"Итильская страна великого хагана Алпбулана"

При четырнадцатом кагане Хазарии в письменных источниках появляется «Итильская страна великого хагана Алпбулана (Великий олень)». Каган Алпбулан - это исторический персонаж, он впервые фигурирует в "Истории агван" Моисея Каганкатваци под 626 г.

Ещё в 626 году как раз в год основания Азтараганского государства Джебу-каган (он же Тон-Ябгу- каган, Зиевил, Орхан) предпринял поход в Армению. С ним вместе принял участие в этом походе "кровожадный орлёнок", которого в честь его княжеской принадлежности величали шадом. Собственным именем его было Булу, к которому прибавлялся и титул "шад" (принц, т.е. сын кагана). Его имя фигурирует рядом с византийским императором Ираклием в его войнах с персами. Титул "шад" Булу (Булан) носил до самой смерти своего отца в 631 году и переподчинения гуннов хазарским ханам из рода Ашина. С этого времени гунны становятся федератами хазар, а их правитель-царь носит титул "элтебер". Титул этот давался вассальным князьям гуннов у хазар.

Хазарским военачальником, главой могущественного рода был именно тот же Булан-бек. Он в 730-е годы перешёл (или скорее возвратился) в иудейство и принял имя Сабриэль. В 740 году Булан устраивал религиозный диспут. Победа досталась иудеям. Внук Булана- Обадия (отец же Обадии был последним языческим каганом Хазарии, умер в 790 году) вместе с еврейской общиной захватил власть в Хазарском каганате и сделал иудаизм государственной религией Хазарии. Это был государственный переворот. Все государственные должности были распределены между евреями. Возникла гражданская война.

С этого времени и до гибели каганата параллельно с каганом из династии Ашина существовал его соправитель - иудей, имевший титул «царь» и обладавший реальной властью. Итак, Обадия "лишил кагана фактической власти, оставив его формальным главой государства и сохранив себе титул "бек" лишь для внутреннего употребления, в сношениях с иностранцами именовался царём".

Так, "этническое и религиозное равновесие было нарушено, когда Булан, его внук Обадия приняли государственную религию иудаизм. Этому политическому шагу Обадии предшествовали жаркие религиозные дискуссии мусульманских, христианских и иудейских иерархов" (Р.Джуманов).

Власть кагана в Хазарии "не была ограниченной" из-за сакрализации его власти и его персоны. То,что иудаизм был принят каганом ,царём и всей итильской знатью, фактически оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях, отсюда самобытная хазарская оппозиция. Между 800 и 809 годы так воцарился Обадия и отстранил каганов от реальной власти в пользу беков из династии Буланидов (установление системы «двойного правления»). Произошел переход к раввинистическому иудаизму.

В 810-е - 820-е годы завязалась политическая борьба против новой династии, гибель(?) сына и внука Обадии, началось воцарение Ханукки. В "беспощадной борьбе" погибли как оппозиционеры, так и выдающиеся представители иудейской знати: Обадия, его сыновья Езекия и Манассия, не имеющие прямых наследников. Поэтому брат Обадии- Ханукка взял власть. Когда на хазарскую степь нападали печенеги, один из наследников Ханукки попытался прервать их движение на запад и заключил союз с кочевым народом.

Правящая династия этого каганата была орхоно-тюркского происхождения. Притом она была номинальная лишь после 800-х годов.

Ещё в 759 году состоялась женитьба арабского наместника Армении Язида ибн Усайда на дочери хазарского кагана Багатура Хатун. В 762- 763 годы Хатун неожиданно умерла. Хазары из-за этого вторгались в Закавказье. (Первое нашествие при Аббасидах). В 764 году Хазары под предводительством полководца Блучана взяли Тбилиси. Неудачным было сватовство хазарского кагана к картлийской принцессе Шушане. Правитель Картли – Джуаншер семь лет проводил в хазарском плену.

В 780 году князь Картли Нерсе укрывался в Хазарии и надеялся заручиться хазарской поддержкой в борьбе с арабами.

В 798 - 799 году совершилась женитьба арабского наместника Армении ал-Фадла ибн Йахья Бармаки на дочери хазарского кагана Суб-т. Принцесса умерла в дороге.

Между 813 и 833 годами свирепствовал голод в хазарской столице.

Воспользовавшись уже в начале 9 века серьёзнейшим политико-идеологическим кризисом (и гражданской войной) в Хазарии, росы (возглавив ряд восточнославянских племён) выделились в самостоятельное государство, ставшее одним из существеннейших геополитических факторов Восточной Европы. Именовалась эта держава в течение ещё 700- 750-х годов – Русским каганатом. Князь росов провозгласил себя каганом и был (возможно) одним из активных претендентов в борьбе за центральную власть в Итиле.

В 834 году из страны были изгнаны хазарские мусульмане. В 853-854 годы арабский полководец Буга Старший совершил поход на алан и хазар и взял с них дань. В 854 - 855 годы он привёл из Хазарии 300 мирных семей хазар-мусульман и поселил их в городе Шамкор. В 859 году в Повести временных лет под этим годом сообщается, что хазары берут дань с полян, северян и вятичей: по белечьей шкурке и монете с дома.

В 860 году из Хазарии в Константинополь прибыло посольство с просьбой прислать проповедника, который бы объяснил основы христианской веры, а в 861 — 862 посольство Константина Философа (св. Кирилла) отбыло в Хазарию. Пропагандировалась христианская версия религиозного диспута. Константин прибыл в Херсон (январь 861). В Крыму он уговорил хазарского воеводу снять осаду с какого-то христианского города. Затем он на корабле добрался до Каспийского моря. Константин добился освобождения византийских пленных и крестил 200 хазар. На обратном пути он обратил в христианство жителей города Фуллы.

В 889 году печенеги переселялись из-за Волги в Северное Причерноморье, под объединённым давлением хазар и огузов. В 880-е — 926 год правил царь Вениамин. При нём совершилось нападение на хазар коалиции кочевых народов (печенегов, огузов и др.). Заключен союз царя Вениамина с Аланией.

В трактате Константина указано, что уже в 9-м веке заместитель кагана был известен как бек.

В 891 году у ал-Йакуби, который упоминает заместителя хазарского кагана по имени Йазид Булаш, а в 901 году правивший царь хазар именуется К-са ибн Булджан.

К 900 году реальная власть в хазарском государстве была сосредоточена в руках бека. Согласно Ибн-Фадлану, именно бек «руководил армией и управлял делами в государстве..., именно ему соседние цари выражали свою покорность». Каган к этому времени сохранял только официальный престиж. Сам бек должен был входить в шатёр кагана босым. Когда каган выезжал из своего дворца, весь народ обязан был простираться ниц перед ним. Срок правления кагана, по Ибн-Фадлану, ограничивался сорока годами; по прошествии этого срока его казнили.

При правлении царя Аарона II (900-е-930-е) в августе 901 года хазары под предводительством царя К-са ибн Булджана совершили набег на Дербент, но были отбиты.

В 909 — 910 годы русы орудовали в Каспийском море, захватили остров Абаскун.

В 913 - 914 русы с разрешения хазарского царя входили по Волге в Каспийское море и грабили Закавказье. На обратном пути русская дружина при попустительстве хазарского царя уничтожалась хазарской (мусульманской) гвардией. При царе Аароне II совершились репрессии царя против итильских мусульман (разрушение мечети, казнь нескольких священников), Алано-хазарская война (932 год), победа Аарона над аланами.

После 932 года аланы отреклись от христианства.

В период правления царя Иосифа (932 - 961) евреи Византии массово переселялись в Хазарию из-за начавшихся гонений. Царь Иосиф отвечал репрессиями против христиан. В 939 г. русский князь Хлгу, подкупленный Византией, набегал на хазарский город Самкерц. Хазарский полководец Песах в ответ напал на византийскую часть Крыма. Захватив три города и «множество» деревень, он осадил Херсон. Затем, в ходе войны, которая длилась 4 месяца, разбил войско Хлгу. При Иосифе в 944-945 годы русы пытались закрепиться в Закавказье (Бердаа), в результате аланы стали союзниками русов.

Военное могущество раннего Каганата обезопасило Восточную Европу от огузских, печенежских и кимако-половецких набегов с востока. Сильное сопротивление оказала Хазария и северной экспансии Арабского Халифата. Ядром хазарского войска стала тяжёлая конная гвардия, состоящая из мусульманского племени хорезмийского происхождения, которое поселилось в Итиле и несло беку службу на особых условиях. Военные действия велись полководцами из числа хазарской знати — тарханами. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку. Ближайшим помощником бека был кендер. Следующими по рангу были тарханы, командиры отдельных подразделений хазарской армии или туземных вспомогательных войск. Приграничные крепости возглавлялись комендантами (тудунами). Основной корпус хазарской армии состоял из 10 000 человек. Копье было главным оружием хазарского воина. Помимо этого, хазарские всадники имели копья, мечи, палаши, сабли, топоры и кистени. Представители воинской элиты каганата носили кольчуги , ламеллярные кирасы, шлемы с бармицами.

От Хазарии отложились волжские булгары. Они контролировали Среднюю Волгу. Правда, они поначалу подчинялись кагану; позднее, получив независимость, они остались в дружеских отношениях с хазарами, что было особенно важно, поскольку эти отношения влияли на торговлю мехами с севером.

Печенеги заключили союз с князем Игорем (? - 945) (он же великий князь киевский с 912, продолжал деятельность своего предшественника Олега, подавил восстание древлян, первым из русских князей столкнулся с печенегами, с которыми заключил перемирие на 5 лет. Убит древлянами при попытке вторично собрать с них дань). Гузы оказались врагами хазарского правительства. Только простые жители Астраханского края почитали не еврейского царя-узурпатора, а лишённого власти тюрского кагана, ставшего для них "символом величия".

Воздействие державы Итиля

Хазарские поселения своим стремительным становлением и развитием были обязаны не только торговому пути, но и выгодным природным условием - близости обширных степей и заодно великой реки.

Влияние хазар в регионе было столь значительным, что в ряде восточных языков Каспийское море получило название "Хазарское", а Иран назвал его " Дарьян Хазар" и сохраняет это наименование по настоящее время. Хазарское море — название в арабском (Бахр-аль-хазар), персидском (Дарья-е хезар), турецком, азербайджанском, крымскотатарском (Хазар денъизи), туркменском (Хазар дензи) языках. Каспийское море в древности называли: Мазандеранское, Харасанское, Гурганское, Гирканское, Джурджанское, Абескунское, Казвинское, Хапужское (по Руси), Хвалынское или Хвалисское (по Руси), Дербеньское (Дербетское), Кульзум (по Персии), Сихай (по Китаю), "Белое море" (по тюркам), "Синее море" (по калмыкам), Сарайское. Всего же 70 наименований у разных племён и народов за всю историю своего существования имело наше великое Каспийское море.

Таким образом, население столицы Итиля состояло из общин иудеев, мусульман, христиан и язычников. Государством управляли каган как «священная особа» и соправитель – каганбек (он же командующий армией и всеми делами в государстве). На местах управляли «тудуны» - наместники, крупные аристократы - «тарханы». В степях Хазарии существовал центр подражательной чеканки местных дирхемов.

Языком жителей Итиля было "смешанное хорезмийско-печенежское наречие", а письменность являлась рунической, принятой у тюркоязычных народов. Грамотностью среди жителей Хазарии широко владели "простые строители и степные кочевники среднего достатка", купцы на торговых путях, дипломаты в поездках, участники походов.

Более развитыми стали земледелие, садоводство, виноградарство. «В месяц Нисан (апрель) знатные жители выходили из города к своему винограднику и своему полю, к своей полевой работе». Эти слова кагана Иосифа в письме в Кордову (Испания) приближают сегодняшних астраханских дачников как к жителям края 8-го века, где доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в 8–9 веках огромную территорию (90 тыс. кв. км) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближённых, кочевья которых соседствовали с кочевьем повелителя.

Хотя происходило массовое оседание кочевников на землю, но Хазария была достаточно монолитной структурой, но уже не кочевой. Аланы и буртасы полностью, а хазаро-булгары частично осели на землю. Люди стали жить не в войлочных юртах, а в стационарных «юртообразных жилищах». Они пользовались "хозяйственными ямами, колодцами, керамикой народов 8-10 веков". Вплоть до 10 века каждый хазарский род имел владение, полученное от предков.

В хазарскую общность вошли тюрки, отюреченные потомки аланов и угорских племён.

В Итиле мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники. 12000 мусульман - хорезмийцев охраняли засевших в Итиле иудейских царей. Правда, в 922 году повторилось гонение на мусульман.

В 9-ом веке город фигурирует под именем Хамлидж (Хамлых, т.е. Аазаран), что может быть понято как ханский город. Столица хазар в тот период находилась в устье Волги (Атиля) и называлась Хамлидж (Хамлих, Хамлых, Хазаран, Ханбалык, Хакан белег). В результате поражения в войне с арабами политический центр Хазарии переместился, как выше сказано, на Нижнюю Волгу в город Итиль, который оставался хазарской столицей по 10-й век. Правда, ещё в конце 9-го века Хамлих являлся столицей древнетюркского Хазарского каганата, но затем эта роль перешла к Итилю. Поскольку в "Худуд ал-Аламе" ("Худуд аль-Алан") упомянут город Атиль в устье Волги, недалеко от современной Астрахани, который был резиденцией "тархана", "одного из потомков Ансы", отсюда название Астрахани произошло от "ас-тархан". Атиль - последняя столица хазар в устье Волги, названа по имени этой реки. Любопытно, что в 9-10 веках после Итиля появились ещё 9 хазарских городов: Семендер, Хамлидж, Байда, Беленджер, Савгар, Хтлг, Лкн, Сур, Масмада. Возведение этих городов как больших укреплённых поселений было причиной вторжений арабов в Хазарию.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, студент 4-го курса Южно-Российского гуманитарного института, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью".

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 44 (554), 15.11.2013 г.

Продолжение следует.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 1

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 2

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 3

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 4