Астраханский край - центр Золотой Орды, или Татарская Астрахань

В 12-м веке появились половцы, которых в 13-м веке сменили монголы, занявшие значительное пространство течения Волги. В 1230-1240-х годах "монгольские завоевания уничтожали, передвигали, перемешивали племена и народы". "Постепенно улеглись ураганы битв и походов" (Р. Джуманов). Разбирались остатки городов Хазарии, сооружались горновые печи и возводились на территории края столичные Сараи.

С 1236 года образовалась Золотая Орда при основании своей ставки Батыем (Бату-ханом) в Нижнем Поволжье, как утверждают учёные, вблизи современного села Селитренное Харабалинского района Астраханской области. Первые города Сараи, Хаджи-Тархан, ставший как "один из значительных городов", были построены по приказу Батыя, а следующий хан Берке, приняв ислам, заключил торговый союз с мусульманскими купцами городов. Нижневолжские города имели обширные торговые и дипломатические связи с Китаем, Средней Азией, Индией, Русью, Ираном, Египтом. Так Астраханский край вторично стал центром обширного монголо-татарского государства «Золотая Орда» («Улус Джучи-хана»). Этот центр стал одной из крупнейших империй в истории человечества. Джучи был старшим сыном Чингизхана и отцом Батыя.

Ханами Белой (Ак) Орды в течение 1236-1359 годов были: Бату (Батый), Сартак, Улагчи (Улагджи), Берке (Баркай), Менгу-Тимур (Темир), Туда-Менгу (Тудай), Талабуга (Телебуга) (совместно правил со своим братом Кичик и двумя сыновьями), Менгу-Тимур (Алгуи и Тогрул), Тохта (Токтай, Токтагу), Узбек (Мухаммад), Тинибек (Исанбек), Джанибек (Чинибек), Бердибек. Все они были из династии Батухидов на протяжении около 125 лет (1236-1359 годы).

В 1236 (или в 1250, или в 1253) году (возможно) совершилось новое переименование нашего правобережного города в Хаджи-Тархан - предшественника современной Астрахани во время правления первого хана Белой (Ак) Орды Бату (Батый), одновременно являвшегося верховным правителем улуса Джучи в течение 1236-1255 годов. Так с этого периода золотоордынский Хаджи-Тархан («великое татарское торжище», городище Шареный Бугор) считается татарским городом и сохранило своё наименование вплоть по август 1556 года). В письменных известиях среди татарских поселений упоминается деревня Аштархан на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. Под названием Хаджи-Тархан этот город являлся одной из ханских резиденций и, находясь на важном торговом пути из Передней Азии и Индии в Европу, представлял собой процветающий экономический центр. На этом же месте должен быть установлен исторический памятник предпоследнего наименования нашего города с надписью: "Здесь город в 1236 году в предпоследний раз был переименован в Хаджи-Тархан". Именно от этого правобережного города, в отличие от столицы Золотой Орды Сарая, начинался торговый караванный путь на Северный Кавказ, в Крым и Приазовье, где находились итальянские города-колонии. Основное население составляли кочевые большие ногаи и астраханские татары. Город был выстроен из обожжённого и сырцового кирпича. В нём были развиты гончарное производство, металлообработка и ювелирное ремесло.

В 1237 году войска монгольского царевича Менгу сражались в низовьях Волги с кыпчаками во главе с ханом Бачманом, который вёл против них партизанскую войну.

Потребность в торговле, обустройстве Золотой Орды заставили вчерашних ханов-кочевников строить новые города.

Первыми городами были Сарай-Бату (Сарай ал-Махруса, т.е. «Дворец Богохранимый»), Сарай-Берке, Хаджи-Тархан. Легенда гласит о том, что у татар-мишарей был свой правитель Сарай-хан, у которого были сыновья Астер-хан и Касим-хан.

Сарай-Бату в то время был крупнейшим городом Европы, его население составляло свыше 75 тысяч человек. Первыми очевидцами земель и народов на берегах Волги после монгольских потрясений были итальянец Плано Карпини (1245 год) и посол французского короля Людовика IX Гильом де Рубрук. Рубрук, который проезжал через дельту Волги в 1254 году, упоминает о существовании на западном берегу реки "Итиль" посёлка, который служил зимней ставкой сыну Бату Сартаку и в котором по распоряжению хана построили церковь. Останки этого поселения находятся в 12 км от Астрахани, на правом берегу Волги.

В конце 13-го века флорентийский купец Франческо Пелаготти, приезжавший по торговым делам в Сарай-Бату, посетил Хаджи-Тархан, считал его как один из крупнейших городов Золотоордынского государства. Хаджи-Тархан, или Аждархан (тат. Xacitarxan, Хаgитархан) - город, располагавшийся на правом берегу Волги.

В 1318 году на левом берегу Волги появился ещё населённый пункт, который сосуществовал с Хаджи-Тарханом. Во время правления хана Узбека (1313-1342) хан Джамбек повелел построить в Хаджи-Тархане каменную крепость и назвал этот город Гаджи-Дархан в связи с проживанием в нём мекканских паломников. Однако большая часть народа по обыкновению величала сей город "Аштархан".

Тот же Хаджи-Тархан, находившийся на Шареном Бугре, при секретаре багдадского халифа Ибн-Батуте, уже в 1333 году был известен как город. Правда, имеются противоречивые сведения о его месторасположении: "Шареный Бугор" отождествляется с такими современными населёнными пунктами, как Мошаик, Карантинное, Тинаки, Стрелецкое, Алтынжар.

В Хаджи-Тархан, который прославился как крупнейший международный центр торговли, приезжали купцы из соседних и дальних стран. Развивались здесь и ремесла, работали гончарные, кузнечные, меднолитейные мастерские. Именно Ибн-Батута писал: «Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану. Тархан значит у них место, изъятое от податей. Город этот получил своё название от тюркского хаджи [паломника], одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом. Это один из лучших городов с большими базарами, построенный на реке Итиль, которая одна из больших рек мира». Этот город Ибн назвал «одним из значительных городов с караван-сараями, базарами, купцами разных национальностей и религий». Как видно, Хаджи-Тархан в самом начале был деревней, становился городом.

Вместе с тем в 1476 году венецианский посол Амвросий Контарини посетил Хаджи-Тархан и описывал ханскую столицу как бедное поселение, состоящее из землянок.

В период Золотой Орды золотоордынский правобережный город Хаджи-Тархан был известен всё же не только как масштабный торговый, но и ремесленный центр. Тогда в городе бурно шло керамическое производство, работавшее на рынок, отмечался мозаичный и майоликовый декор архитектуры под влиянием Ирана, Средней Азии, Кавказа, Крыма, широко использовалась «джучидская» монетная система 1310-1370 годов (серебряный дирхем, низменный по весу и пробе, и разменная монета - медный пул), развивалось скотоводство, земледелие, имелись дворцы, мазанки и землянки. Широко распространялись караваны - сараи.

Хаджи-Тархан был одним из главных политических центров Золотой Орды, а также в период похода ушкуйников был крупным центром работорговли, центром для всякого рода разбойников, корсаров и солдат удачи.

Итак, наименование «Хаджи-Тархан» просуществовало всего 320 лет, а имя «Астрахань» до наших дней действует свыше 455 лет.

Красноярское городище - столичный город

Хотя село Красный Яр по официальной версии было основано в 1650 году, но в 13-14 веках на его месте находился золотоордынский город, который предположительно носил название "Шеркеш" или "Черкес", по имени Хаджи-Черкеса, правившего дважды в Астрахани с 1361 по 1364 и с 1369 по 1374 гг.

Существует гипотеза о том, что "Сарай хана Бату располагался первоначально на месте Красного Яра, а уже затем, в начале 14-го в., был перенесен под Селитренное". Строительство этой новой столицы совпадает по времени с принятием ханом узбеком ислама (П.Карабущенко).

Итак, Красноярское городище обладало статусом столичного города, где действительно выпускались золотоордынские монеты ранней чеканки.

6 июня 1254 года Гильом де Рубрук покинул монгольскую столицу и поехал обратно той же дорогой, но, достигнув города Астрахани, расположенного близ устья Волги, прибыл в лагерь хана Сартака (старшего сына Батыя), "ехал с Батыем, спускаясь возле Волги, в течение пяти недель". Он оставил запись о существовании на западном берегу реки «Итилии» посёлка, который служил зимней ставкой сыну Бату, христианину Сартаку, и в котором по распоряжению хана, как выше сказано, построили церковь. Рубрук с 16 сентября 1254 года провёл месяц в ставке хана.

Сартак в 1255 году правил несколько недель, затем после него Улагчи (Улагджи) в том же году правил тоже несколько недель. Потом на 10 лет правил Берке (Баркай).

Красный Яр был ставками ханов: Берке (Беркай) (1256-1266), Менгу-Тимур (Темир) (1266-1282), Тудай (Туда-Менгу) (1282-1287), Менгу-Тимура (Алгуи и Тогрул) (1287-1291), Тохта (Токтай, Токтагу) (1291-1313), Узбек (Мухаммад) (1313-1342). Там же был хан Белой Орды Талабуга (Телебуга) и правил совместно со своим братом Кичикоми двумя сыновьями.

При Берке, Менгу-Тимура, Тохте на месте Красноярского городища был первый столичный Сарай («Старый Сарай») - монетный центр развивающейся Золотой Орды. Большинство серебряных монет относится к чекану Сарая и Сарая-ал-Джедид. На Красноярском городище был собран комплекс из 37 серебряных и 101 медной монеты Золотой Орды.

В 1261 году во время правления хана Берке в Сарае была учреждена Православная епископия усилиями митрополита Кирилла. Если хан Батый "не придерживался никакой веры и секты", то его сын Сартак - христианин, а Берке, брат Батыя, был мусульманином и не смог ввести ислам как государственную религию, хотя покровительствовал единоверцам. Хан Менгу-Тимур являлся язычником.

В 1267 году некоторые татары пожелали креститься в Православие. Например, в 1279 году дочь Менгу-Тимура, выходя замуж за ярославскогокнязя Фёдора Чёрного, крестилась под именем Анна. Сестра Узбека Кончака стала женой великого князя Московского Юрия Даниловича, приняв при крещении имя Агафья. В 1393 году митрополит Кипринна Москве-реке крестил трёх знатных татар.

В конце 1290-х годов на начальном этапе мусульманизации верхушки общества Золотой Орды у современного посёлка Комсомольский Астраханской области был сооружен мавзолей № 2, который представлял собой "прямоугольное сооружение, состоящее из квадратной в плане гур-ханы и выступающего от неё на юг пештака с зиарат-ханой, и был окружён остатками сырцовых стен" (8 га). Это были захоронения представителей высшей золотоордынской знати у городища площадью 720 га, там же мавзолей № 1, грунтовый могильник.

В 1312 году Узбек (Мухаммад) убил сына девятого хана Тохты-Ильбасмыша и старшего эмира Кадака, захватил власть и стал десятым ханом Белой (Ак) Орды. Он сразу взялся уничтожать монгольскую верхушку как приверженца старых верований.

Расцвет градостроительства Золотой Орды падал именно на правление ханов Узбека (Мухаммада) (1313-1342), его сына Тинибека (Исанбек) (1342) и Джанибека (Чинибек) (1342-1357). Именно в этот период происходило не только расширение городской территории обеих столиц, но и рост количества населённых пунктов - городов, посёлков, деревень (Мечетное городище, город Суммеркент, Сарай-ал-Джедид, город Гюлистан, городища Лопас, Чертово, Енотаевское, Шареный Бугор, Селитренное и др.). Также известны городища у посёлков Новый Рычан, Мошаик на восточной окраине Астрахани, у сёл Самосдельное, Сеитовка, Хожетаевка, Байбек, Красный Яр...

Во времена правления хана Узбека выпускались монеты; в наше время было найдено около 100 монет. Вполне возможно, что Узбек-хан до 1320-х годов жил в Красном Яру, где печатались образцы его новых монет.

В 1310-1311 годы хан Тохта с опытом 20-летнего правления провёл денежную реформу. Сарайский дерхем стал единым и устойчивым по курсу.

С 1330-х годов Узбеком (правившим всего в жизни около 30 лет) была построена новая столица Сарай ал-Джедид на Селитренном городище, с новой мусульманской религией, политикой, с новыми маршрутами кочевок: от Поволжья на Северный Кавказ. Узбек придерживался интересов усиливающейся ханской власти под знаком утверждения ислама, а к концу правления Джанибека с опытом 15-летнего царствования - с 1360-х годов.

Доминирующей формой хозяйства являлось кочевое скотоводство (верблюды, быки, лошади, овцы, козы, коровы). В пищу употреблялись рис и просо. Хлеба и овощей не было.

При Узбеке и Джанибеке наш город наряду с другими городами Золотой Орды переживал расцвет. Возведённые трудами сотен тысяч невольников дворцы, мечети, караван-сараи (торговые и постоялые дворы), богатые кварталы знати и купечества, всё более многолюдные поселения ремесленников превращали их в средоточие экономической и культурной жизни. Сарай и Новый Сарай, в орбите которых оказался золотоордынский город, предшествовавший возникновению Красного Яра, принадлежали к числу крупнейших городов мира.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, студент 4-го курса Южно-Российского гуманитарного института, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью".

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 46 (556), 29.11.2013 г.

Продолжение следует.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 1

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 2

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 3

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 4

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 5

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 6