Астраханская премьера спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» наделала много шума

Ожидалось, что первая премьера 215-го сезона Астраханского драматического театра станет ярким событием в культурной жизни региона уходящего года. Так и случилось, несмотря на то, что второй премьерный показ спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» был омрачён сорвавшим его инцидентом.

В субботу, 16 ноября, когда зрители уже начали занимать места в зале, внезапно началась срочная эвакуация из театра всех, кто в нём находился. Экстренную ситуацию спровоцировало анонимное сообщение о минировании здания. На место происшествия приехали медики, Росгвардия, полицейские кинологи. К счастью, угроза оказалась ложной, но премьеру пришлось перенести на 24 ноября.

Тем не менее, она состоялась.

IMG_5948.JPG

Первый премьерный показ спектакля по культовому произведению Николая Лескова столичным режиссёром Константином Денискиным вызвал у публики большой интерес и резонанс. На сцене развернулось действо, достоверно передающее накал страстей, описанных классиком отечественной литературы 160 лет назад.

IMG_6106.JPG

История роковой страсти, перевернувшая размеренную, сытую и скучную жизнь молодой купчихи Катерины Львовны Измайловой к красавцу-приказчику Сергею, повлёкшая за собой серию жестоких убийств, продолжает волновать и будоражить умы читателей и зрителей, вовлечённых в неё.

IMG_6055.JPG

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», обозначенную автором как очерк, не раз адаптировали на сцене и в кино. В 1932 году великий композитор Дмитрий Шостакович пишет одноимённую оперу, позднее названную «Катерина Измайлова». В сценической версии Константина Денискина персонажи Лескова предстают в чётко прописанной им формулировке, невзирая на то, что авторский текст в спектакле отсутствует, а звучит только прямая речь героев.

IMG_5871.JPG

Повествование автора во многом выражается через пластический рисунок спектакля, придуманный хореографом Екатериной Стегний. По движениям актёрам читается посыл Лескова, описание эмоций героев и раскрывается их внутренняя жизнь.

IMG_5958.JPG

Константин Денискин с максимальной деликатностью сохранил отражённые в повести особенности речи жителей Орловской губернии XIX века. Лаконичная и функциональная сценография спектакля, грамотная стилизация исторических костюмов персонажей, созданных художником-постановщиком Анастасией Плохих, предельно точно передаёт атмосферу быта и моды времени, в котором разворачивается действо повести.

IMG_6040.JPG

В монотонный ритм начала спектакля, подчёркивающий закостеневшую обыденность жизни зажиточной семьи, вплетён метафорический образ главной героини, чьё существование в золотой клетке видится ей невыносимым наказанием.

IMG_5848.JPG

IMG_5918.JPG

Предметом страсти и способом выхода из западни судьбы становится уездный ловелас Сергей, которому не приходится долго стараться сделать жену своего работодателя послушной марионеткой в своих руках. Аллюзии шекспировской трагедии, переложенные Лесковым на отечественные реалии, не уступают ужасным событиям британского «Макбета».

IMG_6019.JPG

Актёрский дуэт Нелли Подкопаевой и Николая Смирнова вне всяких похвал – им удалось продемонстрировать, к каким страшным последствиям может привести интрижка от скуки. С одинаковой страстью они любят и убивают, а потом он с лёгкостью предаёт, а она самоубийственно мстит.

IMG_6077.JPG

Со звериной жестокостью одержимые любовники убирают со своего пути – сначала свёкра Тимофея Борисовича, образ которого великолепно и неожиданно раскрыл заслуженный артист РФ Валерий Штепин.

IMG_5908.JPG

С документальной точностью в спектакле показано убийство мужа Катерины Зиновия Борисовича, роль которого филигранно исполнил Пётр Соломонов.

IMG_5952.JPG

Натуралистичность сцены злодеяния показывает все ужасы совершения смертного греха, не оставляя ни малейшего пространства оправдания их поступку.

IMG_6007.JPG

Третья жертва вошедших во вкус убийц – племянник Зиновия Борисовича, его наследник, избавиться от которого Сергей надоумил беременную от него Катерину. Если первые два преступления имели оттенок спонтанности, то в случае убийства мальчика кровавые любовники идут планомерно, уверенные в своей полнейшей безнаказанности.

IMG_6061.JPG

Роль несчастного Феди стала первой большой работой на астраханской сцене юного Ярослава Комаристого. В роли его набожной бабушки тонко выступила Александра Костина.

IMG_6068.JPG

Перейдя все пределы человечности, связанных кровью своих жертв несостоявшихся супругов, настигает расплата. В ходе следствия, где сначала Сергей, а потом и Катерина признаются в содеянных злодеяниях, преступников ждёт изнурительный этап на каторгу в Сибирь, до которой главной героине будет не доведено добраться. Былые страсти, кипящие в достатке и комфорте, в жестоких реалиях уже не тешат обречённых на вечные муки любовников. Измена и обман Сергея толкает живущую в пустых иллюзиях о слепом счастье Катерину в холодные волжские воды, под которые она уходит не одна, а с новой пассией своего любовника – Сонеткой в ярком исполнении Елизаветы Смирновой.

IMG_6135.JPG

В спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» участвуют только 12 актёров, но образов гораздо больше. Так роль арестантки Фионы и мятежный дух Катерины из первого действия исполняет Екатерина Сиротина. Создаётся ощущение в финале происходит метафорическая встреча двух сущностей главной героини – её светлое естество и мрачная сторона, толкнувшая её на преступный путь.

IMG_6104.JPG

Персонажи игривой кухарки Аксиньи и мимикрирующей арестантки в окне, искромётно исполненные актрисой Ариной Меньшиковой (другой состав – Александра Галанова), олицетворяют собой витальность простого человека.

IMG_5930.JPG

IMG_6081.JPG

Актёры Валерий Комаристый, Данияр Курбангалеев и Давуд Самадов органично раскрыли образы уездных мужиков и конвоиров.

IMG_6025.JPG

Драмтеатр, работающий пока без художественного руководителя, можно поздравить со столь удачным расширением репертуара. Сохраняя классические традиции русского психологического театра, АДТ удаётся не застывать в уютном прошлом, а следовать современным театральным тенденциям, искать новые формы самовыражения, привлекать талантливых постановщиков и раскрывать высокий актёрский потенциал труппы.

IMG_6150.JPG

Ближайшие показы резонансного спектакля, помимо 24 ноября, состоятся 30 ноября и 13 декабря. Познакомиться с астраханской версией «Леди Макбет Мценского уезда» стоит обязательно.

Текст и фото Екатерины Некрасовой