В декабре 2010 г. Fitch Ratings присвоило Астрахани долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «B+», учитывая диверсифицированность экономики города, удовлетворительную бюджетную политику, а также короткий срок текущего долга и низкую способность финансировать капитальные вложения. Агентство ожидает, что город будет усиливать свою бюджетную политику, что позволит ему снизить риски рефинансирования и дефолта.

Показатели экономики города, где проживает половина населения Астраханской области, а основными секторами являются газовая, нефтехимическая, судостроительная отрасли и производство продуктов питания, значительно выше, чем у региона в целом, несмотря на заметное отрицательное воздействие прошедшего финансового кризиса.

55,5% доходов бюджета города приносят налоговые поступления, в то время как различные формы выплат населению являются основной статьей расходов, они составляют 55,6% всей расходной части бюджета, отмечает Fitch. Львиную долю в налоговых поступлениях занимает налог на доход физических лиц, имеющий незначительную волатильность. Еще около трети доходов приносят дотации и субсидии со стороны области, эта часть подвержена большим колебаниям и в будущем сократится, отмечает Fitch. В целом в 2010 г. доходы бюджета Астрахани выросли на 2,5% до 4,92 млрд руб. Расходная же часть бюджета осталась почти на том же уровне, что и годом ранее — 4,55 млрд руб.

Астрахань довольно быстро наращивала уровень долга в докризисные годы и продолжила увеличивать его и в 2010 г.: если по итогам 2009 г. он составлял 1,4 млрд руб., то по итогам 2010 г. — уже 1,8 млрд руб., что составляет 35,7% от текущих доходов. 93% всего долга города приходится на краткосрочные банковские кредиты, которые в IV квартале 2010 г. были полностью рефинансированы, - пишут "Ведомости".

Как сообщает РИА Новости, долг российских регионов, по данным на 1 января 2011 года, составил 1,095 триллиона рублей, увеличившись за три предыдущих года почти в два раза, сообщил журналистам в кулуарах Красноярского экономического форума замглавы Минфина Антон Силуанов.

"Нас беспокоит долговая ситуация в регионах. За три года они удвоили долги", - сказал он.

При этом на 1 января 2011 года объем бюджетных кредитов, взятых российскими регионами, составил 340,1 миллиарда рублей. Также Силуанов сообщил, что Минфин проводит мониторинг не только долгов субъектов РФ, но и предприятий, которые зависят от региональных бюджетов.

Он также отметил, что в 2010 году лидерами по объемам долга по сравнению с собственными доходами стали Костромская и Астраханская области.

Чтобы улучшить ситуацию с бюджетной политикой и долгами, представители Минфина в пятницу на совещании с руководителями сибирских регионов внесли ряд предложений. Так, Минфин предлагает создать специальный фонд объемом 1 миллиард рублей, который будет распределяться среди 15 регионов РФ, которые покажут в течение года высокое качество управления госфинансами. Также субъектам РФ предлагается перейти к формированию долгосрочных программных бюджетов наподобие тех финансовых планов, которые составляются на федеральном уровне.

Третьим предложение стало создание специального фонда, который бы стимулировал регионы к инвестициям в инновации и наращиванию налогового потенциала. Как ранее сообщал глава Минфина Кудрин, объем фонда составит 10 миллиардов рублей.