Мы должны брать пример с лучших людей, тогда, по логике вещей, мир станет лучше, чище, светлее и добрее. У жизни же порой бывает столько граней, что попросту невозможно толковать один поступок однозначно. Так или иначе, я решил развеяться на речной волне после очередной серии жалоб, поступивших мне от астраханцев.
Знаете, писать это много легче, нежели слушать сидящего перед тобой человека, рыдающего и навзрыд рассказывающего о том, как его тихая и спокойная жизнь в один момент превратилась в сгусток ужаса, страха и боли. Бросить такого человека невозможно, поэтому я делаю для них всё, что могу делать – рассказывать всему астраханскому обществу просто об ужасных вещах, но в результате люди в массе своей избегают хождения по чужим граблям... Лучше прочитать, чем пережить самому.
Я помню, как всё начиналось
Многим людям это помогло абсолютно полностью – справедливость торжествовала не раз после нашей скромной работы, требующей, однако, железных нервов и нечеловеческого спокойствия. Во всяком случае, не каждый согласился бы занять наше место под солнцем – порой больно уж сильно начинает «припекать» со всех сторон. Но и сойти с этого пути, значит предать свои идеалы, поставить крест на всём прожитом и пережитом. Однако же я тоже человек и у меня есть право на труд и на отдых. А после такого труда и отдых нужен соответствующий, чтобы подальше от всех, в компании с удочкой, сидя на лодочке и попивая чай из термоса. Красота же? Красота.
Наловившись вдоволь в радиусе пятидесяти километров от областного центра, я стал совершать более далёкие выезды, в основном, конечно же, на юг, ближе к морю, где удалённость создаёт идеальные условия для отдыха душой и телом. Пройдя пешком все, наверное, берега юга Камызякского района, мне захотелось чего-то новенького. Поразмыслив над маршрутом, решил остановиться на Лиманском районе Астраханской области. Добираться далеко, целых два часа на маршрутке и чуть меньше на машине. Выезжая с вокзала, я не предполагал и не смел себе предположить о том, куда привезёт меня обычная рейсовая маршрутка. Во всяком случае, я слышал про лодку, доставляющую усопших в аидовское царство, но чтобы в рай везла жёлтая дочь ГАЗа…
Цена Олинского гостеприимства
Наловившись в окрестностях с. Оля вдоволь да не досыта, захотел воспользоваться остатками светового дня и отправиться ещё южнее, дабы установить палатку и продолжить упражнения со спиннингом на следующее утро. На попутке доехал до логического конца, чтобы впереди меня дороги дальше не было.
Таким образом, конечной точкой нашего маршрута стало село Вышка. Добрались уже в сумерках. Подвозивший меня водитель, оказавшийся местным жителем, глядя на мой рюкзак и палатку, предложил один из местных домов для ночлега, где берут вроде как не дорого, а зато у них скучать не придётся!
Послушав совет водителя, решил узнать стоимость ночёвки, а за одно спросить о каком-нибудь рыбном местечке, чтобы на завтра не терять времени и прямиком направиться к долгожданному берегу, где собирался провести время до обеда, после чего вернуться в Астрахань к вечеру.
Гостеприимная хозяйка, осведомившись о моём желании переночевать, сначала провела меня во двор, предложила пройти в дом и уже там поговорить. Не понаслышке зная о хлебосольстве, сохранившемся в сёлах до наших дней, я не удивился такому предложению и прошёл в сени.
Там я услышал первую цифру – 500 рублей в сутки, но удобства на улице, а за 1100 рублей с одного меня, поселят уже в доме, где всё включено. При этом разговор у нас был столь приветливый, что в нём сквозило второе дно, а где оно, там всегда можно поработать, даже если я на отдыхе, даже если я приехал сюда от работы.
Кому рыбку?
Решил выбрать ночлег за тысячу с лишним и не пожалел. В принципе, такие же расценки на похожие дома побережья Чёрного моря, а вот почему не дешевле? Но этот вопрос растаял с подобревшей после моих денег хозяйкой. Путём череды намёков, мне дали понять: есть рыба. Ну, есть и есть, молодцы, конечно, запасливые, стало быть. А я ведь приехал на рыбалку, а не на рынок.
В голове же при слове «рыба» показалась туша осетра. Ну, думаю, сейчас мне предложат купить кусочек, а завтра меня с этой рыбой да под белы рученьки аккурат в казённый дом килькой ужинать. Всё оказалось ещё веселее: под словом «рыба» предполагалась рыбалка, в ходе которой рыбак сможет сам поймать того же осетра. В этот момент мне захотелось покинуть сей замечательный дом и уйти с палаткой в ночь, но деньги за постой уплачены, на столе уже стоит уха, рюмка чая, дома тепло, а на улице нет ни чая, ни ухи.
Решил остаться и просто игнорировать такие разговоры. Через пять минут разговор всё же вернулся в осетровые темы, и мне показалась перспектива взять за две тысячи лодку с егерем на весь день, только заправить придётся самому. Заодно предложили подводную охоту. Оплатив и завтрашнюю поездку с егерем, я получил неплохой профит, и подводная рыбалка обошлась мне со скидкой, хотя в целом пришлось расстаться практически со всей наличностью, благо карточку взял. Уснул я сладко и спал до утра младенческим сном.
Что день грядущий мне готовил
Проснулся же полным энергии. Лодка уже была под парами, до неё же добираться пришлось не долго. Егерь оказался человеком находчивым. Во всяком случае, мне уже было интересно, а как оно всё будет, когда подводная охота запрещена, при этом я не имею подобного опыта, если не считать за таковой ловлю раков по норам в маске.
Залихватский облик егеря успокоил меня и развеял сомнения. Облачившись в специальное снаряжение, я получил в руки ружьё. Подводное, конечно. Вид у меня в тот момент был тот ещё. Через десять минут подготовительных процедур я пошёл ко дну в поисках рыбы.
В каком-то смысле рыбалка прошла успешно, однако я так и не поймал, не пристрелил ни одну рыбу. Зато насмотрелся вдоволь. Формально не нарушив закон, мне было печально смотреть на егеря, переживавшего за нулевой результат – клиент-то будет недоволен! Но моё лицо сияло от счастья, ведь половина статьи уже была готова.
Так, насмотревшись на рыбу непосредственно в родной стихии, я отправился на обычную рыбалку. Ну, вы знаете, обычная рыбалка: осетры, севрюги – скукота, одним словом. Как мы ездили на эту рыбалку – это отдельная песня. За мои же деньги меня на время превратили в настоящего браконьера, однако же я столь безалаберно исполнял свои обязанности, так нелепо себя вёл и делал полное удивления лицо, что ребятушки сделали всё сами.
Любой каприз за ваши деньги!
Наблюдая за тем, как в лодке в моих ногах барахтается осётр, мне пришла простая мысль: сейчас приедет рыбоохрана, егеря достанут автоматы, один дадут мне, и мы будем весело от них уезжать сквозь заросли тростника, попутно отстреливаясь. Удостоверение я на всякий случай взял с собой и решил при таком развитии ситуации сразу прыгать в воду и сдаваться на милость победителям, кои должны были непременно спасти меня и осетра, например.
Но тих был тот день, и всё произошло спокойно. Звенящая тишина, никого кругом на километры. Обратно в дом ехали весело – егери сделали свою работу, а я был счастлив: кошмар наяву закончился.
С порога я уселся за стол и выпил стакан водки, нисколечко меня не опьянивший. Просидев в лёгкой прострации пару минут, пошёл принять душ. Вышел – опять накрытая поляна с ухой. Когда мне предложили эту уху, я пробурчал что-то невнятное в ответ, а всё равно сварили.
Пожалуй, если бы не водка, меня бы стошнило прямо на глазах хозяев и других постояльцев. Ощущение, что сидишь на своих поминках. Просто я раньше никогда не участвовал в подобных культурно-массовых мероприятиях и меня это несколько… нет, не поразило, но удивило своей идеальной простотой. В самом конце Российской Федерации, где запрещена подводная охота, люди спокойно этим занимаются, да ещё «помогают» другим переступить порог закона, чтобы совесть не мучила, и гости могли спокойно ловить себе или стрелять. Да что угодно, лишь бы деньги были. Опять же деньги - вещь хорошая и в хозяйстве всегда сгодится, поэтому туристическая база называется частным угодьем и не платит налоги.
Они бы и рады платить, наверное, но как платить налоги с браконьерских доходов? Хотя можно от них и этого ожидать, ведь с их подходом к ведению бизнеса это не проблема.
Феноменальная честность
Вернувшись из этого райского уголка с прожилками легкого ада, я стал искать упоминание об этой базе, и довольно скоро моему взору предстала полная картина со всеми данными, контактами и предлагаемыми услугами.
Что к этому остаётся добавить? В общем, получается, что если нельзя, но очень хочется, то можно. Опять же мы много слышим про борьбу с браконьерами, которые скрываются в густых зарослях. А тут, пожалуйста, просто лагерь по вербовке и подготовке браконьеров. Я бы на их месте так и написал в рекламе: «Настоящие браконьеры приглашают Вас в гости! Стакан адреналина каждому в подарок!».
Ещё есть какая-то параллельная Астраханская область, где всё время что-то такое происходит, в таком вот весёлом духе. Как в «Дозоре» бродишь по этому сумраку, бродишь один и смотришь, как в обычном мире ратуют о борьбе с браконьерами, о восстановлении популяции осетровых пород, о том, что деньги налогоплательщиков расходуются эффективно. И тут такое. На весь мир висит информация, что в Астрахани хардкор, анархия и дикий угар! А ещё боремся за высокое звание Каспийской столицы…
Чулпан Хаматов,
"Факт и компромат" № 41, 16.11.2012 г.