, а но большая часть местных бутлегеров находила общий язык с контролирующими органами, продолжая спаивать слабовольных людей.
Умерено пьющая интеллигенция и студенчество искали в алкогольном процессе эстетику и вкус.
Эти социальные группы охотились за напитками, имеющими определённый статус. Наряду с марочными винами и коньяками отечественного производства большой популярностью пользовалась импортная продукция.
Так, на улице Пугачёва действовал магазин, прозванный в народе «Синеньким». Там можно было купить болгарские и венгерские вина, кубинский ром и прочую экзотику. Говорили, что он работал от пароходства, доставляющего зарубежный качественный алкоголь на астраханские прилавки.
А в нашем городе с середины XIX века зародились местные пивные традиции, достигшие расцвета с открытием Вейнеровского завода. В советское время в Астрахани действовал пивзавод «Царев». Теперь на его месте расположился гипермаркет «Метро». В этом году могло бы исполнится 125 лет Казённому очистному винному складу, ставшим позднее Астраханским ликёро-водочным заводом, история которого печальным образом завершилась в 2016 году.
Теперь в бывших цехах когда-то успешного предприятия царит печальная картина.
От полного уничтожения здания завода спасает только его охранный статус – памятник архитектуры регионального значения.
Особым временем алкогольной истории Астрахани стала середина 80-х, пришедшая на проведении антиалкогольной кампании Горбачёва. Постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от мая 1985 года, не привело к желаемым результатам, а только спровоцировала граждан к новым способам употребления алкоголя. В местных вино-водочных магазинах, отпускавших алкоголь в ограниченные часы стояли гигантские очереди. Употребление суррогатной подпольной горячительной продукции возросло, как и число отравлений опасными спиртами, в том числе, с летальным исходом.
В 90-х, когда все ограничения были сняты, астраханцы познакомились с «леваком» другого порядка – пресловутыми ликёрами «Амаретто» и прочей разноцветной и прозрачной спиртосодержащей гадостью.
В нашем веке пить астраханцы не перестали, но начала формироваться иная культура пития, где качество превалирует над количеством. А мода на здоровый или относительно здоровый образ жизни взяла вверх над бессмысленной алкоголизацией населения. Хочется надеяться, что истории из алкогольного советского прошлого не вернутся.
Ранее AST-NEWS.ru рассказывал об астраханских модницах времён СССР.