Банковское сообщество Астраханской области находится в активном поиске грамотных решений для организации электронного документооборота и для налаживания взаимодействий с госорганами.

Для большинства банкиров СМЭВ и ГИС ГМП уже вошли в повседневный обиход, но все еще остаются аббревиатурами, побуждающими к массе дополнительных вопросов.

Их представители кредитных организаций имели возможность задать на третьем семинаре, организованном по инициативе компании iDSystems в Астрахани 22 ноября.

Тема мероприятия - «Документооборот с госорганами. Особенности организации электронного взаимодействия» - собрала в одном зале делегатов большинства банков, имеющих филиалы в Астраханской области: «Российский капитал», «Агроинкомбанк», «Евро-Азиатский Торгово-Промышленный Банк», «Мособлбанк», «Россельхозбанк», «Росэнергобанк», «Республиканский социальный коммерческий банк», «Сбербанк России», «Промсвязьбанк», «Росбанк» и т. д. Заинтересованность в открытом диалоге с банкирами проявили и представители госорганов. Так, на Семинаре в качестве гостей и спикеров присутствовали делегаты из региональных подразделений госорганов: управлений Федерального казначейства, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Росреестра, ГИБДД УМВД, а так же областного Правительства и Министерства финансов.

Первый спикер - заместитель начальника отдела доходов УФК Светлана Кузнецова — в своем выступлении, как представитель главного оператора ГИС ГМП в стране, рассказала о ходе и перспективах внедрения системы. «Грандиозная программа, которая начала действовать с 01.01.2013, раскрывает всем сторонам-участникам системы широкие возможности ее применения. 151 миллион начислений, 148 миллионов актов своевременной оплаты государственных и муниципальных услуг — неплохие цифры за 11 месяцев применения программы», - отметила Светлана Кузнецова.

Однако, по замечанию представителя Казначейства, число активных участников ГИС ГМП хоть и растет, но пока не все кредитные организации и госорганы в полной мере освоили или осознали преимущества системы. Общероссийские цифры впечатляют: из более, чем 900 банков страны не зарегистрированными в ГИС ГМП остаются только 34 кредитные организации. Однако, на фоне этих внушительных значений не стоит забывать, что только 370 банков осуществляют полноценную работу системе. «Что касается Астраханской области, то здесь 5 местных банков зарегистрировались в ГИС ГМП, 3 из них передают данные о фактах оплаты на постоянной основе, - отметила Светлана Кузнецова. - Потенциальных администраторов начислений в области 483, из них зарегистрирована в системе 441 организация, а вот обеспечены возможностью межведомственного взаимодействия в электронном виде 323 организации. Но важно то, что в Астраханской области активными в ГИС ГМП являются всего три организации. Это областные Казначейство, Министерство финансов и Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Спикер выразила надежду, что со временем активность банков и госорганов в работе с ГИС ГМП возрастет в значительной степени, тем более, что система дает ее участникам массу преимуществ. Из очевидных: своевременность получения доходов в бюджет, информированность граждан об обязательствах перед бюджетом, повышение лояльности клиентов банков ввиду расширения спектра продуктовых предложений. «Есть уверенность, что в будущем ГИС ГМП станет тем самым «единым окном» платежей, где и физические и юридические лица смогут осуществлять все виды необходимых отчислений, будучи уверенным, и что информация обо всех этих операциях будет передана в соответствующие органы незамедлительно и достоверно, - подвела итог Светлана Кузнецова.

Обсуждение темы ГИС ГМП. продолжил замминистра финансов Астраханской области Олег Соколов. После краткого отчета о ходе подключения областных организаций к ГИС ГМП и о работе Минфина в этом направлении, замминистра, в поддержку словам предыдущего спикера, отметил широкие возможности, которые открывает система. «Что нам позволит ГИС ГМП? Снизит объем невыясненных поступлений, повысит качество администрирования доходов в бюджет, а так же сократить бумажный документооборот», - подчеркнул Олег Соколов.

На выступление замминистра последовала немедленная реакция аудитории, от которой стали поступать вопросы. В частности, они касались тонкостей механики построения процессов в работе с ГИС ГМП, о программный о нормативно-правовой базе и ее применении. Была затронута и тема установки агрегаторов для взаимодействия банков с ГИС ГМП.

Держать дискуссионную оборону замминистру помогла замначальника УФК, которая отметила: «На сколько мне известно, кредитные организации, которые вошли в систему, на этапе старта понесли большие финансовые затраты на установку оборудования, приобретение программных продуктов. Поэтому у нас в области есть определенное количество организаций, которые еще не работают с системой ГИС ГМП, поскольку пока не могут финансово это «потянуть». Большинство федеральных администраторов доходов подключаются к ГИС ГМП не в регионах, а в Москве, где главные, федеральные администраторы доходов предоставляют им свои шлюзы. Таким образом работают УВД, ГИБДД, ФНС».

Программу мероприятия продолжило выступление И.о. начальника отдела информатизации и ИБ УФССП по Астраханской области Магомеда Исмаилова. Спикер рассказал об опыте взаимодействия областной службы судебных приставов с кредитными организациями в рамках СМЭВ. Представитель ФССП подчеркнул, что несмотря на активный переход кредитных банков на электронный документооборот с госорганами, есть банки, которые по некоторым причина не спешат подключаться к общероссийским системам. «Стоит ли говорить, насколько важно для ФССП видеть объективную картину финансового положения должника. И важную роль в создании такой картины играет участие банков в электронных системах документооборота, которые предлагаются им на государственном уровне, подчеркнул Магомед Исмаилов. - Формирование единого информационного пространства позволит выстроить эффективную схему обмена данными, в частности, между банками, ФССП, ФНС, ГИБДД, что значительно облегчит обработку тысяч запросов, которые циркулируют между ведомствами ежедневно. А значит, станет гораздо меньше сбоев и необоснованных претензий к плательщикам. Особенно важно наладить региональное и федеральное взаимодействия ведомства с кредитными организациями».

Далее, о проблемах и возможностях электронного документооборота с госорганами рассказал эксперт комиссии по вопросам ИТ, технологий и инноваций при ГД РФ Андрей Федорец. Эксперт не стал отрицать, что пока, как в случае с многими нововведениями, остаются некоторые сложности в абсолютном переходе банков и госорганов на системы ЭДО, в особенности такие глобальные, как ГИС ГМП. Основной, но вполне преодолимой, видится причина непонимания банками тех выгод и преимуществ которые несет подключение к системе. «Пока кредитные организации в присоединении к ГИС ГМП видят только незапланированные временные и материальные затраты, плюс, дополнительную необходимость вникать в новые процессы. Хотя, по сути, пережив краткий период адаптации, выгод для банков окажется больше, чем затрат», - уверен Андрей Федорец. Конечно, на данном этапе, когда после запуска не прошло и года, остается еще ряд нерешенных вопросов, таких, как соблюдение незамедлительности предоставления информации, взаимодействие с реестровыми платежами, крайне узкий перечень сведений для обмена. Однако эксперт уверен, что действуя консолидировано, банки и госорганизации смогут в значительной степени и расширить и список сервисов, и улучшить показатели оперативности. «Важно создать единое пространство доверия для всех банков, - подчеркнул спикер. - Это одна из основных глобальный целей создания ГИС ГМП. Если клиенты банков, имеющие в них расчетные счета, будут подключены к ДБО, автоматически они будут иметь техническую и юридическую возможности для обмена документацией с любым необходимым органом власти».

В поддержку предыдущего спикера выступила главный аналитик компании "АйДиСистемс" Юлия Терехова, рассказав о технических возможностях, современных программных разработках для эффективной работы в контуре СМЭВ и ГИС ГМП. Она представила аудитории ряд решений для обеспечения документооборота с Федеральным Казначейством и Федеральной службой судебных приставов. Говоря о важности и неоспоримых преимуществах подключения к системам документооборота, Юлия Терехова подчеркнула: «Получив возможность обмениваться документами в электронном виде с госорганами, вместе с эти банк получает мощный инструмент не только отлаженной работы внутренних процессов кредитной организации. Важнее, что клиенты банка через свой «личный кабинет» имеют доступ к обмену документами с теми госорганами, которые откроют свои сервисы для кредитных организаций». Работая с современными программными системами ЭДО, банк сокращает вал бумажной работы, длительных почтовых пересылок, при это получая оперативную информацию по платежам в ГИС ГМП, ответы на запросы о наличии счетов и остатков, задолженностей, зафиксированных в ФССП, а также может проверить, например, действительность документов гражданина, зарегистрированных в ФМС, поверить наличие прав на собственность и так далее.

После завершения программных выступлений, состоялся дискуссионная сессия, на которой спикерам была заданны масса вопросов. Гости семинара активно интересовались темами расширения функциональных возможностей для внутрибанковских и клиентских сервисов на базе ЭДО с госорганами. Были рассмотрены спорные моменты касательно нормативно-правовой базы. Движение сведений по платежам между ГИБДД, ФССП и банками также осуждалось довольно живо. Гости семинара с удовольствием воспользовались возможностью задать интересующие вопросы и обменяться мнениями. Это дает организаторам Семинара уверенность в том, что подобного рода мероприятия дают хорошую базу для плодотворного взаимодействия банков и госорганов.

bankir.ru