Календарное лето подходит к концу, вода в реках медленно, но верно охлаждается, самое время подводить некий итог летнего сезона отдыха 2014-го года. Мало чего принципиально изменилось с года прошлого и даже позапрошлого, а изменений астраханцы ждали.
Когда спасатели – фикция
В первую очередь так и не дождались мы спасателей на водах. И в будущем надежда увидеть их хотя бы в акватории Волги непосредственно в областном центре становится всё призрачнее. Откуда же им будет взяться, если ещё при номинально действующей станции спасения, обозначавшей своё присутствие зданием на набережной, на воде никого замечено не было. Станция была, и спасатели раньше были, но только не на воде.
Сейчас станцию скоромно обнесли забором, будто и не было её никогда. Три года подержать её так, потомить, можно и ресторанчик открывать, ничего страшного не будет: страха утонуть у наших людей явно нет, а уже тонущему остаётся только помолиться или чем там обычно занимаются люди, относящиеся к своей жизни свысока.
Утопленнику уже совсем фиолетово: есть спасатели на водах или нет. Ему остаётся кормить сомов да ждать водолазов. Много астраханцев и гостей области тонет. И будут тонуть впредь. Бывают и действительно несчастные случаи, когда купальщика заденет лодка или катер, он бы рад в живых остаться, да кто ж ему даст… руку помощи – нет никого.
В том же Волгограде бороздят Волгу вдоль и поперёк, вынуждая слишком далеко заплывших возвращаться к берегу, помогая выбившимся из сил любителям принять жидкость и снаружи, и внутри, объясняя всю опасность купания на входе в Волго-Донской канал. В Астрахани – как в Спарте – отношение к купальщикам спокойное из серии «все мы там будем». Тонут люди, тонут налогоплательщики, тонут даже возможные будущие космонавты в лице детей, но в «Багдаде всё спокойно», а значит, тонуть будут и впредь. Здесь не нужно быть экстрасенсом, здесь нужен экипаж из двух спасателей, лодка с мотором и… всё.
Интересно, утопленники согласились бы в последние секунды жизни остаться на этом свете за цену лодки с мотором и дневного финансового рациона пары спасателей? Поскольку иных уж нет, остаётся обратиться к потенциальным, а также и будущим утопленникам: вы согласны остаться в живых за один рубль? Всем городом по рублю скинуться и утонуть станет значительно труднее.
Переправа, переправа…
Вторым номером в парке аттракционов смерти стоит название «Вместе веселее». Вместе – это когда на пляж переправляются на лодке с одним спасательным кругом на десять, двенадцать или даже пятнадцать человек. Гребцу шестнадцать, от силы семнадцать годков. Наблюдая его потуги, этого паренька, перетаскивающего страждущих по пляжу с Комсомольской набережной и обратно, ловлю себя на мысли, что он тот самый персонаж из мифов, перевозящий души через реку в царство мертвецов. В момент затопления лодки даже умеющие плавать и хладнокровные люди имеют не многим больше шансов выжить против соседей по лодке, часть из которых плавать не умеет, зато инстинкт самосохранения в наличии – схватит за волосы, так и сгинут оба. Куда смотрит на такое безобразие полиция?
Так вот же она, прямо в лодке со всеми держит курс на пляж. Волнения особого на Волге нет, однако случаются внезапные катера, причём порой и по нескольку штук в разных направлениях. При «удачном» стечении обстоятельств бригада гробовщиков купит и бабам цветы, и детям мороженое, ну и на пивасик останется, а там и на пляж махнуть милое дело, остудиться, повеселиться. Люди, по работе связанные со смертью, это жизнерадостные люди в массе своей. Они смерть уважают, а жизнь ценят. Это не чета отморозкам, плюющим и на смерть, и на жизнь, и просто плюющим костями от рыбы в песок на пляже под ноги другим отдыхающим. Цинично звучит? Ну, так о ком речь, таковы и слова, ничего нового я не придумываю. У людей-то обычных в голове что происходит: раз все поехали, да ещё с полицией, то и я поеду: «Садись, Ванечка, давай-давай, возьми у бабушки сумку и арбуз». Первое правило спасателей: «если нет уверенности в том, что выживешь сам при спасении кого-то, не лезь». Можно максимально широко трактовать это правило и вообще никуда не лезть. Особенно на воду, она же, бррр, мокрая.
Рисковый отдых
Тем, кто выжил, не утоп, становится хорошо. Кто-то спит на солнышке, перебрав горькой, другие, что посмышлёнее, отдыхают в тенёчке, опустошая пластиковые тары с пивными напитками, коктейлями и другими жидкостями, содержащими алкоголь. Сделали своё дело, можно и домой отправляться. Ну не забирать же с собой с острова мусор, не переть его на себе на большую землю! Кинем в бочку, на которой так и сказано «мусор». Бочку потом по ночам жгут. Я, было, думал, что там поклонники Окуджавы собираются каждую ночь, но потом дошло: это жгут мусор. Бочки одной не хватает, к концу обеденного времени она уже с бугорком. Ничего страшного – выкидывают неподалёку. Сколько там пластиковой тары, кто бы подсказал ребятишкам, из чего же делают эти бутылки, но я не буду говорить, а кому интересно, тот в интернете сам найдёт. Правда, сомневаюсь, что такой человек заливается из подобной тары – интеллект всё же делает доброе дело своему хозяину.
Развлечения в виде покататься на скутере, водном мотоцикле с разными опциями в виде привязанных надувных средств тоже интересны сами по себе. Такие шабашники зачастую не имеют начальной подготовки по оказанию первой медицинской помощи и спасению утопающих. Трезвость таких людей тоже оставляет сомнения – люди же. А опоры мостов тоже не лыком шиты и бетон в них усиленный, так что мало не покажется. Хотя и обычный бетон на скоростях водного мотоцикла шустро превратит лихача-водителя и его клиента в новые формы жизни. Хорошо если сразу всё, а то ведь могут и улыбаться остаться на всю жизнь. Но деньги не пахнут, они же, как та вода, мокрые лежат у водителя скутера в нагрудном кармане. И сам катаешься, и денежки получаешь.
Пляж и буйки
Памятки населению о том, как себя вести на пляже и что делать в экстренных ситуациях, никто не раздаёт, разъяснительную работу не проводят. Да, астраханцы в большинстве своём умеют плавать или хотя бы держаться на воде. Но есть и такие индивидуумы, что не умеют ни того, ни другого, а в воду лезут. Как говорил Евдокимов, покойник: «Пчёлы у нас в селе с кулак. – А как же они в улей лезут? – Ну, как… пышшат да лезут!».
Вот на этой весёлой ноте, пожалуй, и закончу свой промежуточный итог отдыха на водах. Купальный сезон ещё не закончился, а значит, среди нас ещё есть те, кто вскоре попытаются стать ихтиандрами с предсказуемыми последствиями. Забавные существа люди – «пышшат да лезут». Барон Мюнхгаузен сам себя за волосы из воды тащил, но законы физики в Астрахани работают ещё более круто – воздушный столб на 25 метров толще. В общем, все на пляж! Только за буйки не заплывайте. Кстати, а кто в Астрахани видел буйки?
Ильдар Каратагандаев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 32 (592), 22.08.2014 г.