26 июня в гостинице “Grand Hotel” состоялся молодёжный информационный конвент “Территория успеха”. Он был приурочен ко Дню молодёжи и продлился практически весь день. Участниками конвента стали, в первую очередь, студенты, а также лидеры разного рода молодёжных движений, министерство экономического развития Астраханской области, агентство по занятости населения Астраханской области и областное государственное учреждение “Молодежный информационный центр”. По поручению губернатора Александра Жилкина, конвент посетил председатель правительства Астраханской области Константин Маркелов. В рамках конвента прошли презентации важных с политической и экономической точки зрения проектов, семинары по журналистике, трудоустройству, молодёжному предпринимательству, а также совещание по поводу проведения молодёжного форума “Селигер-2009”. В конце мероприятия состоялось награждение победителей областного конкурса “Астрахань студенческая - 2009”.
Подробно описать все мероприятия конвента в рамках одной статьи невозможно, да и не имеет смысла, потому речь здесь пойдёт только об одном из них – семинаре на тему “Современные тенденции развития журналистики и PR”.
Этот семинар провела руководитель PR-службы ГРК “Радио России” Маргарита Арвитовна Лянге. Надо сразу заметить, что сама Маргарита Арвитовна с самого начала произвела достаточно положительное впечатление, так как, несмотря на свой достаточно высокий статус, держалась очень просто, как будто уже давно была знакома со всеми присутствующими. Общаться с ней всем было легко, что не могло отразиться на общем настроении семинара.
Узнать для себя новое в области современных тенденций развития журналистики пришли совершенно разные люди: студенты четвёртого-пятого курсов факультета журналистики АГУ, их преподаватели, руководители пресс-служб крупных организаций нашего города и PR-агентств, а также представители местных СМИ.
Основной темой семинара стал так называемый “глянец”, ввиду его популярности среди молодёжи. Начала Маргарита Лянге с истории развития глянца в России, точнее, изначально ещё в Советском Союзе. Конечно же, первым был упомянут легендарный журнал “Огонёк” – символ целой эпохи, который, несмотря на огромные долги, был фактически реанимирован как раз потому, что являлся национальным брендом. Следующим шагом в развития глянца стало появление совместных журналов с участием иностранных издательских домов, первым из которых стал ИД “Бурда”. Было подмечено, что появление журнала “Бурда” в СССР стало настоящей бомбой, выкройки из него передавались из рук в руки и вообще журнал быстро стал популярен.
Далее началось очень быстрое развитие глянца, появилось огромное количество разнообразных издательских домов, причём, как отметила Маргарита Лянге, в городах-миллионниках была проведена, фактически, PR-атака: издательские дома стали платить деньги за размещение своих журналов на витринах газетных киосков, богатые мужья стали издавать журналы только для того, чтобы сделать подарок своим жёнам, причём, возврат подобных журналов составлял 80-90 процентов, но это нисколько не смущало их издателей. В результате доверие к прессе в нашей стране резко упало и индекс доверия в настоящий момент составляет около 10 процентов. Рынок пересытился глянцевыми изданиями и, в настоящий момент, их тиражи падают, а многие журналы просто закрываются или находятся на грани закрытия.
Участники семинара заметили, что конкретно в Астрахани, как и в других провинциальных городах, глянец не занял столь большой объём рынка печатных изданий. Так, фактически, в городе до сих пор не появилось ни одного издания, которое можно полностью отнести к формату глянца. В основном издания, занимающие более-менее похожую на глянец нишу, в нашем регионе являются просто рекламными. Маргарита Лянге объяснила данную ситуацию тем, что, во-первых, основные силы по раскрутке глянцевых изданий были направлены на города-миллионники, и более провинциальные города столь массированно не обрабатывались, а, во-вторых, нельзя также не учитывать и покупательскую способность населения, которая в наших городах совершенно разная. И если в Москве и других крупных городах средний заработок позволяет многим людям тратить деньги на глянец, то в Астрахани, конечно же, ситуация иная, соответственно, глянец не может набрать в городе необходимой аудитории.
На семинаре было отмечено, что не стоит просто так ругать глянцевые издания, так как, всё-таки, если люди его читают, то это надо учитывать и обращаться с глянцем как с инструментом, с которым необходимо научиться работать. Ведь, в основном, глянец покупают для того, чтобы отвлечься от проблем, посмотреть красивые картинки, не особо задумываясь – в общем, всё-таки, нужно же людям когда-нибудь отдыхать. И при этом нельзя не учитывать, что глянец тоже бывает разный. В качестве альтернативного примера Маргарита Лянге привела издания ИД “Эксперт”, которые, несмотря на печать на глянцевой бумаге, достаточно сильно выделяются из общего ряда глянцевых изданий. И это действительно так, начиная с вёрстки – в то время, как в большинстве глянцевых изданий приоритет всё чаще отдаётся картинкам, “Эксперт” продолжает делать акцент на тексте.
В общем, глянец бывает разный, потому и относиться к нему надо совершенно по-разному. Это Маргарита Лянге доказала, проведя своеобразную игру между участниками семинара, раздав им экземпляры разнообразных глянцевых изданий и предложив почувствовать себя их журналистами. Для этого она предложила описать, как участники семинара написали бы статью в формате данного им журнала. Темой для статьи, в связи с Днём борьбы с наркоманией, стала, собственно борьба с наркотиками. В результате удалось понять всё разнообразие форматов глянцевых журналов, несмотря на кажущуюся однотипность их формата. Хотя, надо отметить, что некоторое однообразие в журналах присутствует – достаточно большая часть их посвящена так называемому гламуру, жизни звёзд, и, несмотря на некоторые нюансы, статьи в них достаточно похожи по тематике.
Также Маргарита Лянге рассказала про общие тенденции развития рынка печатных изданий, отметив роль в них мирового финансового кризиса. Причём, по её словам, как ни странно, но его роль достаточно положительна, например, мировой финансовый кризис заставил издания задуматься о своём качестве, тем самым, улучшив положение среди печатных изданий, которое уже начало скатываться к действительно ужасному. Кроме того, было много сказано о методах раскрутки печатных изданий, способах написания статей, типах печатных изданий, причём, что важно, всё это было сказано на конкретных примерах, в результате чего на семинаре было действительно интересно.
Но не только печатным изданиям был посвящён данный семинар. Маргарита Лянге также затронула тему, напрямую связанную с её работой – радиостанции. Основной проблемой их развития в данный момент, она назвала неграмотность ведущих. Так, если несколько лет назад, по радиопередачам можно было бесплатно научиться правильной речи, то сейчас ситуация обратная – можно научиться говорить неправильно и потом восстанавливать правильное произношение за свои деньги. Практически, сказала она, единственной радиостанцией, в которой, на данный момент, сохранилась должность контролирующая правильность речи дикторов, является “Радио России”.
В общем, семинар был достаточно интересным, думаю, никто из пришедших не пожалел, что присутствовал. Особенно порадовали, как уже было сказано, разбор ситуаций на конкретных примерах, чего ждали многие участники семинара. И ожидания определённо оправдались – узнать на известных брендах журналов и газет истории их развития, а также просто случаи из их практики было очень полезно для всех присутствующих. Время было проведено интересно и с пользой.
Пётр Сутрапьян,
"Факт и компромат" №20 от 02.07.09.