В структуре жалоб граждан на ресурсоснабжающие организации преобладает тема начисления плат за жилищно-коммунальные услуги, а также проблематика неудовлетворительного состояния, содержания и ремонта многоквартирных домов и качества предоставления коммунальных услуг.
Очередная июльская индексация тарифов приведет, по разным оценкам, к росту тарифов на 3,5 - 4 %. В то же время источники констатируют возрастание доли задолженностей физических лиц в общей структуре долгов предприятиям ЖКХ. Общий объём долга составляет, примерно, 1,5 трлн руб., а на долю населения приходится примерно 55 - 60 %.
В качестве еще одной тенденции эксперты выделяют рост числа квитанций, в которых платежи начислены ошибочно.
После введения в апреле 2020 г. моратория на начисление пени за долги, собираемость платежей ЖКХ снизилась. С 1 января 2021 г. мораторий отменен, однако, его действие спровоцировало волну ошибочных начислений платежей, за которой эксперты видят стремление ресурсоснабжающих организаций компенсировать выпадающие доходы.
Тема вызывает устойчивый социальный негатив граждан, а эксперты говорят о необходимости цифровизации системы платежей за тарифы ЖКХ и создании общей электронной документации, которая позволит избежать значительной части аналогичных проблем.
В обществе фиксируется запрос на более активное участие региональных властей в амортизации негативных факторов в сфере ЖКХ.
Социологи отмечают, что рост тарифов ЖКХ наиболее болезненно воспринимают малоимущие слои населения, а также пенсионеры, которые наиболее пристально следят за тарифами и их возрастающей динамикой. Базовый запрос общества в сфере ЖКХ касается расширения практики целевых субсидий для малоимущих граждан, а также более интенсивный контроль региональных властей, в том числе и губернаторов, за ресурсоснабжающими организациями, - пишет телеграм-канал "Незыгарь".