Астрахань экстремистская. Как чиновники южного форпоста России борются с главной опасностью нашего времени
Как в южном форпосте России противодействуют экстремистской деятельности? «Факт и компромат» решил изучить некоторые дела по фашистской пропаганде и разномастному национализму, рассматриваемые судами Астраханской области.

Приволжский райсуд в конце 2015 года привлёк к ответственности пользователя «Вконтакте» Шашина, который разместил на своей странице «изображение нагрудного знака руководителей национал-социалистической немецкой рабочей партии». Тот хоть и признал в суде свою вину, но стал всё валить на какого-то друга, который якобы воспользовался его страницей в соцсети и выложил изображение нацистской символики. Вот только Шашин почему-то эту фото не удалил, а оставил на своей странице в альбоме «Сохраненные фотографии». В результате он был признан виновным в административном правонарушении (по ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»).

В Советском райсуде весной 2016 года слушалось дело об административном правонарушении Алтуфьева: на своей странице в соцсети он разместил изображения Гитлера, Гиммлера, Геббельса, а также фото военной формы эсэсовцев с «Железным крестом», гитлеровцев с флагом НСДАП и, конечно же, свастику. Фигурант дела свою вину на суде не признал, хотя в своих объяснениях, которые дал до суда, вину он не только признал, но и «раскаялся в случившемся».

Хотя мог и не признавать. Ведь все правонарушения и преступления в сфере экстремизма и без этого подтверждаются массой доказательств: экспертизами квалифицированных специалистов, актами, рапортами, справками и протоколами правоохранительных органов и прокуратуры, добытыми в результате обысков вещдоками и даже копиями страниц энциклопедии третьего рейха.
Зря Алтуфьев пытался убедить суд, что размещённые им фото никакой пропагандой нацистской символики, дескать, не являются, а сам он, публикуя их в соцсети, не преследовал цель пропаганды нацисткой идеологии и её символики. Суд справедливо посчитал эти «доводы» способом избежать установленные меры законодательной ответственности. В результате астраханец был признан виновным в совершении административного правонарушения.
Август 2016 года. Ахтубинский райсуд признал виновным в публичном демонстрировании нацистской атрибутики Бабенко, который опубликовал в группе «Подслушано Знаменск» соцсети «Вконтакте» свастику. Тот не стал отпираться от содеянного, сказав лишь, что якобы не догадывался о противозаконности своих действий.

Не стоит думать, будто публикация в интернете свастики – невинная забава. Символы гитлеризма, распространяемые в социальных сетях, где проводит массу своего времени молодёжь (и не только) – не что иное, как распространение и углубленное разъяснение нацизма и тем самым идейное воздействие на широкие массы. Какие последствия могут быть у такой пропаганды – особенно в столь мультинациональном регионе, как Астраханская область, – легко догадаться. Поэтому назначаемые астраханскими судьями символические штрафы за подобные деяния представляются неоправданно гуманными. КоАП предусматривает за пропаганду, публичное демонстрирование нацистской или экстремистской атрибутики и символики административный штраф до 15 суток, – но поклонников Гитлера и любителей свастики наша Фемида отчего-то жалеет. А ведь только пара незабываемых недель в спецприёмнике по ул. Рождественского (а никак не пара тысяч рублей штрафа) может если не исправить неофашистов, то хотя бы заставить их задуматься о недопустимости подобных выходок впредь.

Кроме того, решительная борьба с проявлениями фашизма является важнейшим направлением государственной политики России по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Использование нацистской символики оскорбляет многонациональный народ России и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Правильно ли назначать за такое кощунство смехотворные штрафы?

Коли молодой человек бессовестно тиражирует на просторах Всемирной компьютерной паутины свастику – значит, недоглядели его родители, педагоги, друзья. Их ошибки приходится исправлять полиции и прокуратуре, ФСБ и суду. А если пропагандой фашизма занимаются взрослые экстремисты, то тем паче не обойтись без положенного внимания силовиков и строгого вердикта Фемиды. Этого требует не только Закон, но и наша генетическая память, здравый смысл и мораль.

Активно противодействуют экстремизму астраханские прокуроры. Они выявляют в интернете экстремистские материалы русофобского, кавказофобского и антисемитского характера. После обращаются в судебные инстанции в защиту интересах неопределённого круга лиц с заявлениями о признании запрещённой той или иной выявленной информации. Суды удовлетворяют мотивированные заявления прокуратуры; вместе с тем, автору представляется странной позиция управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Астраханской области (Роскомнадзора).

Так, при рассмотрении подобных дел представители астраханского Роскомнадзора, являясь заинтересованными лицами и надлежаще извещённые о времени и месте судебных разбирательств, на заседания зачастую не являются, при этом причины неявок не сообщают.

Иной же раз сие государственное ведомство и вовсе просит оставить заявление прокурора о признании распространяемой в Сети русофобской пропаганды экстремистской информации запрещённой «без рассмотрения по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора» (решение Приволжского района суда Астраханской области № 2-1353/2014 от 24 декабря 2014 г.). Чиновники Роскомнадзора при этом ссылались на ст.15.1 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Столь странную позицию суд не принял во внимание, указав, что «указанная норма не устанавливает обязательный досудебный порядок ограничения доступа к сайтам, нарушающим законодательные ограничения».

В прошлые годы попустительство правоохранительных органов в вопросах кавказофобской пропаганды приводило к тому, что один местный деятель от литературы, ошалев от безнаказанности и вседозволенности, напечатал на бюджетные средства под видом высокохудожественной публицистики материалы, разжигающие межнациональную вражду.

В отличие от наказанных судом пользователей интернета вышеназванный деятель не понёс наказания, хотя вполне мог повлиять своей человеконенавистнической писаниной на сознание будущих сетевых фашистов.

Остаётся констатировать, что, несмотря на активную работу органов госвласти Астраханской области в области противодействия экстремизму, останавливаться на достигнутом нельзя. Экстремизм, словно оборотень, постоянно трансформируется (запрещённый в России ИГИЛ тому лишний пример); исходящие от него угрозы только усиливаются, атаки учащаются. Задача власти – предотвращать и отражать их, защищая общество от опасностей и вызовов разрушительных сил.

Влад Напалмов

«Факт и компромат» (№ 1 (711), 2017 г.)