Каждый настоящий астраханец никогда не будет говорить, что он коренной астраханец и любит Астрахань. Всё это само собой разумеется.
У многих русских городов и их обитателей в старые времена были прозвища. Рязань – косопузая, Пенза – толстопятая, Архангельск – моржееды, Астрахань – ворвань кислая, разбойники.
У приезжих об Астрахани всегда имелись кардинально противоположные мнения, зависящие от того, обокрали их в Астрахани или нет.
Вряд ли у команды Кусто, прибывшей в Астрахань в 1998 году, остались очень приятные впечатления от каспийской столицы. В первый же день у них украли резиновую лодку «Зодиак» с мотором стоимостью около 15 тысяч долларов. На следующий день слишком приметная лодка была найдена на одном из участков р. Болды, но уже без мотора фирмы «Джонсон» стоимостью 8 тысяч долларов. Мотор был найден только в июне 2000 года в уже неисправном состоянии. Он был «потерян» последними владельцами за явной ненадобностью.
Академика Н.Я. Озерцовского, посетившего Астрахань в 1783 г., тоже, скорее всего, чем-то обидели астраханцы, потому что его отзыв о нижневолжской Венеции неоднозначны: «Когда в летнюю пору, смотришь на Астрахань через Волгу, то она кажется очень красива. Глаза прельщаются пестротой церквей, башен, домов, садов, но когда зритель переправится через Волгу, вступит в улицы города, то вдруг теряет приятную о городе мечту и не находит никаких следов той красоты».
Далёк от восторга Астраханью был и великий полководец Александр Суворов. Он провёл в нашем городе почти два года (1780-1781 г.г.), но особых восторгов Астраханью от него никто не слыхивал. В его письме к дочери того периода звучит усталость и разочарование жизнью: «Чем дольше я живу, тем больше вижу, что слава - это дым. Я всегда был философом, но теперь стал им в высшей степени. Мне смешно за самого себя, когда я размышляю о том, как я расцениваю и свое положение, и власть, и те почести, которыми я окружен».
Встреча с Астраханью явно открыла новые жизненные глубины для Александра Васильевича.
Побывал в Астрахани в 1797 года и Ян Потоцкий – польский писатель и историк, служивший при Александре I в русском министерстве иностранных дел. Считался талантливым историком, лингвистом, географом, этнографом, археологом и естествоиспытателем. Ему принадлежит до 24 больших трудов. Но ныне Потоцкий известен как автор великолепного романа «Рукопись, найденная в Сарагосе», по которому поляки сняли одноименный фильм.
За цветок Потоцкий принял тилак — священный знак, который последователи индуизма наносят обычно на лоб.
«…Но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте земного шара. Последователи Али, проклиная в своих караван-сараях приверженцев секты Омара, могут слышать, как призывают на молитву крики муедзинов сих последних, колокола греческой церкви, тамтам индейцев, и, может быть, жужжание лам. К этим разным религиям можно еще присовокупить несколько сект староверцев и все европейские и азиатские христианские общества…».
А вот какой увидел Астрахань писатель Александр Дюма-отец в 1858 году: «Мощение улиц — роскошь, совершенно неизвестная Астрахани. Жара превращает улицы в пылевую Сахару, дождь — в озеро грязи; в пылающие месяцы лета они пустынны с 10 утра до 4 часов вечера. С 4 до 5 дома роятся как пчелиные ульи, открываются магазины, улицы заполняются, люди теснятся на порогах домов, из окон высовываются головы, с любопытством озирающие прохожих — представителей всех азиатских и европейских национальностей, стоит вавилонская мешанина всех наречий…».
Уже тогда астраханцы знали, что под их ногами находится газовое месторождение. Об этом свидетельствовал автор «Трёх мушкетеров»: «…Вода в Астрахани неважная и ее не хватает; в Волге она солоновата от контакта с Каспийским морем или, может быть, более от того, что омывает солевые банки между Саратовом и Лебединской. Русская власть намеревалась устроить артезианские колодцы, но на 130-метровой глубине бур дал выход не фонтанирующей воде, а водородно-углеродному газу. Неудачу использовали, чтобы по вечерам зажигать огонь. Он очень живо светит до утра. Фонтан стал большим фонарем…».
Эти дурные привычки с течением времени исчезали, давая место хорошим манерам, но порой нет-нет, а иной астраханец или крадёт казённые деньги или прямо за ресторанным столиком берёт десятимиллионную взятку… Не надо строго судить за это современных астраханцев – в них просто аукается тяжёлая наследственность.
Наряду с целым букетом негативных качеств настоящие астраханцы обладают ещё большим качеств позитивных, делающих их жизнь яркой и неповторимой: наивность, доверчивость, жизнелюбие, даже когда жизнь любить не за что, свободолюбие, соревновательность, детская подозрительность, любознательность, порой граничащая с нарушением законов, любовь к животным, которых нельзя съесть, вера в чудесное и неподдельный патриотизм.
AST-NEWS.ru
У многих русских городов и их обитателей в старые времена были прозвища. Рязань – косопузая, Пенза – толстопятая, Архангельск – моржееды, Астрахань – ворвань кислая, разбойники.
У приезжих об Астрахани всегда имелись кардинально противоположные мнения, зависящие от того, обокрали их в Астрахани или нет.
Вряд ли у команды Кусто, прибывшей в Астрахань в 1998 году, остались очень приятные впечатления от каспийской столицы. В первый же день у них украли резиновую лодку «Зодиак» с мотором стоимостью около 15 тысяч долларов. На следующий день слишком приметная лодка была найдена на одном из участков р. Болды, но уже без мотора фирмы «Джонсон» стоимостью 8 тысяч долларов. Мотор был найден только в июне 2000 года в уже неисправном состоянии. Он был «потерян» последними владельцами за явной ненадобностью.
Академика Н.Я. Озерцовского, посетившего Астрахань в 1783 г., тоже, скорее всего, чем-то обидели астраханцы, потому что его отзыв о нижневолжской Венеции неоднозначны: «Когда в летнюю пору, смотришь на Астрахань через Волгу, то она кажется очень красива. Глаза прельщаются пестротой церквей, башен, домов, садов, но когда зритель переправится через Волгу, вступит в улицы города, то вдруг теряет приятную о городе мечту и не находит никаких следов той красоты».
Явно обижен был астраханцами и Тарас Шевченко, побывавший у нас в 1857 году проездом после освобождения от воинской службы: «…Ай да Астрахань! Ай да порт-город. Ни одного трактира, где можно хоть как-то пообедать, а о квартире или гостинице и говорить нечего. Ухи не сыщешь! И это в городе, который половину русского царства кормит осетриной…».Кобзарю, любившему крепко выпить, явно не налили, от того и скептицизм.
Далёк от восторга Астраханью был и великий полководец Александр Суворов. Он провёл в нашем городе почти два года (1780-1781 г.г.), но особых восторгов Астраханью от него никто не слыхивал. В его письме к дочери того периода звучит усталость и разочарование жизнью: «Чем дольше я живу, тем больше вижу, что слава - это дым. Я всегда был философом, но теперь стал им в высшей степени. Мне смешно за самого себя, когда я размышляю о том, как я расцениваю и свое положение, и власть, и те почести, которыми я окружен».
Встреча с Астраханью явно открыла новые жизненные глубины для Александра Васильевича.
Побывал в Астрахани в 1797 года и Ян Потоцкий – польский писатель и историк, служивший при Александре I в русском министерстве иностранных дел. Считался талантливым историком, лингвистом, географом, этнографом, археологом и естествоиспытателем. Ему принадлежит до 24 больших трудов. Но ныне Потоцкий известен как автор великолепного романа «Рукопись, найденная в Сарагосе», по которому поляки сняли одноименный фильм.
Потоцкий почти всё время нахождения на астраханской земле провёл во владениях князя Тюменя.Вот его первое впечатление в Астрахани: «…Наконец, после обеда увидели мы астраханские колокольни; через несколько часов мы подошли к этому городу. Первый человек, которого я встретил, выходя на берег, был индеец с желтым цветком на лбу…».
За цветок Потоцкий принял тилак — священный знак, который последователи индуизма наносят обычно на лоб.
«…Но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте земного шара. Последователи Али, проклиная в своих караван-сараях приверженцев секты Омара, могут слышать, как призывают на молитву крики муедзинов сих последних, колокола греческой церкви, тамтам индейцев, и, может быть, жужжание лам. К этим разным религиям можно еще присовокупить несколько сект староверцев и все европейские и азиатские христианские общества…».
А вот какой увидел Астрахань писатель Александр Дюма-отец в 1858 году: «Мощение улиц — роскошь, совершенно неизвестная Астрахани. Жара превращает улицы в пылевую Сахару, дождь — в озеро грязи; в пылающие месяцы лета они пустынны с 10 утра до 4 часов вечера. С 4 до 5 дома роятся как пчелиные ульи, открываются магазины, улицы заполняются, люди теснятся на порогах домов, из окон высовываются головы, с любопытством озирающие прохожих — представителей всех азиатских и европейских национальностей, стоит вавилонская мешанина всех наречий…».
Уже тогда астраханцы знали, что под их ногами находится газовое месторождение. Об этом свидетельствовал автор «Трёх мушкетеров»: «…Вода в Астрахани неважная и ее не хватает; в Волге она солоновата от контакта с Каспийским морем или, может быть, более от того, что омывает солевые банки между Саратовом и Лебединской. Русская власть намеревалась устроить артезианские колодцы, но на 130-метровой глубине бур дал выход не фонтанирующей воде, а водородно-углеродному газу. Неудачу использовали, чтобы по вечерам зажигать огонь. Он очень живо светит до утра. Фонтан стал большим фонарем…».
Ничего негативного в отношении Астрахани и её народа великий романист Дюма не высказал – его явно не обижали и не обкрадывали.Мы, астраханцы, происходим от лихих вольнолюбивых людей, стекавшихся в эти степные просторы со всей России в поисках свободы. Находили они эту свободу или нет – неизвестно, но новоявленные астраханцы и их потомки привыкли брать всё, что, на их взгляд, плохо лежит, порой забывая об элементарной порядочности.
Эти дурные привычки с течением времени исчезали, давая место хорошим манерам, но порой нет-нет, а иной астраханец или крадёт казённые деньги или прямо за ресторанным столиком берёт десятимиллионную взятку… Не надо строго судить за это современных астраханцев – в них просто аукается тяжёлая наследственность.
Наряду с целым букетом негативных качеств настоящие астраханцы обладают ещё большим качеств позитивных, делающих их жизнь яркой и неповторимой: наивность, доверчивость, жизнелюбие, даже когда жизнь любить не за что, свободолюбие, соревновательность, детская подозрительность, любознательность, порой граничащая с нарушением законов, любовь к животным, которых нельзя съесть, вера в чудесное и неподдельный патриотизм.
Николай Иванов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 50 (760), 2017 г.