АВТОРЫ СООБЩЕНИЙ О ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ АСТРАХАНИ 13-15 ВЕКОВ

Амвросий Контарини (Амброджио Контарини) (1429—1499) - венецианский посол, знатный венецианец, путешественник. Он в 1476 году возвратился из Ирана на родину через Астрахань и Москву. Писал о Цитрахани (Астрахани);

Афанасий Никитин (?-1475) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей "Хожение за три моря". В 1466 году отправился с товаром в "Ширванскую землю" на Северном Кавказе. Под Астраханью его караван был ограблен ногайскими татарами. Совершил путешествие в 1468 — 1474 годы;

Виллем (Гильом) Рубрук (Вильгельм де Рубрук,Гильом де Рубрук ,"Гильом из Рубрука") (ок. 1220 — ок. 1293) — фламандский монах- францисканец, посол Людовика 9-го, путешественник. В 1253—1255 годах по поручению французского короля Людовика 9-го совершил путешествие к монголам. Автор книги "Путешествие в восточные страны"

Джовани Плано Карпини (Иоанн из Пьян дель Карпине) (1182-1252) — итальянский монах, путешественник. В 1246 году Карпини посетил Сарай, где встречался с Батыем.

Автор "Истории монголов" о нравах монголов, их жизни, религии и государственном устройстве;

Доминик Пицигани (14-й век) - венецианец, составитель карты с указанием города Хаджи-Тархана от 1367 года;

Джувейни (Ала ад-дин Ата Малик) (1226—1283) — государственный деятель, историк, крупный чиновник при Хулагу-хане и его преемниках, автор "Истории миропокорителя". Его отец Баха ад-Дин Джувейни — визирь Хорасана при монгольских ханах. Как и его отец, он служил монгольским правителям Хорасана;

Джузджани (Джурджани, Абу Омар Минхадж ад Дин Осман ибн Сирадж ад дин аль Джузджани) (ок. 1193-?) персидский историк 13-го века, составитель сочинения всеобщей истории "Насировы разряды", где имеются сведения о Золотой Орде;

Ибн-аб-дез-Захыр (Ибнабдеззахыр, Абд-аз-захир, Мухйи-ад-дин Ибн Абд-аз-Захир) (14-й век) - арабский биограф и хронист, автор "Биографии Эльмелик-Эннасыра",член египетской дипломатической миссии от султана Байбарз к хану Золотой Орды Берке, состоявшейся в 1263 году;

Ибн Арабшах (Ахмед ибн Мухаммед ибн Арабшах) (1389-1450) — арабский писатель, историк. Его жизнь была целью странствований. Научные путешествия заводили его в Астрахань, Сарай. Прославило его сочинение о Тамерлане "Чудеса предопределения в судьбах Тимура";

Ибн Баттута (Ибн Батута, Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи, Абу-Абдалла-Мухаммед Ибн-Баттута) (1304-1377) - арабский путешественник из города Танжер (Марокко), странствующий купец, берберский мусульманский учёный. В 1334 году прибыл в Золотую Орду в правление хана Узбека. Его заметки о пребывании в Золотой Орде при дворе хана Узбека изобилуют сведениями экономического, этнографического и культурно-бытового характера;

Ибн Хальдун (Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили) (1332-1406) - арабский историк из Туниса, мусульманский философ, социальный мыслитель. Его сочинение «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть». Писал о ханах Джанибеке, Тохматыше, Тимуре. Он в своё время во многом предвосхитил современные идеи историографии, социологии и экономики;

Иосафато (Иосафат) Барбаро (14-й век) - венецианский дипломат, путешественник и государственный деятель. Писал об итальянской торговой колонии через Хаджи-Тархан;

Лункино Тариго (14-й век) - венецианец. В 1374 году посетил Эрдиль (Астрахань).

Мухаммед Мирхонд (Мухаммед ибн Хонд-шах ибн Махмуд, Мирхондили Мирхавенд, Мохаммед ибн Хавенд-шах) (1433-1498) - иранский историк, член литературного кружка Алишера Навои, один из представителей школы придворных историографов, существовавшей при дворах тимуридов. По предложению Навои Мирхонд начал работу по составлению обширной всеобщей истории, названной "Сад чистоты относительно жизни пророков, царей и халифов" (7-томный труд по всеобщей истории). Писал о походе Тимура, о войне с ханом Тохматышем;

Низам-ад-дин Шами (Низам ад-Дин Абд ал-Васи Шами) (2-я пол.14-го -1431) - иранский (азербайджанский) историк, хронист, автор "Зафар Наме" ("Книга побед") (1404 год). Писал о Тимуре, о Сарае и Хаджитархане (Астрахани). Произведение Шами дало начало «официальной версии истории Тимура», которую продолжили Хафиз-и Абру и Шараф ад-Дин Йезди;

Рои Гонсалес де Клавихо (Руй Гонсалес де Клавихо) (?-1412) - камергер Энрике III и, позднее, короля Леона Генриха III, посол Кастильского короля Генриха 3-го ко двору Тимура, испанский дипломат, путешественник по Востоку. Автор "Дневника путешествия в Самарканд ко двору Тимура" (1403 - 1406). Писал о Тимуре, Тохматыше;

Священник Андрей (13-й век) - составитель списка "Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Фёдора". В 1246 году князь Михаил и воевода Феодор погибли;

Фра Мауро (15-й век) - космограф, составитель карты с указанием городов Старый и Новый Сараи от 1459 года;

Франческо Болдуги Пелаготти (13-й век) - венецианский (флорентийский) купец. Писал: "...город Цитрахань [Астрахань] прежде славился своей обширностью и богатством";

Франциско Пицигани (14-й век) - венецианец, составитель карты с указанием города Хаджи-Тархана от 1367 года;

Шереф-эд-дин Али Йезди (Шараф ад-Дин Йезди) (?- 1454) - персидский (иранский) историк, поэт эпохи тимуридов, придворный правителя области Фарс (остан) сына Тимура Шахруха и внука Тимура, Ибрагима б. Шаруха б. Тимура. Написал свою книгу "Книга побед" (1419-1425). Это самый полный источник сведений по истории Тимура. Писал о разрушении золотоордынского Хаджи-Тархана в результате нашествия Тамерлана;

Эддзехеби (1-я пол.14-го века) - арабский хронист. Писал о царе Кипчакском, султане Токтотае;

Эласкани (1-я пол.15-го века) - арабский хронист. Писал о ханах Тохматыше, Тимуре;

Эломари (Шихабеддин Абулаббас Ахмед Ибнфадлаллах Эломари) (1300-1349) - автор историко-географического сочинения «Пути взоров по государствам разных стран». Писал о хане Узбеке, о Сарае, описывал Югорскую землю в составе Золотой орды в сочинении. Служил в должности секретаря при султане Египта Эльмелик - Эннасыре;

Эльмуфаддаль (1-я пол. 14-го века) - сын Абульфадаиля – арабский писатель. Автор летописи, которая охватывает 1259-1341 гг.: "Прямой путь и единственная жемчужина".

СКОЛЬКО ИМЕН У АСТРАХАНИ?

Ибн Баттута дал толкование названию Хаджи-Тархана как места, где поселился паломник в Мекку, освобождённый от податей (хаджи — паломник в Мекку, тархан — свободный от подати). От Хаджи-Тархана с 1556 года получилась Астрахань, ставшая устоявшимся названием в русском языке до наших дней.

А до 1253-го года в разное время и у разных народов Астрахань имела, как мной выявлено, свыше 100 названий (имен, наименований) в разных формах написания и прочтения с учётом их вариантов, разночтений и искажений.

А

Аазаран, Аджа-Тархан (он же древний Атель/Итиль), Аджитархан (нач.14-го века), Аджитар-хан, Аджи-Тархан, Аджи-Тархань, Аджитархан, Аджи Дархан, Адждерхан, Адьяж-Тархан, Адяш-Тархан, Адяшь-Тархань, Адяштархань, Аждерхан (1666, "Драконий" по Эвлии Челеби), Аждархан, Аж-дархан, Ажитархан (1351), Аздархан, Азсторохань, Азсторкань, Азтараган (625 год), Азтаргъанское ханство, Аз-Таракан (1375 год, город хазарских царей), Азтаракань, Азъ-Тараканское, Аз-тархан, Азтархан, Азторхан, Азторогкань, Азторогань, Азторокань, Амзтаракань, Астар, Астархан, Астаракан, Астра-Хан, Астрахан, Асторогань, Асторохань, Астрохань, Ас-Тархан (1122 год), Астырахан жеринде (по Китаю, астраханская земля), Атель (хазарский период), Ашитархан, Аши-Тархан, Аштар, Аштаракань, Аштархан, Аштархань, Аштар-ха, Аштрахан (нач.14-го века), Аштархань, Аштарахань, Ашторохань (1558), Ачтархан.

Б

Балангиар (хазарский период), Беленджер (по Н.М.Карамзину).

Г

Гаджи-Тархан, Гаджи-Тархань, Гаджи-Дархан, га-Мелех, Гитархан, Гинтрахань, Гинтархань, Гитрохан.

Д

Дастархан, Джентоархань (1340).

Ж

Жареный Бугор.

З

Зитеркан (1421 год), Зыстрахань, Зытрахань

И

Итиль.

К

Комлызай (615 год), "царстъво Остороханское" (эмблема на государственной печати Ивана Грозного).

С

Саджсин (после Итиля), Саксин (после Итиля), Сарыгшин (после Итиля), Сетаре (Чингиз-хан после покорения Казани направился в степь), Суммеркент (после Саксина).

Т

Тарджин (1374-1427 годы), Титархан, Тмутаракань (в трудах московских книжников того времени), Тмуторокань (по русским в 16-17 веках), Торжи-хан, Тьмотороканское царство (до 1375 года).

Х

Хаджаркан, Хаджитархан, Хаджи-Терань, Хаджи-Терхань, Хаджи-Терхань-эль-дждид, Хаджи-Тархан ал-Джедид, Хаджи-Тархан (1236 год), Хаджи-Таркан, Хажитархан, Хазаран, Хазитархань, Хазиторокань (нач.14-го века), Хазиторохан, Хазтархан, Хаз-тархан, Хаз-Торохань, Хазар (10-й век; на месте Итиля), Хазарь, Хазир, Хазитарахань, Хазитархань, Хазтаракань, Хаз-торокан, Хазторокань, Хазъторокан (14-й век), Хакитархан, Хамлидж, Хамлих, Хамлых, Ханбалык, Хакан белег, Хоз-торокан, Хозитаракань, Хозиторокань, Хозитороконь, Хозторокан, Хозторокон, Хозторокань, Хозар, Хозстаркан, Хозторань.

Ц

Цитархан, Цитохрань, Цитрахань (1476 год), Цитрохань, Цытрыкань, Цытрихань, Цитрыхань.

Ш

Шареный Бугор (хазарский период до Итиля,по С.С.Краснодубровскому).

Э

Эджадитархан, Эрдиль (1374), Эриду-иль, Этель...

Смею полагать, что все эти варианты написания и прочтения названия Астрахани происходят от названия "Хазар", который упоминается в письменных источниках, повествующих о событиях не ранее начала 6-го века. Колыбель хазаров — прикаспийские степи Северного Предкавказья; кочевья простирались до Нижней Волги.

МАВЗОЛЕИ

Строительство мавзолеев повсеместно широко практиковалось в связи с исламизацией Орды. Вехами на путях распространения ислама по территории Золотой Орды и погребального обряда являются мавзолеи: "дюрбэ", "кэшэнэ", "мазар".

В 1350-1400 годах было большое количество мавзолеев на некрополях Селитренного городища, где учёным ныне известно 14 мавзолеев. Существовали золотоордынские мавзолеи ещё на городище у села Лапас (Лапас — ныне село в Харабалинском районе Астраханской области). Городище Лапас — это общепринятое название городища Ак-Сарай, к северу от села Лапас, на левом берегу протоки Большой Ашулук реки Ахтубы. Официальное название — «Городище Ак-Сарай и развалины феодального замка Давлет-хана». Это был важный в религиозном плане для всей Золотой Орды комплекс ханских мавзолеев.

В 1367 году существовали "гробницы императоров, умерших в районе Сарайской реки" согласно карте братьев Пицигани.

К северу от села Лапас, на левом берегу протоки Большой Ашулук реки Ахтубы, возле феодального замка Давлет-хана был построен большой мавзолей хана Узбека и возведён весь комплекс мавзолеев в годы, непосредственно последовавшие за смертью Узбека и принадлежности его самому Узбеку, его сыну Тинибеку и тем их родственникам, которые погибли в 1342 году в борьбе с Джанибеком, узурпировавшим трон.

В дельте Волги известны Чёртово городище в Икрянском районе, поселение Мошаик на северо-восточной окраине Астрахани, поселение и ремесленный центр на буграх Тумак-Тюбе и Хан-Тюбе в Приволжском районе, поселения и могильники на буграх южнее сёл Икряное, Маячное, Началово, Татаро-Башмакова, Килинчи. В земле "татар" существует кладбище, "на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, здесь воздвигались фамильные усыпальницы Джучидов, принявших ислам". Не исключено существование в этом же месте захоронения самого Бату и других ханов - язычников. Соорудили мавзолеи Берке, Джанибека и Бердибека. Помимо 4-х крупных мавзолеев, есть ещё 8 меньших по размерам. Ныне охранная зона городища начинается непосредственно от северной окраины села Лапас и тянется вдоль по берегу на север на расстояние около 1,5 км и на 2,25 км на восток.

ТВОРЦЫ ИСТОРИИ АСТРАХАНИ

"Золотая Орда" просуществовала более 200 лет и распалась на уделы, одним из которых была "Большая Орда", образовавшаяся в 1443 году.

Первым ханом Большой Орды в 1443 году стал бывший хан Западной Орды Кичи-Мухаммад (Кучук-Магомед, Кичик, Кичи-Ахмет) (вторично) и правил по 1459 год. Следующим ханом в 1459 году был ушедший в Астрахань Махмуд и правил по 1465 год. Далее ханами стали Ахмат (Ахмад) (он же сын хана Кичи-Мухаммада, внук Тимур-хана) (1465-1481), Шейх-Ахмат и его братья и соправители: Сеид-Ахмат II, Муртаза, Махмуд-хан, Садехмат-хан и Хазан-Салтан-хан (1481-1502). Эти правители Астрахани признавали зависимость от Большой Орды, на протяжении 60 лет были подданными и вассалами её ханов. Последний хан Большой Орды Шейх-Ахмат 6 январе 1481 года был убит в своей кочевой ставке в устье Северского Донца тюменским ханом Ибаком и ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи. После гибели Шейх-Ахмат-хана активную борьбу за возрождение Золотой орды продолжили его сыновья Муртаза, Сеид-Ахмат II (Сайид-Ахмад II) и Шейх-Ахмед вплоть до 1502 года. Так закончилось существование Улуса Джучи - одного из самых обширных и могущественных государств Средневековья.

В 1459 году в районе Сарайской реки находились «Императорские захоронения» («Sepultura imperial») согласно карте Фра-Мауро. Это место охранялось стражей, не пропускавшей никого под страхом наказания или смерти.

Гусев Владимир Матвеевич,

член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, студент 4-го курса Южно-Российского гуманитарного института, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью".

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 47 (557), 06.12.2013 г.

Продолжение следует.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 1

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 2

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 3

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 4

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 5

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 6

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 7