Астраханская область в конце рейтинга качества дорог: 73-е место и только 40,6% нормативных дорог

Свежий рейтинг качества автомобильных дорог от экспертов РИА Новости по итогам 2024 года подтвердил худшие опасения астраханских водителей: регион занял 73-е место из 85 субъектов РФ. Лишь 40,6% дорог местного и регионального значения здесь соответствуют нормативным требованиям, оставляя область в хвосте общероссийских показателей и делая её худшей на юге России.

Контраст между лидерами и аутсайдерами

Аналитики оценивали долю дорог межмуниципального, регионального и местного значения, соответствующих нормативам по состоянию покрытия. Общероссийская картина остается тревожной: 45,2% таких дорог не отвечают стандартам, хотя за год ситуация улучшилась на 0,7%.

Топ-5 регионов:

  •   Москва (100%)

  •     Ханты-Мансийский АО (89,4%)

  •     Челябинская область (87,1%)

  •     Ингушетия (85,6%)

  •     Краснодарский край (82,3%).

 

Антилидеры:

  • Архангельская область (16,9%)

  •     Кировская область (27,9%)

  •     Волгоградская область (28,9%)

  •     Амурская область (33,9%)

  •     Астраханская область (40,6%).

 

Почему Астраханская область — аутсайдер юга?

Исторически низкие позиции. За последние 5 лет регион стабильно занимал 70–73-е места, лишь в 2024 году преодолев 40-процентный рубеж соответствия. Для сравнения: большинство южных субъектов сделали это ещё в 2023 году.

Плотность дорожной сети катастрофически низка. По показателю километража дорог с твёрдым покрытием на 1000 км² область на 71-м месте (85 км). Это в 6 раз меньше, чем в Адыгее (576 км), и почти в 5 раз меньше, чем в Крыму (517 км).

Структура дорожного фонда. Из 7039 км дорог общего пользования только 581 км (8%) — федерального значения. Основная нагрузка ложится на региональные (2199 км) и местные (4258 км) трассы, где уровень нормативности не превышает 50% и 30% соответственно.

Финансирование и масштаб проблемы

Власти признают критическую ситуацию. Благодаря усилиям губернатора Игоря Бабушкина в 2024 году из федерального центра выделено 10 млрд рублей, а в 2025-м запланировано 7 млрд рублей на ремонт дорог. Эти средства позволили:

- Отремонтировать сотни километров покрытия;

- Начать реконструкцию участка трассы «Волгоград – Астрахань» (село Новоурусовка – АГПЗ).

Однако, как отмечают эксперты, этих вложений недостаточно. Для полного исправления инфраструктуры требуются средства «на порядок выше».

Единственное «утешение» — соседи по ЮФО

Положение Астрахани выглядело бы ещё драматичнее, если бы не Волгоградская область (28,9%), занявшая 83-е место. Стремительный коллапс её дорожного хозяйства в последние годы отодвинул Астраханский край от статуса абсолютного лузера юга.

Надежда на федеральные программы

Эксперты связывают улучшение дорожной ситуации с реализацией нацпроекта «Безопасные качественные дороги», который действует до 2030 года. К 2024 году его цель — довести долю нормативных трасс регионального значения до 54% по России. Для Астраханской области это означает необходимость удвоить темпы работ. Пока же, как иронизируют местные жители, проблема здесь решается «со скоростью асфальтового катка».

Для выхода из кризиса требуются не только деньги, но и эффективный контроль за их использованием, иначе регион рискует навсегда остаться «ландшафтным автоквестом» для отчаянных водителей.