На прошедшем в Москве заседании рабочей группы по подготовке Президиума Госсовета по программе «Великий Волжский путь» Астраханская область озвучила свои предложения в план мероприятий. Их подробностями поделились в Министерстве промышленности и природных ресурсов региона.
Предлагается создать единого оператора МТК «Север-Юг» с государственным участием и единой тарифной ставкой на транспортировку товаров по всему маршруту. Пользуясь его услугами, регионы, расположенные на Волге, смогут продвигать свою продукцию на рынки стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Таким оператором может стать управляющая компания ОЭЗ «Лотос».
Предлагается ввести понижающие коэффициенты на тарифы по доставке грузов. Для привлечения грузопотоков на МТК «Север-Юг» и создания благоприятных условий для работы флота предлагается субсидировать ставки фрахта на Каспии на 300 долларов за один двадцатифутовый и 500 за сорокафутовый контейнер для перевозчиков, перевозящих за год от 3000 контейнеров и выше по транскаспийскому маршруту.
Для эффективного развития портовой зоны и в целом международного транспортного коридора «Север-Юг» необходимо развитие транзитной и подходной инфраструктуры.
Уже строится северный обход Астрахани, который поможет повысить эффективность международного транспортного коридора «Север – Юг», увеличив пропускную способность маршрута до границы с Казахстаном и портов Астраханской области, разгрузит областной центр от транзитного транспорта.
Инициировано приведение в нормативное состояние автомобильных дорог Волгоград – Астрахань и Астрахань – Красный Яр – граница Республики Казахстан. Последняя обеспечит дорожное сообщение с международным пунктом пропуска «Караозек». Планируется проектирование и строительство нового пункта пропуска с завершением всех работ в 2024 году с увеличением пропускной способности со 120 автомобилей в сутки до 400.
Оздоровление Волги – одно из самых важных направлений работы для всех волжских регионов. И здесь два основных предложения: восстановление дельты реки Волга и подъем затонувших судов для расчистки судоходных путей.
В настоящее время действуют различные государственные программы, федеральные проекты, направленные на развитие отдельных отраслей. При этом каждый из субъектов Российской Федерации, расположенных на реке Волга, отстаивает исключительно собственные интересы. Зачастую эта конкуренция между субъектами Российской Федерации приводит к негативным последствиям. Как яркий пример - ситуация с регулированием стока водохранилищ на Волге. Каждый регион требует учесть его интересы, увеличить или ограничить подачу воды, что не всегда приводит к рациональным решениям. Нарушение гидрологического режима в зоне западно-подстепных ильменей привело к недостаточному обводнению части территории, нарушению водообеспеченности и дефициту качественной питьевой воды для населения. В связи с этим остро стоит вопрос с текущей экологической ситуацией дельты Волги. Эта ситуация негативно отражается на жизнедеятельности населения и экономике Астраханской области в целом. В целях решения экологической ситуации предлагается включить в проект программы «Великий Волжский путь» блок «Комплексное оздоровление дельты Волги». Сюда должны войти мероприятия по зонированию территории, проведению дноуглубления рек, расчистке водных трактов и каналов от бытовых и промышленных отходов, обводнению зоны западно-подстепных ильменей. Это позволит увеличить пропускную способность водных путей, увеличить площадь орошаемых земель и, как следствие, объем производства сельскохозяйственной продукции и воспроизводства водных биоресурсов.
Подъем затонувших судов также напрямую содействует оздоровлению Волги. В водных объектах на территории Астраханской области учтено порядка более 150 остатков затонувших судов, которые располагаются вне границ внутренних водных путей, не препятствуют нормальному судовому ходу. Механические остатки таких судов наносят вред экологическому состоянию водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственного водоснабжения населенных пунктов, расположенных на территории субъекта. В рамках программы «Великий Волжский путь» необходимо разработать программу, предусматривающую мероприятия по подъему затонувших судов с выделением соответствующего финансирования из федерального бюджета.
Отдельными направлениями, требующими развития, должны стать круизный туризм на Каспии и обустройство туристической инфраструктуры, а также создание программы обновления дноуглубительного флота Российской Федерации.