Сколько уже копий было сломано в разговорах о необходимости упорядочить аптечный рынок Астрахани. Основной проблемой города в этом направлении было наличие легкодоступных препаратов, изменяющих сознание при дозах, превышающих рекомендуемые в несколько раз. Особенной популярностью у молодежи пользовались различные лекарства от кашля. В зависимости от силы эффекта и его длительности, любители ухода от реальности субъективно делились на две категории: одна предпочитала готовые препараты, второй же приходилось готовить зелье из нескольких компонентов, в том числе и с использованием средства для очистки засорившихся канализационных труб, бензина и других не менее «весёлых» составляющих.
Деградация, как она есть
Проблема эта не раз поднималась и родителями, и общественностью, и специалистами, отмечающими пагубные последствия таких пристрастий среди неокрепших сознанием голов. Употребление некоторых препаратов от кашля приводило клиентов аптек в состояние легкого помешательства, сродни эффекту от употребления веществ с содержанием мака. Многим из употребляющих этот эффект нравился так, что они буквально сидели на нем постоянно, употребляя в день до двадцати дневных норм обычного больного кашлем. На этом фоне происходила незаметная для субъекта деградация личности, начинались проблемы с окружающими его людьми, которые были далеки от подобного рода развлечений. Кроме того, как и со всеми препаратами, вызывающими эйфорический эффект, проявлялся удручающий для потребителей лекарств фактор – снижалось чувство удовольствия, в связи с чем приходилось увеличивать дозы.
В некоторые аптеки приходили до десяти, а иногда и более лиц юного возраста, каждый из которых брал по два, а то и три флакончика лекарства от кашля. Само собой, нормального в этом ничего не было, но и подействовать на это никто никак не мог, коли по закону это не запрещено, хотя и очевидно, что компания берет несколько десятков бутылочек с сиропом не лечиться от кашля, а для чего-то другого.
Молодой мертвец
Конечным результатом для пристрастившихся к такого рода развлечениям становился приход к необходимости синтеза более тяжелых веществ с откровенным наркотическим посылом. Юные химики закупались в аптеках капсулами с разноцветным порошком, покупали также по несколько пачек, вскрывали эти капсулы, высыпая в одну посудину, затем добавляли туда вышеперечисленные составные части и начинали химичить.
Но поскольку в школе у этой категории людей в основном всё складывалось не лучшим образом (а с химией порой случаются проблемы и у вполне благоразумных учеников), результаты порой получались трагическими. Методом проб и ошибок шли к нирване юные астраханцы с астраханками, в результате многие обрели покой только после общения с патологоанатомами.
Известен вопиющий случай: уже находясь в состоянии несостояния, группа молодёжи стала химичить себе очередную дозу. Не рассчитав нужное количество ингредиентов, они создали крайне опасное вещество, после чего распили зелье. Почти сразу одному из них стало не по себе, человек стал терять сознание. То приходя в себя, то вновь выключаясь, он провёл некоторое время, напугав своих приятелей по клубу любителей лекарств. Те не стали долго думать, вызывать скорую и полицию, а просто бросили своего коллегу умирать на палящем солнце. Труп нашли спустя несколько дней, никто из выживших химиков к ответственности привлечён не был, а сами они поспешили обвинить во всём самого погибшего, которому ещё жить и жить – но одно из многих посещений аптеки оказалось фатальным.
Аптеки не дают добро
Всему когда-нибудь приходит конец, вот и на беспредельном фармакологическом рынке Астрахани появилась совесть. Как это произошло, остается только гадать. Я думаю, что это результат договоренностей на высоком уровне, возможно, даже на областном. Нельзя человеку, платящему налоги, взять и запретить продавать разрешенный к обороту продукт. Нельзя указать на то, что вот этим торговать можно, а этим – нет. Но есть что-то выше законов, а именно мораль и совесть. И тихо, без лишней суеты что-то решили, и аптеки перестали отпускать те продукты, которые в подавляющем большинстве брали именно молодые люди: от пятнадцати до двадцати пяти лет. При этом самим фармакологам отлично известно, что и кому, а главное, зачем они отпускают. Буквально в течение двух недель в городе сначала случился дефицит определенных противокашлевых препаратов, а потом их просто не стало. Остаётся констатировать: самые популярные аптеки в городе среди определенного круга молодежи перестали травить эту самую молодежь. Для подтверждения своих домыслов, решил обзвонить эти аптеки и затронуть другие. В течение двух дней сплошных аптечных обзвонов выяснилось: лекарств больше нет, больше не будет, а если я продолжу допекать аптеки, они вызовут полицию.
И что дальше? Пустота быстро заполняется, если не уделять ей внимания. Вот и на поляне астраханских аптек появились те, кто решил заработать на сложившейся ситуации – наркоподобными лекарствами от кашля начали торговать те, кто раньше вовсе не занимался такими вещами. А что, с ними никто разъяснительных бесед не проводил, не просил войти в положение и прекратить торговать ядом детям, хотя бы на некоторое время проведения крупных общественных и политических мероприятий на территории Астрахани. Формально с них взятки гладки, а по факту на улицах ещё можно встретить подростков, бредущих словно зомби с понурой головой: а если они и поднимут её, то в полуприкрытых глазах на вряд ли рассмотрите человеческое – обычные зомби из фильмов и всё, никакого человечного состояния, вида, слов.
Конец наркомании
Скорее всего, в ближайшее время рынок Астрахани будет полностью зачищен от психопатических лекарств, которые просто негласно выдавят. Обычные граждане, которым не посчастливилось заболеть, не пострадают: лекарства от кашля имеют обширное наименование, а на смену препаратам с ярко выраженным эффектом, придут те, в которых дурь будет невозможно отделить от сопутствующих веществ.
Что такое лекарство, если говорить обычным дилетантским языком обывателя? Это глубоко закопанный мак, растворенный в таких веществах, которые делают выделение из целого лекарства мака невозможным. В Германии до 1973 года героин продавался в аптеках, в Америке аптека называется drugstore, однако слово drug не употребляется в контексте названия в виде наркотика, но используется в качестве… лекарства.
На себе я ощутил всю «прелесть» таких лекарств, когда долгое время сидел на таблетках от аллергии. Лебеда делала существование моё невозможным, я мог просто стоять и чихать на улице десять, двадцать, тридцать раз, а потом медленно брести с опухшим лицом. Меня начали лечить таблетками от аллергии. Как я теперь понимаю, это не лечение, но занижение реакции вплоть до нулевой к аллергену. Чем лучше были таблетки, тем мне было проще переживать аллергию, а вместе с тем я просто перестал переживать вообще обо всем. Три-четыре таблетки в день и всё становилось неважным, кроме внутренних мыслей, самокопаний.
Карма помнит всё
Год «лечения» от аллергии – и я вылетел из хорошей школы, затем из моей жизни исчез спорт, а потом я просто перестал есть таблетки, делая вид, что продолжаю это делать. Одновременно с этим родственники упрекали меня в лени и невнимательности. Теперь мне смешно это вспоминать, мне, как человеку, бросившему вообще употреблять таблетки, кроме активированного угля, очень редко – витаминов и совсем уж редко могу себе позволить взять таблетки кофеина, когда очень уж нужно взбодриться, а возможности попить кофе здесь и сейчас - нет. У меня по-прежнему есть аллергия, но без таблеток и с определёнными физическими нагрузками организм переносит ту же лебеду гораздо спокойнее. И дело не только в лебеде, но и общем фоне, климате – аллергикам не получится перестать быть таковыми, не меняя место жительства.
Всё хорошо в меру. Если один человек способен остановить беды для многих людей, то цена его жизни есть оправданная плата за чужую жадность, за чужое желание жить по головам, торговать ядом без рецепта, а самим жить на широкую ногу. Что ж, карма вещь такая: никто не забыт и ничто не забыто. Уверен, что в будущем придётся написать о перипетиях судеб владельцев нечистоплотных аптек. Будьте здоровы и берегите детей. Теперь вместо лекарства от кашля, они наверняка будут искать себе занятие и, как показывает практика, они обязательно его найдут.
Андрей Бодреев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 35 (595), 12.09.2014 г.