Астраханская земля – один из уделов России. В гербе русских царей красовался и астраханский герб, и именовались они царями Астраханскими. Третьим по достоинству, после Москвы и Казани, считался Астраханский стол. И Астрахань также особо была под покровом Пречистой Богородицы.
Когда встал вопрос о покорении Астрахани под русский скипетр, царь Иоанн Васильевич Грозный, посылая свои войска, вспомнил: «Когда Святой Владимир делили свои волости детям, то эту Астрахань, называвшуюся тогда Тмутараканем, отдал сыну своему Мстиславу. Здесь был построен храм Пречистыя, здесь правили многие государи христианские, потомки святого Владимира, сродники царя Иоанна Васильевича, а потом, вследствие междоусобных браней русских государей, перешла Астрахань в руки царей нечестивых ордынских». Не будем судить о верности сопоставления древней Тмутаракани и Астрахани – во времена царя Иоанна Грозного это мнение разделяли все книжные люди России, в том числе и святой митрополит Макарий Московский. Но тот факт, что Астрахань и Астраханская земля препоручались покровительству Пречистой Богородицы, не вызывает никакого сомнения. Это видно также из того, что, посылая игумена Кирилла на просвещение Астрахани, царь Иоанн Васильевич вручил ему из своих царских чертогов икону Владимирской Божьей Матери, точную копию с чудотворного образа, хранившегося в Успенском кафедральном соборе Москвы. Эта икона и стала благословением для вновь просвещенной Астраханской земли. Она также хранилась в Успенском кафедральном соборе города Астрахань до самого его закрытия в 1929 году.
Одним из первых храмов Астрахани был храм в честь Рождества Богородицы, по особому благословению царя и митрополита преемник храма Пречистыя Богородицы в Тмутаракани. Под этим несомненным покровом Божией Матери процвел удивительный цветник угодников Божиих.
Ещё до покорения Астраханского ханства Россией эта земля не была обделена светом Христовым. Здесь, в древнем Хазарском царстве, проповедовали святые Кирилл и Мефодий, просветители славян. Во времена татарского владычества здесь, в обеих столицах Золотой Орды, а также на необозримых просторах астраханских степей, претерпели мучения многие русские князья и бесчисленное множество русского народа, чьи имена «Бог веси». Но всё же наибольшее число подвижников благочестия появилось здесь после присоединения Астрахани к православному Русскому царству.
Игумен Иосиф (Марьян), «Святые и подвижники благочестия земли Астраханской»