Астраханец Андрей Белянин – писатель, покоривший читателей по всему миру

Популярность писателя Андрея Белянина практически с самого начала его творческой карьеры вышла за пределы его родной Астраханской области. Из его книг можно составить приличную библиотеку. С его именем связано много легенд, косых взглядов завистников, но все они тонут в лавине гигантского читательского интереса, подлинного и искреннего.

При своей известности Андрей Белянин человек непубличный, но открытый к диалогу со своими читателями.

AST-NEWS.ru побеседовал с писателем после его творческого вечера, прошедшего недавно в Астрахани.

Андрей Белянин родился в обыкновенной астраханской семье: его отец работал на заводе, мама на санэпидемстанции. Пробовать сочинять истории мальчик начал, как освоил грамоту. Затем окончил живописно-педагогическое отделение астраханского художественного училища.

Как-то раз старший брат Андрея нашёл тетрадку с его стихами. Найдя вирши заслуживающими внимания, он порекомендовал ему обратиться к астраханской поэтессе Нинель Мордовиной, которая долгое время возглавляла одну из поэтических студий Астрахани.

Андрей Белянин:

- Но я не решился на контакт с Нинель Александровной: она была настоящей звездой, а я обычным студентом. Брат тайно передал тетрадку через сына Мордовиной, с которым работал на одном заводе. И в скором времени сказал, что меня ждут на разговор. Я набрался смелости и пошёл. Мы очень быстро сдружились с Нинель Александровной. Очень благодарен этому человеку, она меня очень многому научила.

Когда я служил на турецкой границе, вышел мой первый сборник стихов. Любопытно, что его напечатали в типографии КГБ. Это породило слухи, будто я секретный сотрудник этой серьёзной организации. Но всё просто: пограничные войска в то время курировались Комитетом государственной безопасности.

Когда вернулся из армии, вышел ещё один сборник моих стихов в Волгограде, и меня отправили на семинар молодых авторов в Москву от регионального отделения Союза писателей. Приехал в столицу с рукописью повести «Рыжий и полосатый» и кучей стихов. Но из-за накладок опоздал на один день и не попал ни к поэтам, ни к прозаикам и бегал туда-сюда, успев всё же прочитать стихи и сдать редакторам рукопись. К своему удивлению, узнал на следующий день, что меня приняли в Союз писателей СССР сразу по двум направлениям.

Теперь, когда меня спрашивают про вход в литературу, мне неловко, что он достаточно лёгок: я не рассылал рукописи, не обивал пороги издательств, никого не уговаривал, не давал взяток. Всё произошло само по себе. Однажды друзья сказали мне, что в киоске «Союзпечать» видели журнал «Юность» с моей фамилией. Я не поверил им и побежал покупать журнал.

Так получилось, что люди, забравшие мою рукопись, потеряли мой адрес и телефон. Но, тем не менее, самый популярный литературный журнал страны рискнул напечатать сказку с пометкой внизу: «Автор, найди нас!». Когда я приехал в Москву, в редакции журнала меня встретили с огромной радостью и даже заплатили гонорар. Тогда я почувствовал, что моя жизнь меняется, что делаю действительно что-то интересное, и при этом мне платят деньги.

В скором времени в журнале «Юность» вышла ещё одна моя сказка, а через месяц я получил письмо от издательства «Армада», желающего сотрудничать со мной.

К тому времени был готов «Джек – сумасшедший король». Прислал им рукопись, которая попала в руки знаменитого писателя-фантаста Кира Булычёва, который сказал, что это непонятно что, но добавил: «Публикуйте обязательно, мне нравится этот парень». С той поры стал широко печататься в столичных изданиях. Впоследствии познакомился с Киром Булычёвым, и мы очень хорошо общались.   

Так, легко и непринуждённо Андрей Белянин ступил на профессиональную литературную стезю и успешно шагает по ней почти тридцать лет. Он живёт только на свои гонорары.

Писатель развенчал несколько мифов о себе: у него нет фирмы, он не получал наследства, он не живёт в Америке и не переезжал на ПМЖ в Москву. Андрей Белянин живёт и работает в Астрахани, здесь они с женой Наталией – поэтом и фотохудожником, воспитывают двух дочерей.

Андрей Белянин имеет удостоверение члена Союза писателей СССР, члена Союза писателей РФ, члена Союза художников России. При этом он никак не содействует с местным отделением Союза писателей. На вопрос, какие преференции дает членство, писатель ответил:

- Не знаю, как сейчас, но в прежние времена, после принятия меня в Союз писателей СССР, по правилам взаимоотношения городов с этим творческим союзом, мне должны были предоставить жилплощадь. И, следуя этим нормам, тогдашний губернатор Анатолий Гужвин предоставил мне бесплатную ссуду, на которую я смог приобрести себе трехкомнатную квартиру. Кроме этого, платя взносы в литфонд, имел возможность работать на «Литературной даче» в Переделкино.

Сейчас подобное содействие просто невозможно. Не представляю, чем сейчас живёт астраханское отделение Союза писателей, ведь сто лет никого из них не видел. Моё твердое убеждение, что если ты настоящий писатель, то должен сидеть и писать книжки. Всё остальное – прения, тусовки, сборы, междусобойчики – не для меня. Я не посещаю их ни в Астрахани, но в Москве, где регулярно собираются писатели-фантасты. Единственное, что я всегда делаю охотно – это встречаюсь с читателями, как в России, так и за рубежом. Я объездил почти всю Чехию, Польшу, встречался с читателями в Германии, Испании, Франции, Грузии, до недавнего времени на Украине, где теперь являюсь запрещённым писателем.

Белянина не раз спрашивали, откуда он берёт сюжеты для своих удивительных произведений. По его словам, многие из них приходят во сне, как, например, главные персонажи повести «Рыжий и полосатый». «В темной комнате открылся дверной проём, в котором появились коты в старинных костюмах в плюмажах и при шпагах. Вышедший вперёд толстый кот мне сказал: ты должен написать про нас книгу», рассказал писатель.

- А цикл книг «Тайный сыск царя Гороха» написан мною из зависти. Я читал о чудесных приключениях детектива Гаррета американского писателя-фантаста Глена Кука. Его герой жил в мире эльфов и гномов. И подумал, что наши сказочные герои ничем не хуже. Так появился милиционер Никита Ивашов, попавший в волшебный мир персонажей русских сказок. Мне часто говорили, что эта серия книг стоит в программе внеклассного чтения во многих российских школах милиции.

Часто Белянину различные люди предлагали свои сюжеты. Но ни разу писатель подобными предложениями не пользовался. Не меньше обращений от начинающих авторов поступают к нему с просьбой почитать их рукописи. Но наш земляк не практикует подобное: в этом случае не останется времени на основную работу.

- Я говорю в таких случаях: вот я взял вашу рукопись, прочёл, мне всё понравилось, но вы идёте в издательство, а там говорят – нет, всё плохо, формат не наш. Поэтому всегда советую молодым писателям нести свои работы непосредственно в издательство: моё мнение в этом случае ничего не решает.

Отдельное место в жизни Белянина занимает его увлечение старинным оружием. Так, однажды, ему написал поклонник его творчества и пригласил погостить у себя на Кубани. Им оказался Николай Твердохлебов – основатель первого в России музея холодного оружия. В подарок из богатейшей коллекции он подарил писателю шашку Аббас-Мирза.

- Тогда я спросил у Николая, есть ли какая-нибудь литература на тему старинного оружия? Он сказал, что никто на эту тему не пишет. Есть только разные статьи. Единого объединенного труда по этой теме нет. Тогда после нашего общения я написал книгу о шашках, ещё через полгода об истории кинжалов и сабель. После нашего посещения Грузии создал книгу «История грузинского оружия». Местные жители очень удивлялись, как это русский мог написать такое!

IMG_2797.JPG

Белянина стали приглашать выступать с лекциями об истории холодного оружия в различных учебных заведениях, проводить мастер-классы по владению казачьей шашкой. Неожиданно для себя, помимо поэзии и фантастики, писатель занял достаточно узкую нишу специалистов по старинному оружию. Помимо описания оружия, он собирает мифы о нём. Историки считают их не серьёзными, но писатель-фантаст никак не сможет обойти такие истории стороной.

- Существует миф, что шашка должна сгибаться в кольцо, но это противоречит всем законам физики. Даже применив особое старание, максимум она согнётся в «каплю», к тому же эту манипуляцию можно проделать только с небоеспособной декоративной шашкой. Многие думают, что шашки были только казачьи, но это не так. Всего их было двенадцать видов: кавказские, кадетские, драгунские, уланские, жандармские, полицейские, артиллерийские и другие. У каждой старинной шашки своя история и судьба. Казачьи корпуса по всей России не имеют единого учебника. Мне поступило предложение создать его. Возможно, возьмусь за это.

Более двадцати лет Андрей Белянин состоит в Астраханском казачьем войске в чине есаула.

- Поэтому, когда писал сборник «Казачьи сказки», построенный на фольклоре астраханских казаков и других историях, мне было достаточно легко. Эти произведения имеют большую читательскую аудиторию, а сказку, написанную в прозе, казаки переписали в стихах, что очень приятно.

Мы не могли не спросить писателя о том, чем он порадует в скором времени своих читателей.

- Этой весной должна выйти книга вольных интерпретацией историй о капитане Бладе Рафаэля Сабатини, где главный герой воюет не с пиратами, а с вампирами. Сейчас я пишу книгу «Линейцы» — это исторический роман-фэнтези, главными героями которого являются два современных студента – русский и черкес, попавшие в театр военных действий времён Кавказской войны, чтобы разгадать невероятную загадку. Сюжет разворачивается вокруг личности генерала Ермолова – персоны величайшей и мистической.

IMG_2805.JPG

Белянин иногда сам иллюстрирует свои произведения, а одну из его книжек «Кицунэ» проиллюстрировала одна из его дочерей. Стихи Белянина – это отдельное и самобытное явление: богатые образами и многоплановостью, они погружают читателей и слушателей в удивительные миры человеческого воображения.

- Стихи и проза пишутся по-разному. Когда накрывает стихотворение, то тут уже не спасёт ничего: салфетка в кафе, смартфон – пишешь там, где прижало, так как если вы сейчас этого не напишите, то взорвётесь, ведь поэзия – это короткая вспышка вдохновения. Проза – это вдохновение, растянутое во времени: где бы я не был, я сажусь и пишу. Такого понятия, как отпуск для меня не существует, даже если я и выезжаю с женой и детьми на отдых, я всё равно сажусь и пишу каждый день. У меня не бывает выходных. Я сам себе жутко строгий начальник, редко позволяющий поощрения. Воспринимаю литературу и искусство в целом, как абсолютную зону свободы, где не может быть никаких ограничений.

Это принцип профессионального писателя. В Астрахани людей, живущих только за свои литературные гонорары, всего двое – это я и мой соавтор Галина Чёрная, с которой мы написали двенадцать совместных книг. Примечательно, что у нас с ней одинаковое чувство юмора, мы прекрасно понимаем друг друга, но при этом совместное творчество протекает очень бурно, особенно перед сдачей книги в редакцию.

Действия в книгах Белянина происходят в самых разных странах и фантастических мирах. Чтобы описывать ту или иную эпоху или местность, приходится изучать культурные, конфессиональные и исторические особенности народов и цивилизаций.

- Когда написал книгу «Багдадский вор», я получил на неё очень много отзывов: так, пришло письмо их Узбекистана, где читатель меня просил признаться, что я узбек —он не верил, что русский казак мог так написать это произведение. Но я вырос в многонациональной Астрахани и очень ценю её дух. Мне очень нравится, как говорят и шутят астраханцы, где юмор весьма своеобразный, который не всякий человек может ухватить.

После армии я преподавал в нескольких школах и работал классным руководителем. На одном из патриотических мероприятий мои ученики должны были пройти в отряде, носящем имя героя войны, но так как все дежурные персоналии уже распределены, я выбрал для своих ребят героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Но после того, как учащиеся четвёртого класса прошли маршем под хоровое «Я люблю кровавый бой, я рождён для службы царской, сабля, водка, конь гусарский, с вами век мой золотой», вынужден был покинуть школу.

На вопрос, имеет ли писатель какие-либо награды и поощрения от Астраханской области, он ответил отрицательно. Возможно, из-за того, что книги Белянина давно и успешно печатают ведущие столичные издательства, поэтому его не считают астраханским писателем. Очень многие местные литераторы издают свои творения за счёт спонсорской поддержки или областного бюджета, а затем небольшие тиражи раздариваются друзьям.

- Я в эти круги не вхожу. Однажды я поинтересовался у астраханской журналистки Нины Куликовой, не знает ли она, почему мне, как давно работающему на литературном поприще человеку, не вручили ни одной премии, например, имени Тредиаковского (не знаю, существует ли эта премия сейчас), на что Нина Ивановна сказала мне: «Андрей, мы неоднократно выставляли твои книги на соискание, но нам всегда говорили, что Андрей Белянин — не астраханский писатель, он московский писатель, не издаётся у нас, пусть его Москва и награждает».

Белянин относится к подобному игнору в своей родной Астрахани с иронией. У него много других региональных, общероссийских и международных наград, самыми важными из которых являются читательская любовь и высокие тиражи его замечательных книг.

Но, главное, писатель не собирается останавливаться. Работая в различных направлениях и ведя плодотворную творческую и общественную деятельность, нет места обидам. Тем более, что по-настоящему счастливые люди никогда не обижаются.