В 60-х годах прошлого столетия на Западе широкое обсуждение в прогрессивном обществе вызвало новое веяние в информационной среде, так называемая гонзо-журналистика (глубоко субъективный стиль повествования, ведущийся от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий с использованием цитат, жёсткого сарказма, примитивного юмора и ненормативной лексики). Ярким представителем гонзо-журналиста был доктор Хантер Томпсон из фильма «Страх и ненависть в Лос-Вегасе». Тот самый упоротый товарищ в панамке и в очках - журналист доктор Гонзо, которого сыграл Джонни Депп.

В общем, гонзо-журналистика стала неким прародителем нынешней маргинальной жёлтой прессы, а сам Гонзо - прототипом нынешних работников информационно-аналитических колонок в псевдоСМИ.

После того, как тему о скандально известном опросе, проведённом сайтом «Ахтубинец.ру», о желании ахтубинцев стать частью соседней области подхватили СМИ, у меня появилась возможность отследить всю цепочку, весь механизм работы современной журналистики.

Самое смешное и грустное, что клонированная по интернет-ресурсам новость о результатах опроса не имела ссылок на сам проводимый опрос. Проще говоря, журналисты даже не пытались проверять правдивость выставляемой новости, точность результата и количество проголосовавших. Более того, из десятков астраханских и федеральных СМИ только три источника обратились ко мне за пояснениями: AST-NEWS.ru, «Астрахань-24» и «Ахтубинская правда». Остальные мастодонты региональной журналистики предпочли рерайтить волгоградские источники, жонглируя словами и абзацами, выдавая чужой материал за свой собственный! От статьи к статье первоначальный смысл начал мутировать. То в одних, то в других статьях мелькали то десяток проголосовавших то цифра в пятьсот участников; меня, как автора опроса, называли инициатором отделения района от области. Не лучше областных СМИ повели себя и федеральные масс-медиа. Повторюсь, за всё время шумихи не один журналист не поинтересовался данными проводимого опроса, не потребовал, чтобы я ему дал хоть какое-то подтверждение реальности этой информации.

Все мы видим, как идёт информационная война вокруг украинских событий, как бессовестно подтасовываются факты, как легко разлетаются жуткие и безобразные фэйки, как извращается контекст событий. Чего стоит новость с украинских инфо-порталов о сотнях уничтоженных ракетчиков из нашего Знаменска?!

Наша журналистика ленива и безграмотна, наши СМИ ангажированы политическими кланами. Всё, что мы привычно читаем, будь то новость о колоссальных успехах наших животноводов или сказ с подробностями о пьяном дебоше, в большинстве своём нужно воспринимать, как статьи человека, который пересказывает вам содержание материала, написанного кем-то со слов обывателя, которому кто-то что-то сказал. 

Вот такая вот гонзо-журналистика по-астрахански!

Артемий Кирносов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 05 (615), 13.02.2015 г.