Ситуация с дорожным движением в Астрахани и области демонстрирует полное отсутствие безопасности этого самого движения.

В многочисленных дорожно-транспортных происшествиях гибнут водители и пассажиры. Пешеходов сбивают на пешеходных переходах, на остановках. В причинах этого негативного явления много составляющих – здесь и отвратительное состояние дорожного покрытия (которое нынешний градоначальник Михаил Столяров ремонтировать явно не собирается), и общее несоответствие дорог современному объему транспортных потоков, что включает в себя отсутствие транспортных развязок и недостаточную ширину дорог. Но основной причиной низкого качества безопасности дорожного движения, несомненно, является недостаточная подготовка водителей в части знаний правил дорожного движения и практических навыков движения.

Слепой минобраз

О низком уровне преподавания в астраханских автошколах «Факт и компромат» писал неоднократно на протяжении многих лет (прошлую публикацию на эту злободневную тему можно прочесть здесь: http://ast-news.ru/node/8203).

Но, несмотря на регулярную критику, положение дел не меняется. Происходит это во многом из-за отсутствия должного профессионального и гражданского интереса к этому вопросу министерства образования и науки Астраханской области. Вместо должного контроля за работой автошкол происходит имитация этого контроля, а в случае возникновения вопросов по этой теме у сторонних лиц, включается хорошо отработанная бюрократическая система отписок.

Вот пример подобных отписок за подписью министра образования Астраханской области Виталия Гутмана. Попробуем их проанализировать.

При наличии в нашем регионе 33 автошкол в 2012 году министерством образования и науки Астраханской области проведены 15 проверок в отношении 14 образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств. Нарушения выявлены только в 4-х школах.

Но лишь до 40% выпускников таких школ в нашем региона успешно сдают экзамены на право вождения автотранспорта! При таком уровне теоретической и практической подготовки большинство астраханских автошкол надо закрывать, а не ограничиваться сомнительными мерами административной ответственности.

Директор школы с 8 классами образования

В письме министра Гутмана ничего не сказано о наличии материально-технической базы проверяемых школ.

«Кадры решают всё» - не расхожая фраза, это самая суть проблемы.

Преподаватель должен быть в образовательном плане на голову выше своих учеников. Даже преподавание практического вождения включает в себя целый ряд научно обоснованных приемов, способствующих приобретению устойчивых навыков, которые помогают избегать ДТП.

Большая часть руководителей автошкол не имеет высшего специального образования, а двое из них (Иост Е.Р. и Кульмин А.В.) завершили свое образование в 8-м классе.

Глава облминобраза пишет о постановлении правительства РФ от 16 марта 2011 года №174:

«…в перечень документов для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности документы, содержащие информацию о кадровом обеспечении образовательного процесса и уровне образования руководителей организаций, не входят».

Министр, видимо, очень невнимательно читал постановление «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

Ведь в подпункте «г» п.5 этого постановления говорится о том, что «наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ в области образования».

Естественно, когда речь идёт о «педагогических работниках», подразумевается педагогическое или специальное образование этих работников.

Это достаточно элементарно, но чтобы учить, надо научиться учить. Не каждый грамотный человек может учить грамоте. Чтобы учить водить, надо научиться учить вождению. Только тогда результаты этого обучения будут положительными.

Странно, что министр образования Астраханской области не понимает или делает вид, что не понимает таких элементарных вещей.

Коррупция в действии

Если подобная практика попустительства по отношению к автошколам, выпускающим недоучившихся водителей, со стороны облминобразования будет продолжаться, то улицы Астрахани будут полностью непригодны для передвижения транспорта и пешеходов.

80% так называемых автошкол в нашем регионе не соответствуют своему статусу учебной организации; более 70% их выпускников квалификационные экзамены в МЭО ГИБДД или не сдают (не допускаются к экзаменам и покупают права), или сдают экзамены неудовлетворительно.

Данный показатель свидетельствует, что большинство автошкол в Астрахани не в состоянии качественно готовить водителей, а отсеянные ученики получают права через коррумпированные структуры.

К числу таких автошкол относятся те «образовательные» учреждения, у которых допуск к экзаменам ниже 60% - значит, должный образовательный процесс там отсутствует напрочь. В этих организациях только создается видимость подготовки, а в сущности это банальный криминал. Кроме того, в некоторых автошколах области списки учащихся на приём экзаменов подписывают лица, не имеющие юридического права подписи. И по ним ГИБДД принимает экзамены!

Когда на кону жизни людей

Конечно, такая практика не является нормальной и такую «деятельность» автошкол необходимо пресекать, ибо в конечном итоге всё это самым негативным образом сказывается на безопасности на дорогах.

О каком развитии системы подготовки водителей в нашем регионе может идти речь, если в одних и тех же автошколах из года в год уровень обучения водителей ухудшается, а количество и тяжесть ДТП возрастает (наша область по тяжести ДТП занимает второе место после Кабардино-Балкарии). Причина – отсутствие контроля и непринятие должных мер воздействия на учебные организации со стороны контролирующих и правоохранительных органов власти именно на конечном этапе сдачи экзаменов, а также выдача лицензий лицам, далеким от этого вида деятельности.

Исходя из анализа данных местного управления ГИБДД, к автошколам с крайне низкими результатами подготовки можно отнести: «AC», BOA, «Навигатор +», ААШ И АТШ РОСТО, «СТК», «Приоритет» и др.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что 80% (а это самый высокий показатель среди регионов!) автошкол Астрахани не готовят водителей должным образом. Их задача не безопасность, а собственный карман.

11 апреля в Москве были задержаны 20 сотрудников ГИБДД, которые на протяжении нескольких лет занимались торговлей водительскими правами. Продажа же свидетельств и водительских прав в Астрахани поставлены на поток. И об этом знают все, в том числе и правоохранительные органы. Но торгуют не правами и свидетельствами, а человеческими жизнями.

Самое поразительное в том, что худшие или «блатные» автошколы эти органы не проверяют. Сами проверки носят исключительно формальный характер. Что это: сговор, мошенничество, криминал?

Игорь Егоров,

"Факт и компромат" № 16, 28.04.2013 г.