Северо-Каспийское морское пароходство продают по частям.
Фактически прекратило свое существование крупнейшее астраханское предприятие Северо-Каспийское морское пароходство (СКМП). Во вторник состоялись торги, на которых началась продажа имущества этого предприятия, проходящего процедуру банкротства. Как полагают в администрации Астраханской области, умирать компания начала уже лет 10 назад, а причиной сложившейся ситуации стал плохой менеджмент. Однако работники пароходства считают, что здесь имело место преднамеренное банкротство, инициированное Минтрансом. Впрочем, аналитики рынка полагают, что пароходство погибло в результате естественных процессов, поскольку эта созданная в советские времена структура была просто нежизнеспособна.
Северо-Каспийское морское пароходство до последнего времени являлось крупнейшим предприятием, осуществлявшим на Нижней Волге и Северном Каспии дноуглубительные и гидротехнические работы. В состав пароходства входили судоремонтный завод, паромный комплекс порта Оля, дноуглубительный и торговый флот. С февраля 2004 г. СКМП находится в состоянии банкротства, переведено в арбитражное управление в режиме конкурсного производства. Его активы оценены в 3 млн долл. На предприятии сегодня работает 1300 человек.
Часть имущества Северо-Каспийского морского пароходства была распродана на торгах 25 октября. На аукционе был продан торговый флот, который приобрела транспортная компания ТОО «Персиполис». Флот, оцененный в 52 млн руб., ушел за 78 млн руб. Кроме того, новый владелец появился и у Дома культуры моряков. Его приобрели за 5,2 млн руб. Однако представляющие наибольший интерес для покупателей 36 единиц дноуглубительного флота, паромный комплекс и судоремонтный завод были сняты с торгов решением областного арбитражного суда. Следующий аукцион состоится 11 ноября, причем судремзавод и в этот раз не будет выставляться на продажу. Предприятие было организовано 80 лет назад. Численность работающих в прежние времена достигала 6 тыс. человек.
То, что предприятие в результате распродажи прекратит свое существование, не огорчает никого из официальных лиц: как в администрации Астраханской области, так и в головном ведомстве (в подчинении которого находилось ГУП «СКМП») – Федеральном агентстве Росречморфлота – полагают, что случившееся – закономерный итог для слишком громоздкой, обремененной долгами структуры. «Предприятие в последние годы обросло долгами, они набрали кредитов, которые были не в состоянии отдать, – объяснил RBC daily собеседник в агентстве. – Кроме того, там был неэффективный менеджмент. За последние несколько лет в пароходстве сменилось по меньшей мере 4 руководителя. Каждые полтора-два года появлялся новый гендиректор. Обстановка была не лучшая».
В администрации области заявили, что власти уже давно выступали за выведение из состава пароходства отдельных подразделений. «Мы бы хотели, чтобы порт был отдельной структурой, – сказал в разговоре с RBC daily заместитель министра промышленности, транспорта и связи Астраханской области Владимир Дергунов. – Но это предприятие, к сожалению, не нашего подчинения. Иначе мы смоли бы найти другие варианты вывода пароходства из кризиса». Обладминистрация в произошедшем крахе предприятия винит руководство Росречморфлота. «Проблемы в СКМП копились около десяти лет, – говорит Владимир Дергунов. – Но они готовились не здесь, не на местах. Это были ошибки управления агентства Росречморфлота. Это там принимались решения о слияниях структур, о передаче пароходству флота. Все это привело к такому состоянию предприятия».
Межу тем депутат Госдумы от Астраханской области Олег Шеин сообщил RBC daily, что к краю финансовой пропасти компанию подтолкнуло само руководство Минтранса. «Три года назад была проведена мошенническая сделка, в которой участвовала часть руководства Минтранса, – заявил Олег Шеин. – В частности, министерством было инициировано насильственное приобретение пароходством паромов. Это делалось якобы для того, чтобы СКМП могло осуществлять перевозки по Каспию. Но эти паромы, купленные в офшорных зонах, изначально были хламом, на этот счет существуют соответствующие акты. Из 4 паромов реально работало всего 2, и то с большим трудом. Паромы были даны под кредит, и пароходство увязло в долгах. И эти долги висели все последующие годы».
Сотрудники предприятия и вовсе видят в случившемся злой умысел. «Это было умышленное банкротство Северо-Каспийского морского пароходства, – заявил RBC daily руководитель забастовочного комитета предприятия Иван Горячко. – Минтранс навязал нам структуры порта Оля и паромы, и мы сразу начали нести убытки. Только в 2002 г. за счет этих структур порта Оля мы понесли убытки в размере 32 млн руб. Очень странная ситуация складывается с распродажей имущества. Судоремонтный завод и дноуглубительный флот сняли с торгов не понятно, по какой причине. 25 октября на аукцион приезжала казахстанская фирма, которая планировала купить дноуглубительный флот, но дело в том, что его хочет купить ФГУП «Росморпорт». Понимаете, какая ситуация складывается? Государство нас обанкротило и теперь выставляет в качестве покупателя государственную же компанию, чтобы купить флот за государственные деньги. И торги приостановили именно потому, что на прошедшем аукционе этот флот вполне мог достаться Казахстану».
Межу тем, как полагает депутат Олег Шеин, главная проблема в этом раскладе – судьба судоремонтного завода. «Завод оказался в финансовой яме, и ему очень нужны инвестиции, поскольку он существенно отстает по конкурентоспособности от других астраханских предприятий, занимающихся судоремонтом, – говорит он. – Работники предприятия не получали заплату уже 4 месяца». Однако на торги завод пока выставлять не собираются, и неизвестно, какая судьба ждет его в дальнейшем. Судоремонтный завод пока имеет небольшую ценность, считают аналитики рынка. «Большой прибыли от ремонта речных судов получить невозможно, и пока это предприятие – большой набор ржавого металла, достаточно бесполезная конструкция», – заявил в беседе с RBC daily один из экспертов.
Начальник аналитического отдела SeaNews Алексей Безбородов полагает, что предприятие и не могло выжить в условиях рынка. «Поскольку они не занимались единственным, что позволяет выживать всем речным перевозчикам, – нефтью, – предположил он в беседе с RBC daily. – Кроме того, они сконцентрированы в том районе, где не развивается та отрасль (чистка судоходных каналов – RBC daily), которой они должны содействовать. С точки зрения морского или речного бизнеса они умерли вместе с советским временем. Они выживали некими заказами, перебивались с помощью работы вспомогательного флота, держались на плаву теми 11 судами, которые были проданы местной астраханской компании. Имевшийся у них большой дноуглубительный флот – это невостребованный узкоспециализированный флот, который никуда нельзя перегнать. Это речники, которые занимаются прочисткой каналов. Мощность их дноуглубительных машин не нужна больше нигде. Постоянную работу они могли бы найти, если бы не сидели и не ждали госзаказа».