Буйное поголовье газелей (буду писать без кавычек, потому что в Астрахани это давно уже излишнее), резво скачущее по городу и окраинам с раннего утра и до лёгкого, только начинающегося вечера, весь день не только скачет, но и отдыхает от своих маршрутов на так называемых конечках – конечных остановках. 

Здесь для каждой газели надёжный приют на те несколько минут, пока наездник не сделает свои дела. В обеденные часы можно и поесть, перекинуться парой слов с коллегами, выяснить, почему они «гнали» или, напротив, ехали медленнее.

Не мой до дыр

Подавляющее большинство водителей мужского пола, поэтому на конечках обычно нет ни лавочек, ни элементарных условий быта. Если есть туалет, то обычно он вырыт просто на пустыре. Скинулись водители, наняли бичей, те его и выкопали. Обшили, чем попало, сверху бросили кусок стола – вот и туалет. Понятное дело, что это запрещено, ведь выгребная яма как-никак, но на это внимания никто не обращает – надо же куда-то хоть ходить по нужде. 

Если же туалета нет, то в качестве него используют характерные особенности местности, как то: недострои, гаражи, камыши, заборы и другие укромные места. Раковин с мылом на конечных, конечно, нет, поэтому если водитель чистоплотен, то достанет баклажку с водой, польёт себе на руки да попадёт на ноги, а если нет, то просто покурит сигаретку, посмотрит отрешенно в сторону, задумавшись и, услышав крик или свисток диспетчера, сядет и поедет с немытыми руками. 

Ничего страшного, своё же, кого стесняться? А что потом в городе корь свирепствует, так это ветром надуло. Ну и вообще всякие нехорошие болезни «не от меня, конечно, ведь этого быть не может!». А бывает совсем труба – ни туалета на конечке, ни даже зайти некуда и тогда на помощь некоторым водителям приходит бутылка или… обыкновенный чайник. Да-да, вы всё правильно прочитали. Как космонавты – сидя. Я раньше об этом сам не знал, уж думал, что выйти-то до ветру всегда можно, ан нет. Пока дорогая редакция не отправила собирать материал про конечки, не знал этого. А так вот пришлось понаблюдать за водителями, поговорить с ними и выяснилось много чего нового, интересного.

2 в 1: казино и наркопритон

На конечной таких замечательных маршрутов, как 21, 47 и 78 водителям живётся привольно и хорошо. Они спешат завершить поскорее рабочий день и отправиться на конечку. 

В Семиковке их ждёт чудесное место, где можно к дневному заработку подзаработать ещё барышей, играя в старую секу на старые добрые деньги. Это казино пусть во всяких игорных зонах обосновывается, а водителям хватает нескольких квадратных метров. И адреналин поднять, и расслабиться после трудного дня. Хорошо ведь, когда раздают на шестерых, а у тебя 32 приходит – только сека и перебьёт такую карту! Громко обсуждают, далеко слышно. И туалет есть, но до него долго идти, пять метров, поэтому ходят прямо за дверь – спешат играть. 

Кто живёт неподалёку, позволяет себе и пивка бутылочку-другую. Ехать всё равно недалеко, ничего страшного не случится.

Конечная маршрута 190 тоже имеет туалет. Сделан он был, что называется, с душой, но пошатало его ветром, пришлось подпереть этот самобытный изумруд местного зодчества, да не чем-нибудь, а дверью от самой уборной. Заходишь в неё, смотришь по сторонам и диву даёшься. Всё там чисто, аккуратно, даже отсутствие двери не мешает, только крыша прохудилась немного, а в щели торчит характерная бутылка с фольгой и дыркой. Всё правильно, водителям тоже порой скучно, вот они и занимаются изготовлением затейливых приспособлений. 

Есть, где поесть и наоборот

На конечной маршрута 45 вообще благодать – большой недостроенный дом. Вот там есть, где развернуться. Это же целых 130 квадратных метров – делай что хочешь! И хотят, и делают. Мы умеем отдыхать, мы умеем развлекаться. Конечно, ведь постоянный стресс подталкивает человека к улучшению душевного равновесия, да и облегчиться никогда не помешает. Если шлаки остаются в организме, начинается самозасорение, что очень и очень плохо сказывается на здоровье и реакции, что в случае с водителем крайне опасно.

Более-менее ситуация с конечной на маршруте 4, 55 и других, что в Военном городке. Там и поесть можно более-менее горячую пищу, и в туалет цивилизованно сходить, но за деньги, а поскольку копейка рубль бережёт, то срываются водители с конечной и едут до степи, до гаражей. Десять рублей ведь платить не шутки.

Ещё на конечках обитают диспетчеры. Это и несовершеннолетние будущие лоботрясы или водители, это и женщины без мужей, а бывает и такое – водителя за пьянку лишили прав, как на маршруте 12, так он два года диспетчером был. И все два года, говорят, диспетчерствовал пьяным.

Житие-питие

Интересно, куда смотрит профсоюз газелистов (да-да, есть у нас и такой)? Могли бы для себя сделать столовые специализированные, туалеты с рукомойниками и умывальниками, даже автомойки, но кому это надо? Все стремятся сорвать прибыль сейчас, а что будет завтра, никого не волнует. Вот и устраивают свой быт, как могут: кто в нарды играет, а кто со свободной смены, те и выпивают. Да, зачастую имея один выходной, водителям свободной смены нечем заняться, вот они и приходят сюда же, к своим. А что, здесь их никто не тронет и не прогонит, все их знают как облупленных. Среди водителей есть и бывшие судимые, и бывшие сотрудники правоохранительных органов. В своём кругу общения юмор у них, как бы это помягче, газелистский такой. Даже если водителю повезло и он управляет микроавтобусом иностранного производства.

На конечках часто живут коты и собаки, причём исполинских размеров – верные сглаживатели напряжения, а в случае с псами ещё и защитники.

Вот такими мне увиделись астраханские конечные остановки маршрутных такси.

Ильдар Каратагандаев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 18 (579), 16.05.2014 г.