Если спросить среднестатистического гражданина Российской Федерации, что он знает об Астраханской области, скорее всего он ответит -Волга, Каспий, икра, арбузы. Но далеко не все знают, насколько важен этот регион для экономики современной России. Нефтегазовый сектор области обеспечивает львиную долю валового регионального продукта, но его доходность сильно зависима от мировой конъюнктуры на рынке углеводородов. Хорошо развиты обрабатывающая промышленность и судостроение.
В этой статье речь пойдет о транспортном и транзитном потенциале Астраханской губернии.
От развитости транспортно-логистического сектора во многом зависит успешность других отраслей экономики региона. Для страны в целом скоростные транспортные коридоры, проводящие колоссальные объемы грузов, - это не только сиюминутная выгода от транзита, но и интеграция транспортного комплекса России в мировую транспортную систему с видом на будущее.
Именно через территорию Астраханской области проходит один из наиболее важных для нашей страны международных транспортных коридоров - "Север - Юг" с локальным вариантом ответвления "Восток - Запад" (не путать с большим Транссибирским МТК). Этот маршрут призван обеспечить грузовое сообщение между Европой (в основном через Финляндию) и Ближним Востоком, Центральной Азией и Индией. Существующая инфраструктура Астраханского региона позволяет ему полноценно влиться в столь крупномасштабный проект, как МТК "Север - Юг". Проблема в том, что на сегодняшний день, несмотря на соглашения, подписанные с 1998 по 2002 годы, этот коридор остается не до конца реализованным проектом на базе МТК №9 (граница с Финляндией -Астрахань).
Развитие МТК "Север - Юг" по маршруту Санкт-Петербург - порт Оля — Анзели (Иран) - Бендер-Амирабад и Бендер-Аббас (Иран) - Мумбаи"(Индия) представляется крайне перспективным проектом как для России, так и для международных грузовладельцев и грузоперевозчиков. Этот маршрут может сэкономить 10-12 дней при перевозке грузов из Азии в Европу и в обратном направлении по сравнению с традиционным путем через Суэцкий канал, который занимает 30-35 дней. Ожидаемая выгода в тарификации перевозок по новому маршруту составит 20-30%, что при сегодняшней конкуренции на рынке транспортных услуг будет иметь решающее значение. Для России реализация этого амбициозного проекта - дополнительная поддержка 14 регионов страны, по территории которых пройдет коридор. По оценкам специалистов, это может принести субъектам до 3 миллиардов долларов прибыли в год.
За последние годы в Астраханской области было сделано многое для реализации транспортно-транзитного потенциала региона - это и модернизация Астраханского аэропорта, и строительство порта Оля и прилегающей к нему инфраструктуры, и строительство моста через реку Кигач, соединившего Россию и Казахстан.
Тем не менее портовую инфраструктуру региона необходимо развивать и дальше, многократно увеличивая объемы перевалки, причем как контейнерных грузов, так и нефтепродуктов. В противном случае грузовладельцы предпочтут более развитые порты Казахстана и Азербайджана или же сухопутный обход вокруг Каспия. Дальнейший рост экономик Ирана и Индии будет способствовать увеличению входящего грузопотока, и транспортно-логистическая инфраструктура региона должна быть к этому подготовлена.
В городе на другом конце российской части МТК "Север - Юг" - Санкт-Петербурге - 9-10 сентября 2010 года пройдет III Международная конференция "Транспортно-транзитный потенциал", организованная в рамках проекта партии "Единая Россия". Представители администрации Астраханской области и порта Оля выступят на мероприятии с докладами, посвященными развитию проекта МТК "Север - Юг" и роли порта Оля в его реализации.
Михаил Зеленский,
"Астраханские ведомости" №34, 03.09.10.