Наш регион – точка творческого притяжения для многих приезжающих сюда людей. Некоторые открывают астраханские красоты с неожиданных для местных жителей ракурсов. Как, например, работающий в жанре визуальной журналистики Дмитрий Ермаков, неоднократный победитель международных фотоконкурсов, участник российских и международных выставок и фестивалей. Он давно и глубоко изучающий культурные коды России, расшифровывая их через фотоистории. Сегодня у него на очередь – Астрахань.
«Первая на территории современной России большая цивилизация»
– Как Астрахань попала на карту ваших маршрутов?
– В 2019 году один из российских медиапорталов проводил конкурс для желающих поучаствовать в экспедиции по Астраханской области, к которой я присоединился. По итогам вышел мультимедийный проект, посвящённый вашему региону с неизвестной широкому зрителю точки зрения. Цель – показать колыбель первой на территории современной России большой цивилизации. Сейчас об этом мало знают не только россияне, но и сами астраханцы. После публикации стало понятно, что не все жители Астраханской области понимают, насколько ценна и глубока их история.
Проект получился очень красивым, но, по не зависящим от меня обстоятельствам, туда попало не очень много моих фотографий. Тогда я решил, что буду делать собственный проект, посвящённый дельте Волги. В центре моего внимания находится и сама Астрахань – абсолютно уникальный город с самобытной архитектурой, в котором проживает огромное число народностей. Для меня это плавильный алхимический котёл всея Руси.
– В чём находите основную особенность Астрахани?
– Астрахань привлекательна со всех сторон, и главное притяжение – люди. Я тоже живу в многонациональном городе, но Москва – мегаполис, там всё по-другому. В Астрахани естественным образом люди разных национальностей научились уживаться, дружить, заключать межэтнические браки.
«Астрахань – в хорошем смысле слова интернационал»
– Я был в одном астраханском большом дворе, где живут люди многих национальностей – грузины, корейцы, чуваши, русские. Поразило их удивительное общение, где нет межнациональной розни, которая есть в других местах. Здесь таких противоречий абсолютно не чувствуется, что очень подкупает. Конечно, не может не привлекать удивительнейшая архитектура города, которая, хочется надеяться, в том или ином виде будет сохранена.
– Какие интересные знакомства произошли в Астрахани?
– Мне как журналисту и фотографу интересны все. Однажды сидели в астраханском летнем кафе, мимо проходил православной священник с такой ослепительной улыбкой, что я просто не мог к нему не подойти и не попросить о съёмке. Хотя я светский и не воцерковленный человек.
Много общаюсь с людьми младше меня на 15-20 лет, ведь молодые люди очень пассионарны. Мне часто близки их позиции и взгляды. В астраханском проекте будет много молодёжи, которая меня вдохновляет своим космополитизмом, открытостью, отсутствием зашоренности. Молодые люди часто радуют больше, чем наше поколение, которое в их возрасте не всегда было таким продвинутым и многосторонним.
– В чём особенность посвящённого Астрахани проекта?
– Большинство проектов, которые я снимаю – долгосрочные. Это интереснее, чем делать короткие истории. Так что съемки ещё не закончены. Пока не раскрою все подробности проекта в Астрахани, но его завершение вижу в выставочном формате. Планирую также презентовать его на международном рынке, пока думаю, как это лучше сделать. Для начала хочу снять полноценную картину Астрахани, как её вижу. К сожалению, не всегда удаётся выкроить время и приехать сюда надолго, поэтому работаю урывками. Надеюсь, завершить проект в будущем году, чтобы потом заняться его продвижением.
«Плёнка экономит много времени»
– Вы занимаетесь аналоговой фотографией. В наши дни это редкость. Какие преимущества у работы с плёнкой?
– Работа с плёнкой даёт ряд преимуществ, но одновременно и ряд недостатков. Прежде всего, плёнка стоит дорого: снимая на неё, учишься ценить каждый кадр. Хотя и в «цифре» можно снимать весьма избирательно, не стреляя, как из пулемёта во все стороны. Но всё же работа с цифровой камерой провоцирует делать тысячу дублей, из которых выбираешь лучший. Такой подход тоже работает, но требует времени. А я не люблю часами разбирать цифровые архивы, чтобы извлечь подходящий кадр и потом долго обрабатывать, приводя его к общему цветовому знаменателю серии.
Плёнка же в плане общности цвета дает преимущества, и, когда она хорошо отсканирована, ты получаешь на выходе готовый продукт. Например, для печати выставки. В разработке цвета плёночных эмульсий когда-то участвовали художники, поэтому она просто красива. Не согласен с популярной «хипстерской» точкой зрения, что плёнка – всегда условные расфокус, расконтраст, зерно и пыль. Она даёт полноцветную, богатую оттенками и очень даже резкую картинку.
Избирательно снимая, можно сэкономить много времени. Я всегда знаю, что в моей «винтовке» всего 36 (или 12, если средний формат) патронов, что сильно дисциплинирует. Дорогостоящие процессы проявки, сканирования также накладывают ограничение по количеству кадров, но это дисциплинирует.
На самом деле аналоговая фотография – не такое редкое явление. В Европе и Америке на плёнку снимают многие, но там несколько иной уровень дохода. До 2010-х годов был период, связанный с развитием цифровой фотографии, но потом многие фотографы, в том числе и в России, стали потихоньку возвращаться на плёнку.
«Когда художник искренен, когда не врет ни себе, не зрителю»
– Сейчас увлечение фотографией носит массовый характер. Где пролегает грань, отделяющее произведение от щелчка затвора?
– Мне нравится, что увлечение фотографией носит массовый характер. Не считаю, что фотограф должен принадлежать к касте избранных, как было когда-то. Классно, что технологии стремительно развиваются, и у многих появилась возможность проявлять себя в творчестве. Хороших фотографий стало больше.
Многие гоняются за лайками в Instagram, не будучи коммерческими или репортажными фотографами. При этом люди копируют удачные приёмы и получают красивую картинку. Наличие гаджетов и доступность недорогих фотокамер серьёзно поднимают визуальную культуру человечества в целом.
Для меня важнее не красота картинки, так как это понятие очень субъективное, а то, как фото влияет на зрителя, что оставляет после себя. Хорошая фотография и красивая – разные вещи: иногда она может быть отталкивающей, но это работает. Например, жуткие снимки из концлагерей поспособствовали тому, что человечество стало гуманнее. Целью документального фотографа всегда является правда, какой он её видит, не обязательно – демонстрация красоты и эстетики.
Считаю, что грани, отделяющей произведение искусства от простой фотокарточки, нет. Что считать мерилом успеха? Лайки, количество публикаций, гонорары? Это условности, иногда стечение обстоятельств, из которых сложно делать выводы. Хотя я, конечно, за то, чтобы фотографы много зарабатывали.
Хорошо, когда художник искренен, когда не врет ни себе, не зрителю. Тогда есть некоторый шанс, что он будет услышан именно так, как планировал.
– Какие направления фотоискусства вам близки, а какими приёмами категорически не пользуетесь?
– Не могу точно ответить. У меня есть свой стиль, но это не значит, что ему следую всегда, ведь люблю эксперименты. Люблю эстетику фотографий и фильмов 70-80-х годов прошлого века. Мне близки цвет, фотографические и операторские приёмы того времени. Но не значит, что с приходом 90-х всё закончилось. Живя в 21 веке, стараюсь смотреть вперёд, при этом оригинальничать не хочу – бессмысленно.
Фотография сама по себе является классическим видом искусства. И если не брать какие-то технологические новшества, то, в общем и целом с технической точки зрения всё уже снято. Поэтому меня волнуют больше не приёмы, а сюжеты. Я воспитан на тех самых 80-х, и эта форма вполне позволяет рассказывать новые истории. Есть мысли попробовать себя в документальном кино. В фотографии – снимая на плёнку, расшириться в цифровом пространстве, делать мультимедийные проекты с использованием текстов, видео, звука, интерактивных элементов.
Подготовила Екатерина Некрасова