Астраханская иудейская община встречает восьмидневный праздник еврейской Пасхи – Песах, который в этом году начнется с заходом солнца 22 апреля. Тысячи астраханских иудеев сегодня сядут за пасхальный стол.
Для еврейского народа праздник Песах является самым главным и значимым днем в году, знаменующим освобождение евреев из 400-летнего рабства, которое произошло в середине XIII века до н.э., и рождением еврейского народа как нации. Праздник отмечается 14 числа месяца нисан (апрель) согласно еврейскому лунному календарю. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер («порядок»), которая устраивается в первую и вторую ночь праздника. Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы.
Слово «песах» (пасха) имеет два значения: «прохождение мимо» и «переход». Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта. По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой «казнью египетской» было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.
В 2016 году при поддержке Федерации еврейских общин России (ФЕОР) в астраханскую синагогу завезена маца. Вечером 22 и 23 апреля в астраханской синагоге пройдут праздничные мероприятия (седеры) и общественные молитвы в честь Песаха.
Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.
Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.
На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) – напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) – символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.
По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении «дня Господня, великого и страшного». Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную «ночь бдения», поэтому в конце седера в ознаменование «бодрствования духа» открывают входную дверь.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: «В будущем году – в Иерусалиме!».
Редакции информационного агентства «Астраханские новости» и астраханского областного общественно-политического еженедельника «Факт и компромат» поздравляют всех евреев Астраханской области с наступающим праздником.