Астрахань и Иран – навсегда?
История взаимоотношений Астрахани и Ирана небогатая. В семнадцатом веке на Персиду ходил со своей бандой Степан Разин. В Персии бандиты занимались своим делом: грабили, насиловали и убивали.

В Персии побывал и наш поэт Велимир Хлебников.

В апреле 1920 года на севере Ирана вспыхнуло антиправительственное восстание. 5 июня в провинции Гилян объявлено о создании Персидской советской республики. В начале 1921 года советская Россия, поддержавшая повстанцев, сформировала в Баку Персидскую красную армию, которая направилась в Персию. Хлебников был приписан к армии в качестве лектора и 13 апреля 1921 года отправился в Энзели. Там Хлебников провёл вместе с художником Мечеславом Доброковским некоторое время и свёл знакомство с несколькими дервишами, а также сам стал известен среди местных жителей как «русский дервиш». Из Энзели Персармия переместилась в Решт, а оттуда – в Шахсевар, по направлению к Тегерану. Там Хлебников устроился на службу к местному хану в качестве воспитателя его детей. Персия так и не стала советской, и Хлебников вернулся на Родину, чтобы вскоре умереть.

Первые официальные отношения Астраханской области в новый период с провинциями Исламской республикой Иран (ИРИ) начались в октябре 1994 года во время поездки «великого» губернатора А.П.Гужвина и делегации Астраханской области в провинции Ирана Гилян и Мазандаран, когда были подписаны соглашения о сотрудничестве.

С открытием Генерального консульства ИРИ в Астрахани в феврале 2001 года ускорился процесс развития межрегионального сотрудничества ИРИ с Астраханской областью. После проведённых мероприятий были установлены отношения между Астраханью и разными провинциями ИРИ, в том числе, Гилян, Мазандаран, Голестан, Хорасан-Разави, Хормозган, Хузестан, Казвин, Ардебиль и провинциями Восточный и Западный Азербайджан.

В России всего два Генеральных консульства Ирана: в Астрахани и Казани.

Дружба Астрахани с ИРИ кажется немного странной. ИРИ и Астрахань обладают богатыми запасами нефти и газа, являются производителями сельскохозяйственной продукции. ИРИ нужен металл и лес, но Астрахань не имеет ни того, ни другого. Конечно, Астрахань может закупать иранские резиновые помидоры, арбузы и виноград, но тогда надо отказаться от производства своих вкусных томатов, винограда и арбузов. А ещё Астрахань может служить перевалочным пунктом для металла и леса из других российских регионов в ИРИ и наркоты - из ИРИ в российские регионы. Это выгодно ИРИ, но совершенно не выгодно Астрахани. Дружба с ИРИ нужна была «великому» губернатору Гужвину.

На волне дружбы с ИРИ возникла шальная идея «международного» порта Оля, который задумывался как важный пункт на пути из Индии в варяги и обратно, а официально – международный транспортный коридор «Север-Юг».

В порт Оля вкладывались очень серьёзные деньги в надежде на солидную отдачу – десятки миллионов тонн грузов.

Из Оля в Иран шла бумага, древесина, металлопрокат – все это интересно, взамен – партии винограда, фисташек, а также невкусного иранского чая.

С 1995 по 2004 год бюджет вложил в модернизацию Оля 108 миллионов рублей.

Грузовые суда, две трети причальной стенки и остальное имущество находились в распоряжении ФГУП «Северо-Каспийское морское пароходство». Обычных сухогрузов и контейнеровозов федеральному Минтрансу оказалось мало, и чиновники купили четыре новых парома – по $1,9 млн. каждый.

Стремительно обанкротившееся «Пароходство» вместе с паромами выставили на аукцион – за 108 миллионов рублей. Покупателем стало московское ЗАО «Промышленные инвестиции» бизнесмена Джамалдина Пашаева. Заплатить ему в итоге пришлось 326 лимонов – цена выросла в процессе борьбы на открытом конкурсе с ОАО «Астраханьнефтересурс», созданным в 2002 году администрацией области и некоммерческим Фондом Черномырдина, первым гендиректором которого был, по стечению обстоятельств, сын первого губернатора Петр Гужвин.

В 2016 году с привлечением федеральных денег был введен в строй новый причал в Оля с предполагаемой мощностью 490 тысяч тонн.

Добиться 30 миллионов тонн в год или хотя бы вернуть показатели десятилетней давности пока не получается. Показавшее в 2015 году чистую прибыль 157 млн рублей АО «Морской торговый порт Оля» демонстрирует в той же графе последней доступной бухгалтерской отчетности за 2017 год – нули.

Сказывается даже не столько ситуация в самом порту, сколько на рынке в целом: иранские компании стали реже покупать зерно, древесину, металлопрокат за границей. А возят чаще не через астраханский портовый узел, а через обновившуюся за все эти годы Махачкалу или Баку – по азербайджанским данным, поток грузов у них вырос за год на 18%.

Но дружба Астрахани и ИРИ продолжается, у Лебединого озера стоит Иранское консульство, хотя сама дружба ничего не даёт Астрахани, а Ирану эта дружба не пошла впрок – ведь американский президент Трамп грозится уничтожить ИРИ. Что тогда делать астраханцам: привычно выйти на уличную акцию протеста с картонными транспарантами, объявить бессрочную голодовку или молча, но мучительно взирать на муки иранского народа, который к этой дружбе не имеет никакого отношения, как и астраханский народ?

Николай Иванов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 21 (827), 2019 г.

Ранее авто сотрудников иранского консульства в Астрахани были замечены в создании аварийных ситуаций на дорогах областного центра.