Президент России Дмитрий Медведев 27 октября предпримет очередную попытку вывести из тупика процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Он пригласил своих коллег из Азербайджана и Армении приехать в Астрахань, где состоится третья в нынешнем году встреча тройки.
Россия стремится не упускать инициативы в модерации процесса переговоров конфликтующих сторон, который оказался в серьезном кризисе. Армения пока не конкретизировала своего согласия с озвученными посреднической Минской группой ОБСЕ Мадридскими принципами. В них изложены контуры дорожной карты для базового мирного соглашения, по которым армянские вооруженные формирования должны освободить оккупированные азербайджанские районы вне Нагорного Карабаха, на эти территории должны вернуться вынужденные переселенцы из Азербайджана, а статус самого Нагорного Карабаха может быть определен позже, возможно на общем референдуме.
Первые шаги, согласно этому плану, позволят начать экономическое сотрудничество между Азербайджаном и Арменией, откроют границы не только на востоке, но и на западе – между Арменией и Турцией.
Азербайджан согласился принять Мадридские принципы, однако с некоторыми оговорками, которые обусловлены отсутствием твердой реакции Еревана. На последней встрече трех президентов в Санкт-Петербурге российская сторона попыталась внести собственные предложения в рамках Мадридских принципов, однако они не нашли поддержки у азербайджанской стороны.
На фоне дипломатической пикировки значительно возросла напряженность на линии соприкосновения армии Азербайджана и армянских вооруженных сил в зоне конфликта. Участившиеся нарушения режима прекращения огня дают основание для экспертов, политологов и наблюдателей все серьезнее рассуждать о возможном военном решении конфликта. Баку серьезно укрепляет свою армию. Достаточно отметить, что в бюджете на 2011 год на оборонные расходы в Азербайджане запланировано выделение свыше 2 млрд дол., в то время как Армения способна выделить лишь 400 млн долларов.
Перед российской дипломатией стоит непростая задача реанимировать переговорный процесс между сторонами, прекратившими все контакты. Грядущий саммит ОБСЕ в Астане вряд ли ознаменуется прорывом в карабахском урегулировании, если конечно Дмитрию Медведеву в Астрахани не удастся убедить коллег-президентов обозначить пути к примирению. Дипломаты-посредники из МГ ОБСЕ на данном этапе оказались бессильны сдвинуть процесс. Азербайджан, отказавшись от продвижения карабахского вопроса в стенах ООН, смог добиться проведения на оккупированных территориях оценочной миссии ОБСЕ. Сопредседатели МГ и эксперты спустя пять лет вновь посетили азербайджанские районы, занятые армянскими войсками, и смогли оценить их текущее положение.
Россия, ставшая основным посредником, стремится убедить участников конфликта договориться и не прибегать к силовым акциям. Москва рассчитывает на свои одинаково близкие контакты как с Баку, так и с Ереваном. Однако в этом скрывается и слабость позиции России – в попытке сохранить искреннюю дружбу с обоими партнерами на Южном Кавказе Москва не имеет возможностей в реальности задействовать рычаги давления для продвижения компромисса. Решение вопроса в ту или иную пользу, а именно так сторонами ставится задача урегулирования конфликта, может всерьез поссорить посредника с "обиженным". России сложно сохранять беспристрастность в сочетании жесткостью. Решение Дмитрия Медведева вновь собрать президентов Азербайджана и Армении очень смелый шаг. Он демонстрирует отсутствие боязни "репутационных рисков", которые могут сопровождать провал мирной миссии, и одновременно доказывает искреннюю заинтересованность России помочь соседям разрешить конфликт. Доверительная атмосфера может содействовать откровенному разговору, и не исключено, что в Астану тройка президентов поедет уже в ином настроении.
Евгений Кришталев,
"Вестник Кавказа"