«Догадинка» (так называ- ют Астраханскую Госу- дарственную картинную галерею им. П.М. Догадина культурные люди Каспийской столицы) торжествует: вышла книга, большая часть которой принадлежит ученому творчеству одного из сотрудников «Догадинки» - скандально известно Валерия Харламова «Имена и шедевры Астраханской картинной галереи». Наш еженедельник посвящал этому деятелю немало критических публикаций, некоторые из которых размещены также на страницах информационного агентства «Астраханские новости» (ast-news.ru/taxonomy/term/1102).
Не имея возможности прочитать эту книгу, так как её текст отсутствует в интернете, были изучены доступные «научные» труды Валерия Харламова.
В журнале «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» № 3 2009 года помещена научная статья Харламова «Этнокультурные особенности татарских мечетей дельтового региона Нижнего Поволжья и Казани».
В небольшой статье автор (известный тем, что пишет с ошибками и придерживается оппозиционных взглядов) так и не удосужился поместить адреса и фотографии описываемых им астраханских мечетей. А ведь людям, далёким от ислама, ничего не говорят названия «белая», «чёрная» или «красная».
«Научный» автор явно взялся не за своё дело.
Вот отрывок из его сомнительного труда:
«В 1894-1900 годах татары построили ещё одну городскую мечеть, также получившую название «Красная». В настоящее время большинство прихожан мечети составляют представители народов Северного Кавказа, не создающих культовых религиозных архитектурных сооружений на территории дельтового региона».
Почему автор «научной» статьи утверждает, что народы Северного Кавказа не создавали религиозных архитектурных сооружений на территории Астраханской области? Ведь именно они вернули мечети, расположенной на рынке Большие Исады, её облик дома Божьего с куполом и минаретами. До этого мечеть была превращена коммунистами в светское здание.
А вот ещё один харламовский перл, а вернее, пёрл:
«К сожалению, мы не имеем возможности сравнить мечети, построенные татарами в дельтовом регионе, с мечетями Казанского ханства, потому что последние исчезли бесследно, и ученым остается лишь гадать, каков был их архитектурно-образный облик».
Автор забывает, что в Дельтовом регионе, как он почему-то называет Астраханскую область, мечети Астраханского ханства тоже не сохранились, так что можно было бы сравнить существующие мечети двух регионов, хотя непонятно, зачем эти сравнения? В каждой мечети есть михраб, обращённый к Мекке, а в остальном все мечети разнятся по архитектуре и размерам.
Теперь можно представить книгу, которой «Догадинка» ознаменовала Год литературы, и желание читать её отпало само собой.
Рафик Идиатуллин, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 10 (620), 20.03.2015 г.