Рождение хазарской Астрахани. Первое имя «Азтараган»

В 5-6 веках в Западном Прикаспии кочевали акациры, авары, бареллы, барсилы, болгары, кутригуры, маскауты, оногуры, сарагуры, савиры (предки булгаров), уроги, утигуры (утургуры), хайландуры, хазары. В докаганатский период вождями хазаров были: 1) Хазар (Хазариг); 2) мифический прародитель хазар; 3) Кадыр Касар (2-я пол. 6-го века).

В 534 году был образован Восточнотюрский каган. Его возглавил Бумын (Тумын, Иль-хан; каган с 551 года). При этом вольные хазары скитались, возможно, на место будущей старой татарской Астрахани, жили на колесах, облюбовывались прекрасной местностью, позже становились оседлыми. Да и оседлость не мешала "ни совершить далёкие походы, ни завоевывать чужие земли, ни жить за счёт побеждённых соседей".

В течение 552-603 годов н.э. на Нижнем Поволжье господствовала власть единого Тюрского каганата. Это было крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Одно из крупнейших государств в истории. Степи Нижнего Поволжья и Северного Предкавказья вошли в состав Тюрского каганата. Представителями династии Ашина (534-630 годы) были: Бумын, Кара Иссык-хан, Мугань-хан, Таспар, Шаболио, Чулохоу, Юн Йоллыг, Кара Чурин-Тюрк, Жангар, Дуги, Чуло-хан, Кат Эль-каган.

В 556 году Истеми (Синджиб), брат Бумына, возглавлял поход тюрков на запад. С этого момента началось разделение каганата на Восточный и Западный. В 562 году савиры-хазары были разгромлены Хосроем Ануширваном. В течение 567-571 годов Тюрский каганат покорил хазар и булгар. Началась война между Византией и Тюрским каганатом в 576 году. На протяжении 12 лет с 581 года произошло междоусобица в Тюрском каганате. В 599 году каганом Западнотюрского каганата стал сын умершего в 576 году Истеми Кара Чурин-Тюрк. Он в борьбе с восточной частью каганата потерпел поражение, а в 603 году Тюркский каганат распался окончательно на Западный и Восточный, каждый со своими каганами.

В 625 году, в период правления пятого по счёту западнотюрского кагана Тон-Ябгу-кагана (он же Джебу-каган, Зиевил, Орхан, Озбулан) (618-630 годы) и в период правления последнего восточнотюркского кагана Кат Эль-кагана (Тугбир) (620-630 годы), на правом берегу Нижней Волги (в разное время под названием Ра, Атель, Итиль, Саджина и др.; всего около 300 старых названий реки), фактически был заложен город Азтараган, как гласит составленная Феофаном Византийским хроника в десяти книгах по истории Восточной империи (Р.Джуманов). Это (при вожде хазар во время ирано-византийской войны Тон-Ябгу) было первое городское поселение Азтараган в низовьях Волги и, возможно, на территории современной России, не считая самых древних поселений Керчи и Дербента. И на основе города Азтарагана возникло "Азтараганское хазарское государство Хаджар-хана". Место этой страны неизвестно. Я предполагаю, что это ханство находилось на правом берегу Волги к северу или к югу в нескольких километрах от современной Астрахани, возможно, в районе современной Самосделки, потому что Азтараган через почти 100 лет, вероятно, был переименован в Итиль в 723 году на этом же месте. Эта версия нуждается в дополнительных исследованиях. Возможны иные варианты, например, в районе Приволжья ("Шареный Бугор" между посёлками Новолесное и Стрелецкое), где позже после падения Итиля появилось наименование "Аз-тархан", далее "Хаджи-Тархан". Но именно в 625 году наш Азтараган являлся неслыханно одним из самых первых городов в пределах современной России и сосуществовал с Русским каганатом до рождения Древнерусского государства, о чём рассказано ниже.

Каким образом можно «воскресить» прошлое города на месте близлежащих к нынешней Астрахани территорий на правом берегу Волги, сделать его доступным нашему восприятию, нашему пониманию? Историк должен установить для этого, когда и где произошло рождение этого города, в чём сущность, какие причины привели к его появлению и какие последствия город имел. Вопрос «когда» очень существен. Если для огромного «доисторического» периода достаточно было оперировать миллионами, сотнями и десятками тысяч лет, то для собственно истории Астрахани, для эпохи города на месте вблизи от Астрахани (а слово «эпоха» буквально значит «остановка» в развитии как природы или общества, так и других моментов, имеющих какие-либо отличительные особенности) нужны уже другие масштабы. Переход к земледелию и скотоводству заставил первого жителя деревни Азтараган, первого хозяина деревни искать такие ориентиры, которые указывали бы ему на необходимость подготовки к севу и перегонке скота на зимние пастбища, заготовки топлива, кормов и т.д. Когда была основана деревня, ставшая потом городом? Где граница перехода от деревни к городу? Главное, когда селение на месте Астраханского района становилось городищем как укреплённым поселением? Первопоселенцы Азтарагана, видимо, использовали широко распространённый до 10-го века тип укреплённого поселения при слиянии рек или реки и оврага, так называемый массовый тип городища, отличался умением выбрать красивое место для городища. Возможно, такое место для Азтарагана было не только хорошо защищено самой природой, выгодно в стратегическом отношении, но и красиво:

«градодельцы» заботились о защитных свойствах природных объектов (наличие рек, озёр, оврагов, холмов и т.п.) и об эстетическом восприятии пейзажа окружающей местности. Это было необходимо, поскольку сам тын как древний и простейший тип деревянной крепостной стены города был лишён декоративных элементов.

С какого же события должно начинаться летоисчисление Астрахани? Обычно этот счёт вёлся с первого бревна, забитого в землю для стены острога, с первого камня, заложенного в основание дома, из трубы которого шёл дым, с первого хозяина, принимающего на месте обживания первых гостей... Да мало ли ещё таких определяющих моментов! Нигде, ни в каких научных трудах о точной дате закладки и основания любого большого или малого населённого пункта не говорится относительно рождения Астрахани, тем более деревни. А кто знает или доказывает, что на территории близлежащих районов около Астрахани на правом берегу Волги появилась первая стоянка хазара (пусть потомка аланов и угорских племён) раньше 625 года? Будем исходить только из первого упоминания о городе Астрахани.

Можно определить дату хазарского города Азтарагана из хроники Феофана: «В 625- 626гг. хазары прорвались через Каспийские ворота [Дербент] в Персию со своим предводителем Зиевилом [Озбулан, Джабу-каган], вторым человеком после кагана» (Р.Джуманов). Если с этого года исчислять возраст Астрахани, то городу в 2013 году было бы 1385 лет, старше Казани - на 375 лет (?) (по-моему, - на 125), Москвы - на 522, Киева - на 235,Ростова Великого - на 237, моложе самого древнего города на территории России - Дербента на 187 лет (современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость; соборная мечеть Джума-мечеть – самая древняя и вторая по размерам в России - была построена в 7-м веке, и именно отсюда началось распространение ислама на Кавказе).

Астрахань ещё старше, чем следующие самые древние города России: Новгород, Белозерск, Муром, Полоцк, Смоленск, Псков, Чернигов, Углич... Имеются летописи, в которых упоминается Астраханское хазарское государство ("Азтаргъанское ханство"). Это труд Феофана Византийского "Хроника в десяти книгах по истории Восточной империи", рукопись Барлыу, повествование Васыл Куш аль-Булгари, летопись "Карча", карачаево-балкарская легенда «Сибилгюл» о сыновьях основателя Астраханского хазарского государства Хаджар-хана и др.

Итак, год 625-й можно считать днём рождения Астрахани, когда не было ещё Руси, которая по официальной версии родилась в 862 году, т.е. через около 240 лет. К тому же это событие протекало в исторической обстановке: заключение союза между византийским императором Ираклием и каганом тюрок (поскольку арабы угрожали безопасности Византийской империи, необходимым стало сотрудничество между хазарами и византийцами) и вторжение тюрко-хазарских войск в Закавказье. Да и родственные связи между двумя царствующими домами ещё больше упрочили взаимоотношения. Любопытно, что император Юстиниан II был первым среди византийских правителей, который в 731 году женился на хазарской княжне, женой наследника византийского престола Константина V стала тоже хазарская девушка Чичак ("цветок"), дочь хазарского кагана Вирхора. В крещении Чичак известна как императрица Ирина, а её сын Лев Четвертый получил прозвище "Хазар" и царствовал в 775-780 годы. Так Византийский двор всячески расточал ласки хазарскому кагану, голубил, радовал.

Для восстановления исторической даты становления города, предшественника Астрахани, весьма желательна установка камня в точном населённом пункте с надписью «Здесь в 625 году был заложен город Азтараган, предшественник Астрахани », если данная гипотеза подтверждается имеющимися источниками, фактическими документами. Тема точной даты рождения деревни Азтараган до преобразования его в город ждёт своих исследователей.

Через 5 лет молодая Астрахань была снова в орбите междоусобицы в Тюркском каганате с 630 по 634 год. Между тем в 632 году образовалась Великая Болгария - ровесник Астрахани.

Великая Болгария как каганат возникла в результате гибели Западнотюркского каганата. Первый каган Курбат (Курт) был племянником по женской линии тюркского хана из династии Ашина Моходу-хэу (Органа). Курбат основал династию Дуло (Дулу) и правил каганатом с 632 по 642 год. После него Батбай оказался последним каганом ввиду разгрома его каганата хазарами в начале 660-х годов.

А племена булгар с конца 7-го века входили в состав Хазарского каганата и являлись тоже ровесниками Астрахани. Булгары составляли значительную часть населения Хазарского каганата. "Язык булгар подобен языку хазар",- как писали арабские авторы Истахри и Ибн-Хаукаль.

http://maxik2k.livejournal.com

Авторы сообщений о хазарской Астрахани 8-12 веков

Сведения о Хазарии и кочевниках оставлены следующими лицами:

- Ибн Хордадбех (9-й век)- арабский географ, автор "Книги путей и стран". Писал о нижних участках Волжского торгового пути, описывал торговый маршрут русских купцов вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада;

- Феофан Византийский (2-я пол.6-го века) - византийский историк, составитель хроники в десяти книгах по истории Восточной империи 562- 581 годов;

- Феофан Исповедник (Феофан Сигрианский) (ок. 760- 818) — византийский монах, летописец, почитается православной церковью как преподобный, исповедник. Биография его известна из «Жития святого Феофана Исповедника» пера патриарха Мефодия (843-847), а также из его собственного произведения «Хронография». Феофан при Льве 4-м Хазаре был назначен стратором и получил титул спафария;

- Константи́н 7-й Багрянородный (905- 959) — византийский император из Македонской династии, один из образованнейших людей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников, автор сочинения «Об управлении империей», в котором содержится информация о русах, славянах, хазарах, печенегах. Девятая глава «Об управлении империей» (ок. 950) содержит краткое описание экономического и политического устройства Руси;

- Аль-Истахри (Абу-Исхак, Эль-Фарси) (1-я пол.10-го века)-арабский автор. Родом из Истахра. Автор: "Книга путей стран (государств)". Он описал ряд хазарских племён;

- Иосиф ( Йосеф (Иосиф бен Аарон) (время правления 930-е -960-е гг.) - последний хазарский каган. Царь-заместитель ( бек) из династии Буланидов. Младший современник византийского императора Романа Лакапина (919 -944). Активно переписывался с Хасдаем ибн-Шафрутом из Кордовы;

- Ибн Фадлан (Ахмад ибн Фадлан ибн ал- Аббас ибн Рашид ибн Хаммад) (ок.870-ок.925) - один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе, автор "Путешествия на Итиль [Волга ]". Он был первым путешественником, чьи сообщения о северных прикаспийских областях. В 921 – 922 годы в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал- Муктадира посетил Волжскую Булгарию . В своём отчёте "Рисале" ("Записка"), написанном в виде путеводных заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар;

- Аль-Масуди ибн аль Хусейн (Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль- Масуди) (ок. 896- 956) - арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота». Ибн Халдун назвал его «имамом» (главой) всех историков. Он писал: "Итиль, в котором в наше время живёт хазарский царь, разделяется на три части большой рекой. Этот город лежит на двух берегах. В середине этой реки - остров, на нём дворец царя";

- Мукаддаси (аль Макдиси, Шамс- ад- дин Абу Абдалла) (945-после 1000) - арабский географ, путешественник, автор труда "Лучшее распределение для познания климатов" ("Ахсан ат-такасим фи м'арифат аль- акалим"), написанная в 985/6-89, - итог многолетних путешествий. Он писал: "Итиль - город, обладающий стеной, которая тянется вокруг него";

- Гардизи (Абу Са’ид Абд аль-Хай ибн аз- Заххак ибн Махмуд Гардизи) (11-й век) — персидский историк. Его труд "Украшение известий" ("Украшение летописей") написан при Газневиде Абд ар-Рашиде (1049- 1053) о печенегах, хазарах;

- Нестор Летописец (ок.1056 -1114 ) — древнерусский летописец , агиограф, монах Киево-Печерского монастыря. Он в "Повести временных лет" писал: "В год 6473 [965] пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навтречу со своим князем Каганом и сошлись биться...";

- Абу Хамид ал-Гарнати (Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал- Андалуси, Ал- Гарнати Абу Хамид) (1080-?) - купец, писатель, арабский богослов, мыслитель, путешественник по Восточной и Центральной Европе (1131-1153).

Гусев Владимир Матвеевич,

член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, студент 4-го курса Южно-Российского гуманитарного института, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью".

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 41 (551), 25.10.2013 г.

Продолжение следует.

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 1