Правительство Астраханской области удивило предложенными параметрами бюджета на следующий год и вселило оптимизм новыми договоренностями с федеральным Минфином. Наблюдатели называют уникальные меры, предпринятые властями – вынужденными и отмечают достаточно успешное сотрудничество регионального руководства с федеральными в уходящем году. В ближайшие годы именно Астраханская область может войти в числе регионов, которые больше всего выиграют от решений центральных властей по экстренной помощи самым аккредитованным регионам. Сколько область получит дополнительно, почему собственные экономические показатели региона все-таки дают региональной казне оптимизм, а также какие, по версии политологов, конспирологические причины могут крыться за благосклонностью Москвы – в материале «ФедералПресс».
Бюджет Астраханской области на 2018 и плановый период 2019-2020 предложен в параметрах, которые выглядят если не революцией, то сенсацией. После многолетнего дефицита правительство предлагает утвердить профицит, причем почти в 4 млрд рублей. Так в проекте, внесенном к первому чтению, доходы бюджета Астраханской области запланированы в 33 млрд 133 млн 535 тыс. рублей, а расходы в 29 млрд 143 млн 535 тыс. рублей. Профицит таким образом составит 13,4 % 3,9 млрд рублей к уровню расходов. Такого показателя не было вообще никогда.
Сейчас у Астраханской области долг бюджета превышает 29,5 млрд. рублей – в сравнении с объемом собственных доходов это 126%. При этом Минфин критикует регионы, где долг превышает 50 %, а уровень свыше 90 % от собственного заработка считается критическим. «Необходимо сокращение госдолга и реализация программы финансового оздоровления, – сказал Шведов, – правительством области было принято решение о формировании бюджета, исходя из возможностей доходной части и необходимости приведения параметров госдолга в соответствие с требованиями бюджетного законодательства Федерации».
На конец следующего года верхний предел государственного внутреннего долга области не должен превысить 25,338 млрд рублей, на начало 2020 г. уже 24,138 млрд, а на 1 января 2012 сократиться до уровня 24,138 млрд или ниже. Это, отметим, согласно бюджетному прогнозу будет только 93 %, что также очень много, но уже примерно соответствует уровню нескольких соседних субъектов.
Напомним, что в текущем году расходы ориентировочно составят 33,7 млрд, а вот, скажем, в 2015-м и вовсе достигали 38 млрд. На этом фоне 29,1 млрд расходов 2018 смотрятся более чем скромно.
При этом власти обещают, что все ключевые социальные выплаты будут учтены в полном объеме, учитывая выполнение «майских указов» президента. В 2018-м, как отметил Виталий Шведов, пройдет 4-процентная индексация зарплат тем категориям бюджетников, которым не повышали оклады в 2017-м. Экономить, насколько видно из беглого ознакомления с проектом бюджета, будут на инфраструктурных тратах. Так, на программу строительства сельских дорог направят 44,9 млн, а на всю сферу ЖКХ 858,9 млн – ощутимо меньше, чем в последние годы. Вместе с тем астраханские власти смогли увеличить на 11% ассигнования госпрограммы «Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области» на 2018 год – до 828 млн рублей. По этой программе финансируются целевых программы по развитию АПК, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и т.п.
Виталий Шведов также заявил о соглашения с Минфином, который выделяет области рекордный для нее кредит в 9 млрд рублей по ставке 0,1 %.
Депутат Госдумы от Астраханской области Леонид Огуль эту информацию подтвердил. «Соглашение с министерством финансов об открытии кредитной линии на 9 миллиардов сроком на пять лет уже в стадии оформления. По моим данным, принципиальная договоренность достигнута в конце октября, – пояснил Огуль, – руководство Астраханской области ожидает, что процесс завершится уже к моменту подготовки второго чтения регионального бюджета на 2018-2020 годы».
Сейчас 83% госдолга, то есть около 21,5 млрд составляют коммерческие кредиты со средней ставкой 10,2%. Кредитная линия Минфина РФ позволит заместить коммерческие кредиты бюджетными и существенно снизить затраты по обслуживанию госдолга, так что экономия очевидна.
«Также, одним из условий открытия кредитной линии стало снижение ставки по коммерческим кредитам до уровня ставки рефинансирования +1%. То есть, до 9,25% по нынешнему курсу ЦБ РФ. По моим данным, власти области уже на протяжении месяца ведут переговоры с коммерческими банками о пересмотре ставки, причем такой диалог складывается успешно», – добавил парламентарий.
Кроме того, власти области уже несколько лет поднимают вопрос о перераспределении налоговых платежей между регионом и федеральным центром. Это системная проблема, в основе которой, с астраханской точки зрения, крайне несправедливое перераспределение налога на прибыль от морской нефтедобычи и льготами для нефтяников по налогу на имущество. Страдает от этого главным образом бюджет области. «Мы обсуждали данную тему с премьером, на уровне министерств. Диалог уже позволил достичь компромисса: федеральная льгота по налогу на имущество для компаний, ведущих нефтедобычу на шельфе Каспия, отменена. В октябре дума Астраханской области приняла поправки, согласно которым ЛУКОЙЛ уже в 2018 году выплатит в бюджет региона около миллиарда рублей налога на имущество. В 2019 году эта сумма должна увеличиться до 1,5 миллиардов. Переходный период продлится до 2021 года – к этому моменту нефтяники выйдут на выплату полной ставки налога на имущество в 2,2%», – пояснил Огуль.
Депутаты вносят свою лепту и в наполнение областной казны. Мы работаем с государственными программами, занимаемся оценкой их эффективности и корректировкой. В рамках деятельности рабочей группы ищем резервы для экономии бюджетных средств. В частности, был принят закон об ограничении размера зарплат руководителей государственных учреждений (максимальный размер зарплаты руководителя не должен превышать среднемесячной зарплаты других работников более чем в пять раз)».
Кроме того, напоминает Мартынов, депутаты предусмотрели и механизмы защиты интересов региона от недобросовестных инвесторов. И в случае невыполнения обязательств, инвестору придется возместить в бюджет неуплаченные налоги. «Совершенствуем и налоговое законодательство. Недавно был принят законопроект, которым предусмотрено введение методики расчета налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. При этом депутаты внесли ряд существенных поправок, чтобы закон не ударил по малому бизнесу. Таким образом, из перечня будут исключены объекты площадью до 100 кв.м. предусмотрен и ряд дополнительных льгот для добросовестных налогоплательщиков», – сообщил глава заксобрания.
Комитет облдумы по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи настаивает, чтобы в 2018 в области был создан региональный фонда развития промышленности. Отметим, что в большинстве субъектов РФ такие уже работают.
Думская оппозиция смотрит на обещания властей скептически. Депутат областной думы Евгений Дунаев заявил «ФедералПресс», что лично он и вообще фракция «Справедливая Россия» будут голосовать против бюджета в первом чтении, хотя и признался, что «честно, подробно еще не изучили».
«Мы всегда голосуем против бюджета, потому что такой объем долгов это неправильно, – объясняет Дунаев, – мы вообще намерены поставить вопрос, почему в 2005 году долг был 250 миллионов, а за 12 лет стал 25 миллиардов. Мы хотим знать, кто брал, под что брал, куда пошли». «Каждый раз, когда нам говорят – мы принимаем вот так, чтобы с федерации нам поступили деньги, мы чувствуем себя просто участниками какого-то ОПГ. Мы центр обманываем, получается. Не знаю, в курсе они, или нет, – негодует справоросс, – сейчас мы опять предоставляем льготы ЛУОКЙЛу, хотя по нашей информации в тот самый профицит заложены суммы, будто мы их уже собрали».
Заместитель директора по научной работе Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин отмечает: «оппозиция будет критиковать в любом случае. Тем более, что бюджетная проблема никуда не делась». Политолог напоминает: «в 2016 году в Волгоградской области изначальной тоже принимали профицитный бюджет, а он оказался дефицитным, так что цыплят по осени считают»
.
«Что касается мотивов того, почему федеральный центр выделяет столь крупный кредит, то, можно предположит, что Астрахань с новым премьером стала лучше работать с федеральными программами. Кроме того у региона есть особая стратегическая роль – ворота Каспия, так что стабильность здесь важная для страны в целом. Наконец, есть вариант, что это делается под будущую смену власти, чтобы новый губернатор, когда он придет, не столкнулся с совсем уж запредельными проблемами. Еще есть время их постепенно сгладить», – подытожил Сайгин.
Эксперт-аналитик АО “ФИНАМ” Алексей Калачев отмечает, что возможности регионов в сфере финансовой независимости сильно ограничены существующей бюджетной политикой, когда львиная доля налоговых поступлений концентрируется в центре, который, в свою очередь поддерживает регионы за счет межбюджетных трансфертов.
«С другой стороны, плачевное положение с региональными финансами вынуждает центральные финансовые власти одновременно: и ужесточать требования к финансовой дисциплине, и выделять дополнительные средства. В условиях экономического кризиса, замедления экономики, проблем с наполнением бюджетов и роста социального напряжения возможен рост недовольства региональных элит, что заметно уже из характера обсуждения на общественных слушаниях по бюджету Астраханской области, например. И это может заставить центр идти на определенные бюджетные уступки там, где ситуация наиболее назрела. Выделение дополнительного кредита Астраханской области на фоне сокращения кредитования регионов (вместо него как раз запускается программа реструктуризации накопленных долгов), может свидетельствовать о том, что здесь проблема назрела, и в центре об этом знают», – продолжает Калачев.
Напомним, на заседании правительственной комиссии по региональному развитию в ноябре было решено, что в качестве дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов РФ в совокупности выделят 100 млрд руб.
Министерство финансов РФ подготовило проект постановления правительства о правилах реструктуризации бюджетных кредитов регионами. Реструктуризация, согласно тексту правил, будет проводиться путем предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту на период с 2018-2024 г. включительно (в 2018-2019 гг. – в размере 5% от суммы задолженности ежегодно, в 2020 г. – в размере 10% от суммы задолженности, в 2021-2024 гг. – равными долями по 20% от суммы задолженности ежегодно) с возможностью её досрочного погашения.
Правила финансового ведомства также устанавливают темпы сокращения задолженности субъектов в рамках программы реструктуризации. Те регионы, чей госдолг на начало года превысил 140% дохода, к 2019 г. должны будут снизить его до 120%, а к 2020 г. – до 100% и затем сокращать этот показатель на 2% ежегодно.
«Новый профицитный бюджет Астраханской области вписывается в эти требования, – пояснил Алексей Калачев, – а теоретически снижение профицита само по себе не должно вызвать санкций со стороны финансового ведомства. Программа Минфина предусматривает наказание за просрочку регионом-должником выплаты или погашения реструктурированного кредита. В этом случае непогашенная реструктурированная задолженность по основному долгу и процентам по кредиту, а также начисленные проценты за рассрочку подлежат досрочному единовременному погашению должником (за исключением случаев, когда невыполнение обязательств допущено вследствие обстоятельств непреодолимой силы или смены высшего должностного лица субъекта РФ). Это стандартные кредитные требования. Тем не менее, вряд ли Минфин реально готов будет пойти на обострение в случае дефолта региона. Скорее будет новый поиск компромиссного решения – новая реструктуризация и (или) выделение новых дотаций на сбалансированность бюджетов», – заключил эксперт.
В среднем на три ближайших года прогнозируется и вовсе рост около 112, 5%. Данные эти не беспочвенны. Так в 2017 году сальдируемый финансовый результат компаний, работающих в регионе, ожидается на уровне 33,6 млрд. рублей прибыли. В целом за последние три года ежегодного сокращается доля убыточных предприятий в общем количестве организаций (с 22,5% в 2014 году до 21,8% в 2016 году). В 2020 году по оценке может снизиться до 20%, а сальдированный результат вырастет о 60 млрд рублей.
Базовым вариантом сценария прибыль прибыльных организаций к 2020 гг. прогнозируется на уровне +47 % к уровню 2017 года. Основной вклад в прирост внесут предприятия добывающей отрасли. Конкретно для предприятий по добыче нефти и газа расчетно темп роста прибыли в 2020 году к уровню текущего составит свыше 172 %. Причем эти расчеты не умозрительны, а прописаны в производственных планах и инвестпроектах крупных компаний.
Добавим, что первое чтению бюджета состоится 21 ноября. На этом же заседании астраханской облдумы будет рассмотрена и кандидатура нового министра экономического развития.
AST-NEWS.ru
Бюджет Астраханской области на 2018 и плановый период 2019-2020 предложен в параметрах, которые выглядят если не революцией, то сенсацией. После многолетнего дефицита правительство предлагает утвердить профицит, причем почти в 4 млрд рублей. Так в проекте, внесенном к первому чтению, доходы бюджета Астраханской области запланированы в 33 млрд 133 млн 535 тыс. рублей, а расходы в 29 млрд 143 млн 535 тыс. рублей. Профицит таким образом составит 13,4 % 3,9 млрд рублей к уровню расходов. Такого показателя не было вообще никогда.
Дальше так нельзя
Рекордный объем профицита, как признался на представлении бюджета областной министр финансов Виталий Шведов, сформирован, по сути, с одной целью – сократить имеющийся у области астрономический госдолг. А вернее хотя бы просто начать этот процесс.Сейчас у Астраханской области долг бюджета превышает 29,5 млрд. рублей – в сравнении с объемом собственных доходов это 126%. При этом Минфин критикует регионы, где долг превышает 50 %, а уровень свыше 90 % от собственного заработка считается критическим. «Необходимо сокращение госдолга и реализация программы финансового оздоровления, – сказал Шведов, – правительством области было принято решение о формировании бюджета, исходя из возможностей доходной части и необходимости приведения параметров госдолга в соответствие с требованиями бюджетного законодательства Федерации».
На конец следующего года верхний предел государственного внутреннего долга области не должен превысить 25,338 млрд рублей, на начало 2020 г. уже 24,138 млрд, а на 1 января 2012 сократиться до уровня 24,138 млрд или ниже. Это, отметим, согласно бюджетному прогнозу будет только 93 %, что также очень много, но уже примерно соответствует уровню нескольких соседних субъектов.
Напомним, что в текущем году расходы ориентировочно составят 33,7 млрд, а вот, скажем, в 2015-м и вовсе достигали 38 млрд. На этом фоне 29,1 млрд расходов 2018 смотрятся более чем скромно.
При этом власти обещают, что все ключевые социальные выплаты будут учтены в полном объеме, учитывая выполнение «майских указов» президента. В 2018-м, как отметил Виталий Шведов, пройдет 4-процентная индексация зарплат тем категориям бюджетников, которым не повышали оклады в 2017-м. Экономить, насколько видно из беглого ознакомления с проектом бюджета, будут на инфраструктурных тратах. Так, на программу строительства сельских дорог направят 44,9 млн, а на всю сферу ЖКХ 858,9 млн – ощутимо меньше, чем в последние годы. Вместе с тем астраханские власти смогли увеличить на 11% ассигнования госпрограммы «Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области» на 2018 год – до 828 млн рублей. По этой программе финансируются целевых программы по развитию АПК, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и т.п.
Москва поможет
Все 3,99 млрд, которые бюджет сэкономит, пойдут на сокращение долга. При этом 2,9 млрд отдельно запланировано, собственно, на обслуживание имеющихся кредитов.Виталий Шведов также заявил о соглашения с Минфином, который выделяет области рекордный для нее кредит в 9 млрд рублей по ставке 0,1 %.
Депутат Госдумы от Астраханской области Леонид Огуль эту информацию подтвердил. «Соглашение с министерством финансов об открытии кредитной линии на 9 миллиардов сроком на пять лет уже в стадии оформления. По моим данным, принципиальная договоренность достигнута в конце октября, – пояснил Огуль, – руководство Астраханской области ожидает, что процесс завершится уже к моменту подготовки второго чтения регионального бюджета на 2018-2020 годы».
Сейчас 83% госдолга, то есть около 21,5 млрд составляют коммерческие кредиты со средней ставкой 10,2%. Кредитная линия Минфина РФ позволит заместить коммерческие кредиты бюджетными и существенно снизить затраты по обслуживанию госдолга, так что экономия очевидна.
«Также, одним из условий открытия кредитной линии стало снижение ставки по коммерческим кредитам до уровня ставки рефинансирования +1%. То есть, до 9,25% по нынешнему курсу ЦБ РФ. По моим данным, власти области уже на протяжении месяца ведут переговоры с коммерческими банками о пересмотре ставки, причем такой диалог складывается успешно», – добавил парламентарий.
Кроме того, власти области уже несколько лет поднимают вопрос о перераспределении налоговых платежей между регионом и федеральным центром. Это системная проблема, в основе которой, с астраханской точки зрения, крайне несправедливое перераспределение налога на прибыль от морской нефтедобычи и льготами для нефтяников по налогу на имущество. Страдает от этого главным образом бюджет области. «Мы обсуждали данную тему с премьером, на уровне министерств. Диалог уже позволил достичь компромисса: федеральная льгота по налогу на имущество для компаний, ведущих нефтедобычу на шельфе Каспия, отменена. В октябре дума Астраханской области приняла поправки, согласно которым ЛУКОЙЛ уже в 2018 году выплатит в бюджет региона около миллиарда рублей налога на имущество. В 2019 году эта сумма должна увеличиться до 1,5 миллиардов. Переходный период продлится до 2021 года – к этому моменту нефтяники выйдут на выплату полной ставки налога на имущество в 2,2%», – пояснил Огуль.
В начале долгого пути
Депутаты вносят свою лепту и в наполнение областной казны. Мы работаем с государственными программами, занимаемся оценкой их эффективности и корректировкой. В рамках деятельности рабочей группы ищем резервы для экономии бюджетных средств. В частности, был принят закон об ограничении размера зарплат руководителей государственных учреждений (максимальный размер зарплаты руководителя не должен превышать среднемесячной зарплаты других работников более чем в пять раз)».
Кроме того, напоминает Мартынов, депутаты предусмотрели и механизмы защиты интересов региона от недобросовестных инвесторов. И в случае невыполнения обязательств, инвестору придется возместить в бюджет неуплаченные налоги. «Совершенствуем и налоговое законодательство. Недавно был принят законопроект, которым предусмотрено введение методики расчета налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. При этом депутаты внесли ряд существенных поправок, чтобы закон не ударил по малому бизнесу. Таким образом, из перечня будут исключены объекты площадью до 100 кв.м. предусмотрен и ряд дополнительных льгот для добросовестных налогоплательщиков», – сообщил глава заксобрания.
Комитет облдумы по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи настаивает, чтобы в 2018 в области был создан региональный фонда развития промышленности. Отметим, что в большинстве субъектов РФ такие уже работают.
Думская оппозиция смотрит на обещания властей скептически. Депутат областной думы Евгений Дунаев заявил «ФедералПресс», что лично он и вообще фракция «Справедливая Россия» будут голосовать против бюджета в первом чтении, хотя и признался, что «честно, подробно еще не изучили».
«Мы всегда голосуем против бюджета, потому что такой объем долгов это неправильно, – объясняет Дунаев, – мы вообще намерены поставить вопрос, почему в 2005 году долг был 250 миллионов, а за 12 лет стал 25 миллиардов. Мы хотим знать, кто брал, под что брал, куда пошли». «Каждый раз, когда нам говорят – мы принимаем вот так, чтобы с федерации нам поступили деньги, мы чувствуем себя просто участниками какого-то ОПГ. Мы центр обманываем, получается. Не знаю, в курсе они, или нет, – негодует справоросс, – сейчас мы опять предоставляем льготы ЛУОКЙЛу, хотя по нашей информации в тот самый профицит заложены суммы, будто мы их уже собрали».
Заместитель директора по научной работе Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин отмечает: «оппозиция будет критиковать в любом случае. Тем более, что бюджетная проблема никуда не делась». Политолог напоминает: «в 2016 году в Волгоградской области изначальной тоже принимали профицитный бюджет, а он оказался дефицитным, так что цыплят по осени считают»
.
«Что касается мотивов того, почему федеральный центр выделяет столь крупный кредит, то, можно предположит, что Астрахань с новым премьером стала лучше работать с федеральными программами. Кроме того у региона есть особая стратегическая роль – ворота Каспия, так что стабильность здесь важная для страны в целом. Наконец, есть вариант, что это делается под будущую смену власти, чтобы новый губернатор, когда он придет, не столкнулся с совсем уж запредельными проблемами. Еще есть время их постепенно сгладить», – подытожил Сайгин.
Эксперт-аналитик АО “ФИНАМ” Алексей Калачев отмечает, что возможности регионов в сфере финансовой независимости сильно ограничены существующей бюджетной политикой, когда львиная доля налоговых поступлений концентрируется в центре, который, в свою очередь поддерживает регионы за счет межбюджетных трансфертов.
«С другой стороны, плачевное положение с региональными финансами вынуждает центральные финансовые власти одновременно: и ужесточать требования к финансовой дисциплине, и выделять дополнительные средства. В условиях экономического кризиса, замедления экономики, проблем с наполнением бюджетов и роста социального напряжения возможен рост недовольства региональных элит, что заметно уже из характера обсуждения на общественных слушаниях по бюджету Астраханской области, например. И это может заставить центр идти на определенные бюджетные уступки там, где ситуация наиболее назрела. Выделение дополнительного кредита Астраханской области на фоне сокращения кредитования регионов (вместо него как раз запускается программа реструктуризации накопленных долгов), может свидетельствовать о том, что здесь проблема назрела, и в центре об этом знают», – продолжает Калачев.
Напомним, на заседании правительственной комиссии по региональному развитию в ноябре было решено, что в качестве дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов РФ в совокупности выделят 100 млрд руб.
Министерство финансов РФ подготовило проект постановления правительства о правилах реструктуризации бюджетных кредитов регионами. Реструктуризация, согласно тексту правил, будет проводиться путем предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту на период с 2018-2024 г. включительно (в 2018-2019 гг. – в размере 5% от суммы задолженности ежегодно, в 2020 г. – в размере 10% от суммы задолженности, в 2021-2024 гг. – равными долями по 20% от суммы задолженности ежегодно) с возможностью её досрочного погашения.
Правила финансового ведомства также устанавливают темпы сокращения задолженности субъектов в рамках программы реструктуризации. Те регионы, чей госдолг на начало года превысил 140% дохода, к 2019 г. должны будут снизить его до 120%, а к 2020 г. – до 100% и затем сокращать этот показатель на 2% ежегодно.
«Новый профицитный бюджет Астраханской области вписывается в эти требования, – пояснил Алексей Калачев, – а теоретически снижение профицита само по себе не должно вызвать санкций со стороны финансового ведомства. Программа Минфина предусматривает наказание за просрочку регионом-должником выплаты или погашения реструктурированного кредита. В этом случае непогашенная реструктурированная задолженность по основному долгу и процентам по кредиту, а также начисленные проценты за рассрочку подлежат досрочному единовременному погашению должником (за исключением случаев, когда невыполнение обязательств допущено вследствие обстоятельств непреодолимой силы или смены высшего должностного лица субъекта РФ). Это стандартные кредитные требования. Тем не менее, вряд ли Минфин реально готов будет пойти на обострение в случае дефолта региона. Скорее будет новый поиск компромиссного решения – новая реструктуризация и (или) выделение новых дотаций на сбалансированность бюджетов», – заключил эксперт.
В ожидании светлого будущего
В основе бюджета, как и положено, прогноз социально-экономического развития региона. По данным областного Минэка прирост ВРП Астраханской области уже в этом году составит около 10 %.В среднем на три ближайших года прогнозируется и вовсе рост около 112, 5%. Данные эти не беспочвенны. Так в 2017 году сальдируемый финансовый результат компаний, работающих в регионе, ожидается на уровне 33,6 млрд. рублей прибыли. В целом за последние три года ежегодного сокращается доля убыточных предприятий в общем количестве организаций (с 22,5% в 2014 году до 21,8% в 2016 году). В 2020 году по оценке может снизиться до 20%, а сальдированный результат вырастет о 60 млрд рублей.
Базовым вариантом сценария прибыль прибыльных организаций к 2020 гг. прогнозируется на уровне +47 % к уровню 2017 года. Основной вклад в прирост внесут предприятия добывающей отрасли. Конкретно для предприятий по добыче нефти и газа расчетно темп роста прибыли в 2020 году к уровню текущего составит свыше 172 %. Причем эти расчеты не умозрительны, а прописаны в производственных планах и инвестпроектах крупных компаний.
Добавим, что первое чтению бюджета состоится 21 ноября. На этом же заседании астраханской облдумы будет рассмотрена и кандидатура нового министра экономического развития.
Ярослав Малых, fedpress.ru