Многие наивные россияне полагают, что платные общественные туалеты – это безрадостное детище горбачевской перестройки и зародившегося тогда же довольно косорукого кооперативного движения. Отнюдь – первые в мире платные туалеты являются изобретение предприимчивого римского императора Веспасиана. Этот предок Сильвио Берлускони считал, что «деньги не пахнут», и взимал с объевшихся и обпившихся римлян деньги за естественное облегчение.
Туалетная тема – не частая гостья в российских СМИ, несмотря на миллионы загаженных подъездов, лифтов, подворотен и гаражей. Но туалеты, тем не менее, оставили заметный след в истории отечественной литературы и советско-российского поп-арта…
В начале ХХ века в одном из подвальчиков Ростова-на-Дону располагалось кафе «Подвал поэтов» - богемное заведение с миниатюрной сценой. Здесь 15 августа 1920 года выступал наш знаменитый земляк – «Председатель земного шара» Велимир Хлебников.
Во время оккупации Ростова-на-Дону фашистскими извергами (1942—1943) в этом подвале располагалось казино, в котором гитлеровцы оттягивались вовсю - играли в карты, пили, приводили продажных во всех отношениях женщин…
Может быть, из-за этого, в оскверненном фашистами помещении, и был учрежден общественный туалет. Это заведение являло собой единственный общественный туалет города, лежавшего в развалинах после освобождения от немецкой оккупации. Посетив женское отделение туалета 21 апреля 1945 года, супруга английского премьер-министра Клементина Черчилль была удивлена царившей там чистотой и сделала комплимент Ростову-на-Дону.
Перестройка и кооперативное движение вернуло знаменитый ростовский туалет «на Газетном» в лоно искусства - 19 сентября 1988 года в помещении первого в Ростове-на-Дону кооперативного туалета «Прогресс» — бывшем «Подвале поэтов» — была проведена выставка «Провинциальный авангард» ростовского товарищества «Искусство или смерть» под руководством Авдея Тер-Оганьяна. В планы товарищества входило открытие в туалете «Прогресс» постоянно действующего культурного Центра.
10 января 2010 года в мужском отделении общественного туалета на Газетном художники Наталья Дурицкая и Сергей Сапожников провели перформанс «Здесь был Вова»...
Астрахань могла бы стать заметной соперницей Ростова-на-Дону в этом отношении.
Народная память говорит, что в общественном туалете, который располагался на территории Александровского сада, ставшего позднее Братским садиком, не один раз, как в Ростове-на-Дону, а довольно часто бывал Велимир Хлебников и даже начертал на стене бессмертные строки:
А-а-а-а-а,
Пи-пи-пи-пи-пи
И совсем не еле-еле.
Водопады,
Пирамиды
Александровского сада,
Потому что много пили,
Потому что много ели…
Эти, ныне уничтоженные неблагодарными потомками стены, помнили и Шаляпина. Собственно с Федора Ивановича и начался конец этого гостеприимного заведения в Братском садике. Говорят, что Шаляпин полностью приведя себя в порядок, взял пару нот своим знаменитым басом. Результатом этого стали выбитые стекла окон и полностью осыпавшаяся штукатурка. В этом состоянии общественный туалет простоял при советской власти почти шестьдесят лет, пока его не сровняли с землей из эстетических соображений.
Астраханские общественные туалеты порой влияли на творческие судьбы. Именно после посещения ныне бездействующего туалета на площади Октябрьской Эммануил Виторган окончательно решил перебираться в Москву, а Надежда Бабкина – создать ансамбль «Русская песня»…
Ныне в Астрахани действует единственный капитальный общественный туалет, украшающий подступы к древним стенам кремля. Его надо беречь, потому что там уже побывал-отметился весь творческий актив астраханского отделения Союза писателей России во главе со своим руководителем Ю. Щербаковым, которой, по слухам, освятил обложенные кафелем стены разливистым казачьим посвистом.
Автандил Камикадзе,
"Факт и компромат" № 33, 22.10.10.