Артур и Айгуль Альмухаметовы: история и будущее астраханского балета

Накануне крупного события в культурной жизни страны – премьеры балета «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра в постановке главного балетмейстера Астраханского государственной театра оперы и балета, народного артиста РФ Юрия Клевцова, AST-NEWS.ru встретился с премьерами балетной труппы АГТОиБ Артуром и Айгуль Альмухаметовыми. Это одна из самых ярких молодых пар отечественного балета, раскрывшая на астраханских подмостках свой высокий потенциал.

DSC_5827.jpg

Айгуль пришла в труппу в 2012 году, в момент её формирования Константином Уральским. Артур влился в коллектив годом позже. Талантливые танцовщики прошли долгий и интересный путь от артистов кордебалета до премьерских позиций, став ведущими персонами астраханского балета.

– Астраханский театр оперы и балета без вас уже невозможно представить. Чем для вас оказалось это место?

Айгуль: Здесь мы стали взрослыми людьми, сформировались как личности и артисты. Кроме того, что это – место работы, очень люблю наш театр с эстетической точки зрения: у нас красивая и удобная сцена, потрясающий зрительный зал. Выступая на многих площадках в России и за рубежом, могу сказать, что на нашей сцене любая декорация смотрится с выигрышной стороны, благодаря идеальным пропорциям сцены и зрительного зала.

– Где начинался ваш балетный путь?

Айгуль: Окончив Казанское хореографическое училище, поработала в музыкальном театре Карелии, где из-за травмы мне не удалось завершить сезон. В 2012 году приехала в Астрахань. Несмотря на то, что тогда была совсем юной, мне доверили танцевать сольные партии.

Артур: Я приехал в Астрахань в 2013 году, сразу после выпуска из Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. Моё становление прошло в стенах Астраханского театра оперы и балета. Именно здесь я встретился с Айгуль.

DSC_1148.jpg

– Это была любовь с первого взгляда?

Артур: Можно сказать и так. Время летит быстро – в этом году нашему сыну Артёму исполнится девять лет.

– Вы пара не только в жизни, но и на сцене. Как удаётся это сочетать?

Айгуль: Когда нас с Артуром ставят в одну пару, спектакль точно будет успешным. Когда муж со мной на сцене, я заряжаюсь от него. Как профессионал могу работать в дуэте с любым партнёром, но присутствие супруга меня по-особому вдохновляет. Когда его ввели в балет «Дон Кихот», поняла, что знакомый мне давно спектакль может заиграть яркими красками.

DSC_1791.JPG

Артур: Мы стали парой в балете «Крёстный отец» с подачи итальянского хореографа Лучано Каннито. Потом Дмитрий Константинович Гуданов продолжил работать с нами, как с парой. Сейчас в этом направление мы продолжаем своё сотрудничество с Юрием Викторовичем Клевцовым. Наш союз на сцене даёт результат, иначе нас бы не ставили вместе только потому, что мы супруги.

Иногда на репетициях можем серьёзно поругаться с Айгуль, ведь эмоции во время работы иногда нас захлестывают. Спасибо педагогам, что терпят такие моменты. Но все разногласия можно оправдать результатом, который зритель видит на спектакле.

IMG_0745.JPG

– Ваш дуэт из «Крёстного отца» незабываем…

Айгуль: Мне кажется, эти партии совпали с нашим темпераментом, который выплеснулся в спектакль. Сейчас мы стали опытнее и спокойнее, но в своё время нам пришлось терпеть друг от друга каскад различных эмоций.

– Есть партии, которые считаете своей творческой вершиной?

Айгуль: Для меня такой партией является Жизель, как в эмоциональном, так и техническом плане. Эта роль раскрывает все глубинные чувства, нажитые за эти годы. Каждый раз, приступая к работе над новой партией, беру в неё какие-то оттенки из своих предыдущих ролей.

DSC_3210.jpg

Артур: Чем больше у артиста классического репертуара, тем шире его возможности переносить опыт от одной роли к другой. Движения везде одинаковые, лишь скорректированные почерком хореографа. У каждого спектакля несколько слоёв: для начала почти все, как и мы, начинали с кордебалета. Потом артист выходит в маленькой партии, чтобы почувствовать себя на сцене самостоятельным. Далее нужно станцевать в па-де-де, где отвечаешь за себя и за партнёршу. И только после этого можно прийти к ведущим партиям. Не успев оглянуться, понимаешь, что за спиной огромный багаж, с которым ты шёл всё это время. Выходя на новый, даже авторский спектакль, чувствуешь себя намного увереннее, в результате легче наполнить роль эмоциями.

Важных для моего становления ролей было много, но если вернуться к разговору о «Крёстном отце», то Майкл – это знаковая партия. В 17 лет посмотрел фильм Мартина Скорсезе, который произвёл на меня сильное впечатление. Когда к нам в театр приехал Лучано Каннито, то речь шла о постановке другого названия. До той поры мы работали только с Константином Семёновичем Уральским, поэтому было интересно попробовать себя у нового хореографа. Но когда нам объявили, что Лучано будет ставить «Крёстного отца», меня захлестнули огромные переживания: я понял, что появилась возможность станцевать партию своей мечты. Но не знал, как это случится с незнакомым мне хореографом. Тогда сказал Айгуль, что сделаю всё, чтобы воплотить образ Майкла. Боялся, что смогу разочароваться – не представлял, как любимый фильм сможет превратиться в балет. Но все сомнения остались позади, когда погрузились в работу. Люблю балет «Крёстный отец», он стал первым ведущим спектаклем, ставившимся конкретно на меня. Эта партия стала особенной, подарившей сильные эмоции мне и зрителям.

IMG_0733.JPG

– Расскажите о своих готовящихся партиях Евгения и Параши в премьере «Медного всадника».

Айгуль: Мне нравится роль Параши. Люблю трагические партии, когда идёшь от самых прекрасных ощущений жизни к роковым обстоятельствам, ломающими идиллию. Если говорить о спектакле в целом, то в нём комфортная хореография. Юрий Викторович даёт неоценимые советы, связанные с характером роли и с техническими моментами. Не хочу раскрывать все секреты премьеры, но зритель увидит многогранную хореографию, и классическую, и авторскую.

Артур: Есть балеты, например, «Раймонда», где всё начинается и заканчивается хорошо, пусть и через преодоления. В «Медном всаднике» иная картина: беззаботное начало, затем серьёзный жизненный шаг, в финале всё выливается в ужасный момент. Такие эмоциональные контрасты интересны.

DSC_3263.jpg

– Какие партии вы хотите исполнить в будущем?

Айгуль: Мне хочется станцевать Коппелию из одноимённого балета Делиба, Лизу из «Тщетной предосторожности». Эти образы близки моему характеру.

Артур: Мечтаю работать в таких масштабных и ярких балетах, как «Баядерка» и «Корсар», и в других названиях классического репертуара, которых пока нет в нашей афише.

– Мечтаете попробовать себя в роли педагогов или хореографов?

Айгуль: У меня нет таких амбиций, хочу продолжать заниматься тем, чем занимаюсь. А вот Артура уже есть определённый опыт.

Артур: В текущем сезоне у меня были первые пробы в качестве педагога, я выпустил молодого артиста Савелия Храмкова в главной партии балета «Ромео и Джульетта». Есть и другие задумки, о которых расскажу позже. Сейчас для нас главное – достойно представить премьеру «Медного всадника», чтобы порадовать публику новыми впечатлениями. 

IMG_4698.JPG
Подготовила Екатерина Некрасова