С этим вопросом мы обратились к основателю, режиссеру и актеру частного астраханского театра «Silentium» Александру Столбову.

В преддверии постановки чеховской «Чайки» мы поговорили о самом феномене молодежного искусства в нашем городе.

«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Расскажи немного о себе.

АЛЕКСАНДР СТОЛБОВ: История моей жизни довольно обычная. Я вырос в обычной семье, закончил «Лицей №1» и вот уже третий год являюсь студентом АГУ. Но сколько себя помню - всегда рвался на сцену. Может, из-за этого меня переводили из класса в класс? (смеется). В общем, если где-то творился любой творческий кипишь, там всегда был я.

«ФАКТ»: Как пришла идея создать свой театр?

СТОЛБОВ: Летом 2009 года группа молодых поэтов захотела поделиться своим творчеством со зрителями. Арендовали небольшой, но уютный зал СТД, напечатали красивые билеты и через Интернет пригласили любителей поэзии. И тут самое страшное - всем понравилось. Мы решили продолжать. Залы росли, а репертуар все больше стал отходить от декларирования стихотворений к театральному представлению.

«ФАКТ»: Как собирали народ?

СТОЛБОВ: А не нужно было никого собирать. Все пришли сами. Кто-то узнал через знакомых, что, мол, вот - крутые ребята, попробуй! Это уже после, в силу некоторых потерь, мы проводили кастинги, где набирали новых талантливых и «жадных» до сцены ребят.

«ФАКТ»: Что за потери?

СТОЛБОВ: Многие ребята уехали в другие города.

«ФАКТ»: Погоня за перспективой?

СТОЛБОВ: И да, и нет. Знаете, многие талантливые ребята из моего окружения говорят, что им «тесно» у нас. И уезжают они не потому, что им там будет лучше. Просто тут им оставаться невыносимо.

«ФАКТ»: А ты почему не уедешь?

СТОЛБОВ: Называйте меня странным, но мне тут хорошо. Важно - не бояться преград и смело идти вперед. Ведь их так круто преодолевать.

«ФАКТ»: Трудности какого рода? Неприятие властями молодых дарований?

СТОЛБОВ: Больше года мы репетировали на улице и были счастливы, когда удавалось порепетировать у кого-нибудь дома. А уж подвалу при АГТУ мы радовались как малые дети. Сейчас большое спасибо Агентству по делам молодежи Астраханской области. У нас есть зал. И поверьте мне, это огромный скачок вперед. Многие молодые таланты города не имеют никакой базы.

«ФАКТ»: А как у вас дела с арендой залов?

СТОЛБОВ: Меня поражает чисто астраханский «синдром вахтерши». Даже если директор разрешил, в любом случае каждый раз приходится оспаривать свое право с какой-нибудь… Порой даже доходит до скандалов.

«ФАКТ»: Как молодежь реагирует на ваши творения?

СТОЛБОВ: Адекватно, и это радует. Мы не изобретаем что-нибудь новое и отталкивающее, вроде порно-театра или еще чего похлеще. Мы просто творим. Большинству нравится. Знаете... часто после спектакля подходят незнакомые тебе люди и говорят спасибо. Что еще нужно? Значит, то, что мы делаем, имеет отражение в их сердцах. Значит, что-то его зацепило, может, даже изменило. Мы играем не для того, чтобы показать - эй, смотрите, какие мы крутые! Мы вот чего умеем. Мы играем для зрителя.

«ФАКТ»: Какие у вас достижения?

СТОЛБОВ: За два года мы успели провести с десяток поэтических вечеров, 5 спектаклей, один их них авторский. Еще мы успели выступить в Москве и Питере, стали финалистами форума «Уникальный Автор», сотрудничали с teatr.doc. Много чего еще. Последнее достижение - получение гранта на форуме «СелиАс-2011».

«ФАКТ»: Как потратите?

СТОЛБОВ: Всё на нужды театра. Очень много денег уходит на аренды залов, реквизит, костюмы, афиши и т.д. Мы еще ни рубля не заработали ни с одной постановки.

«ФАКТ»: А хотелось бы?

СТОЛБОВ: Если искусство начинает приносить деньги - это уже работа. Мне не интересна работа актера. Каждая роль - это поступок. И относиться надо к ней, как к титанической работе над собой. Сложно объяснить.

«ФАКТ»: Не могу не спросить - каковы твои политические взгляды?

СТОЛБОВ: По будущей профессии я политолог, поэтому политика для меня – это, прежде всего, наука. И придерживаться чего-то определенного я не могу.

«ФАКТ»: Актер-политолог, это интересно! Скажи-ка, наш город имеет достаточный культурный потенциал? Молодежь у нас творит или самодеятельствует?

СТОЛБОВ: Всё зависит от того, как подходить к пониманию самого творчества. Например, у нас в городе очень много театральных студий. Да, ребята по несколько лет ходят на занятия, читают взахлеб Станиславского и, поверьте мне - очень сильно работают. Однако, все они не имеют выход к зрителю. Это я считаю главным гвоздем в гроб искусства. Кто-то считает, что настоящее творчество всегда должно быть в андеграунде. Однако мы так не считаем. И никому не советуем. Никого не копируйте, верьте в себя и не разрушайте, что создали. И всё у вас получится.

"Факт и компромат" № 30, 28.09.11.