Арестанты и «карательная психиатрия»: важное из доклада астраханского омбудсмена

К содержанию астраханцев в ИВС и специальных помещениях для задержанных лиц (СПЗЛ) имеются существенные претензии. Так, в июле 2021 года при посещении Енотаевского районного отдела полиции было установлено, что двум гражданам, накануне задержанным и вынужденным в ожидании суда за административное правонарушение «ночевать» в СПЗЛ, не выдали постельные принадлежности. Такие данные следуют из доклада Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Спицына, с которым ознакомился AST-NEWS.ru.

На вопрос представителя Уполномоченного о причинах этого, исполняющий обязанности начальника отдела полиции ответил, что постельные принадлежности «не выдаются и никогда не выдавались», поскольку «здесь не гостиница». Этот полицейский чин даже не догадывался о наличии двух нормативных правовых актов, которыми установлено: во-первых, что задержанные на срок более трёх часов «обеспечиваются в ночное время местом для сна» и, во-вторых, что административно-задержанным должны выдавать определенный комплект белья.

В связи с жалобой гражданина А. на ненадлежащие материально-бытовые условиях в СПЗЛ ОМВД России по Володарскому району был осуществлен выезд в указанный отдел полиции. По результатам проверки были установлены нарушения требований нормативных актов, регламентирующих порядок содержания в ПЗЛ:

  1. В двух камерах нет окон и искусственного освещения;
  2. Вместо кроватей (обеспечивающих индивидуальное спальное место) во всех камерах остаются нары; на этих помостах люди вынуждены спать «вповалку».

В отличие от Енотаевского районного отдела полиции, постельные принадлежности здесь выдавались, но их состояние явно свидетельствовало о том, что срок их эксплуатации давно истек.

Начальник территориального управления МВД РФ, в адрес которого Уполномоченным было направлено соответствующее заключение, сообщил, что исправление выявленных нарушений возможно только в рамках кардинальной реконструкции здания, в котором располагается отдел полиции. Пакет документов для включения в соответствующую федеральную адресную программу был подготовлен и направлен в департамент тыла МВД РФ, однако финансирование так и не было выделено. В этой связи руководству отдела полиции было предложено изыскать «внутренние ресурсы», а именно: подобрать в райцентре здание, куда можно было бы передислоцировать отдел полиции. Однако единственное, что пока удалось добиться, так это замены постельных принадлежностей; отделу полиции выделены комплекты новых матрацев, одеял, подушек, наволочек и простыней.

Имеется ещё один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание. В минувшем октябре к Уполномоченному обратился гражданин С., который утверждал: отбывая административный арест, он находился в камере СПЗЛ отдела полиции №3 по Трусовскому району Астрахани, где одновременно с ним пребывало пять человек. Согласно официальной информации, в отделе полиции три камеры — каждая по девять квадратных метров.

Таким образом, если в любой из этих камер одновременно было пять человек, то на каждого приходилось менее двух «квадратов», что является нарушением.

В ходе выездной проверки, при ознакомлении с книгой учета лиц, доставленных в дежурную часть отдела полиции, выяснилось: действительно, в день, указанный заявителем, в СПЗЛ находилось не менее пяти человек. При этом сотрудники отдела полиции в один голос уверяли представителя Уполномоченного, что эти пять человек находились в разных камерах.

Впоследствии руководством УМВД России по Астраханской области было признано, что С. с 20:45 минут 9 апреля по 19:14 10 апреля действительно содержался в одной камере еще с четырьмя лицами, то есть факт нарушения подтвердился. В этой связи следует отметить следующее обстоятельство.

В вышеуказанной книге дежурной части не указывается номер камеры, в которую помещается доставленный. На дверях камер не были проставлены номера. Таким образом, если бы представители полиции настаивали на своем первоначальном утверждении, проверить и подтвердить правоту заявителя было бы невозможно. В этой связи полагаем, что во избежание нарушений и в целях возможности проведения объективной проверки в книге дежурной части в обязательном порядке должен указываться номер камеры СПЗЛ, в котором содержался гражданин.

***

Уполномоченным по правам человека совместно с Общественной наблюдательной комиссией Астраханской области в декабре минувшего года была проведена выездная проверка 14-го и 16-го отделений ГБУЗ Астраханской области «Областная клиническая психиатрическая больница», которая выявила ряд обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав пациентов.

Так, во многих палатах наблюдались явные следы длительного отсутствия какого-либо, хотя бы элементарного ремонта – дефекты покрытия пола; отслоения, потеки и грибок на поверхности стен. В туалетных комнатах не обеспечена приватность пациентов. Даже кровати, на которых лежат люди, на момент проверки находись в крайне неудовлетворительном состоянии. Общий вход в отделения №№ 3, 11 и 15 до сих пор так и не оборудован пандусом, хотя сделать это должны были ещё в 2020 году.

Перед проверкой руководство областной психиатрической больницы, похоже, пыталось устроить нечто вроде «потемкинской деревни»: люди, находившиеся в палатах, открыто и единодушно указывали представителю Уполномоченного и членам ОНК на то, что мебель – тумбочки, столы и стулья – представители медперсонала внесли незадолго до приезда проверяющих и что потом «всё вынесут обратно». Пациенты жаловались, что принимать пищу приходится, сидя на кроватях.

В 14-м отделении, вопреки установленным правилам, не регистрируются жалобы больных, а также их родственников или законных представителей; соответствующий журнал просто отсутствует. В 16-м отделении, в нарушение закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» так и не оборудовано помещение для встреч пациентов с посетителями – хотя соответствующая рекомендация была высказана Уполномоченным по правам человека ещё в марте 2020 года.

Всё это не просто «технические недоработки». Это своего рода показатель отношения к людям, которые, несмотря на наличие у них психических расстройств – кстати, в некоторых случаях гипотетических, официально не подтвержденных, имеют право на уважение их личности и достоинства.

Внутренний распорядок работы 14-го отделения, утвержденный заместителем главного врача январе прошлого года, также не содержит такого мероприятия, как «Прогулка пациентов». В ходе беседы сотрудника аппарата Уполномоченного с дееспособными лицами, содержащимися в 14-м отделении, установлено, что прогулки для пациентов данного отделения проводятся только в летний период. Данный факт также подтвердили заведующая 14-м отделением и старшая медицинская сестра, назвав в качестве причин: необорудованный прогулочный двор отделения, отсутствие теплой одежды у пациентов, а также помещения для ее хранения. В законодательстве право граждан, проходящих стационарное лечение в психиатрических больницах, на прогулки практически нигде не закреплено. Единственный нормативный акт, предусматривающий данное право, был принят более 30 лет назад. Согласно ему, «ежедневная прогулка обязательна для всех больных, за исключением больных, находящихся на постельном режиме».

В определении Конституционного Суда РФ отмечено, что «право на прогулки является неотъемлемым правом любого пациента психиатрического стационара, в т.ч. находящегося на лечении по решению суда или помещенного в стационар в целях проведения судебно-психиатрической экспертизы».

Осмотром прогулочного двора для 14-го отделения установлено, что это огороженная бетонной стеной территория, заросшая сорной травой, ничем не оборудованная. Хотя согласно действующим нормативным правовым актам любая психиатрическая больница, помимо лечебно-профилактических функций, должна осуществлять социально-трудовую реабилитацию, лечебно-производственные мастерские областной клинической психиатрической больницы с незапамятных времен – с 1997 года – закрыты. Таким образом, людей не стремятся реабилитировать, вернуть к нормальной жизни, а только чтобы пациенты «укололись и забылись». Как уже отмечалось, многие из этих фактов были выявлены ещё в 2020 году, и тогда же в адрес облминздрава омбудсменом было направлено обстоятельное заключение с конкретными предложениями. Тот факт, что в прошлом году все осталось на прежнем уровне свидетельствует об одном: ведомство не предприняло исчерпывающих мер для исправления ситуации.

Читайте также:

Продолжение следует