Ожидалось, что первая премьера 215-го сезона Астраханского драматического театра станет ярким событием в культурной жизни региона уходящего года. Так и случилось, несмотря на то, что второй премьерный показ спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» был омрачён сорвавшим его инцидентом.
В субботу, 16 ноября, когда зрители уже начали занимать места в зале, внезапно началась срочная эвакуация из театра всех, кто в нём находился. Экстренную ситуацию спровоцировало анонимное сообщение о минировании здания. На место происшествия приехали медики, Росгвардия, полицейские кинологи. К счастью, угроза оказалась ложной, но премьеру пришлось перенести на 24 ноября.
Тем не менее, она состоялась.
Первый премьерный показ спектакля по культовому произведению Николая Лескова столичным режиссёром Константином Денискиным вызвал у публики большой интерес и резонанс. На сцене развернулось действо, достоверно передающее накал страстей, описанных классиком отечественной литературы 160 лет назад.
История роковой страсти, перевернувшая размеренную, сытую и скучную жизнь молодой купчихи Катерины Львовны Измайловой к красавцу-приказчику Сергею, повлёкшая за собой серию жестоких убийств, продолжает волновать и будоражить умы читателей и зрителей, вовлечённых в неё.
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», обозначенную автором как очерк, не раз адаптировали на сцене и в кино. В 1932 году великий композитор Дмитрий Шостакович пишет одноимённую оперу, позднее названную «Катерина Измайлова». В сценической версии Константина Денискина персонажи Лескова предстают в чётко прописанной им формулировке, невзирая на то, что авторский текст в спектакле отсутствует, а звучит только прямая речь героев.
Повествование автора во многом выражается через пластический рисунок спектакля, придуманный хореографом Екатериной Стегний. По движениям актёрам читается посыл Лескова, описание эмоций героев и раскрывается их внутренняя жизнь.
Константин Денискин с максимальной деликатностью сохранил отражённые в повести особенности речи жителей Орловской губернии XIX века. Лаконичная и функциональная сценография спектакля, грамотная стилизация исторических костюмов персонажей, созданных художником-постановщиком Анастасией Плохих, предельно точно передаёт атмосферу быта и моды времени, в котором разворачивается действо повести.
В монотонный ритм начала спектакля, подчёркивающий закостеневшую обыденность жизни зажиточной семьи, вплетён метафорический образ главной героини, чьё существование в золотой клетке видится ей невыносимым наказанием.
Предметом страсти и способом выхода из западни судьбы становится уездный ловелас Сергей, которому не приходится долго стараться сделать жену своего работодателя послушной марионеткой в своих руках. Аллюзии шекспировской трагедии, переложенные Лесковым на отечественные реалии, не уступают ужасным событиям британского «Макбета».
Актёрский дуэт Нелли Подкопаевой и Николая Смирнова вне всяких похвал – им удалось продемонстрировать, к каким страшным последствиям может привести интрижка от скуки. С одинаковой страстью они любят и убивают, а потом он с лёгкостью предаёт, а она самоубийственно мстит.
Со звериной жестокостью одержимые любовники убирают со своего пути – сначала свёкра Тимофея Борисовича, образ которого великолепно и неожиданно раскрыл заслуженный артист РФ Валерий Штепин.
С документальной точностью в спектакле показано убийство мужа Катерины Зиновия Борисовича, роль которого филигранно исполнил Пётр Соломонов.
Натуралистичность сцены злодеяния показывает все ужасы совершения смертного греха, не оставляя ни малейшего пространства оправдания их поступку.
Третья жертва вошедших во вкус убийц – племянник Зиновия Борисовича, его наследник, избавиться от которого Сергей надоумил беременную от него Катерину. Если первые два преступления имели оттенок спонтанности, то в случае убийства мальчика кровавые любовники идут планомерно, уверенные в своей полнейшей безнаказанности.
Роль несчастного Феди стала первой большой работой на астраханской сцене юного Ярослава Комаристого. В роли его набожной бабушки тонко выступила Александра Костина.
Перейдя все пределы человечности, связанных кровью своих жертв несостоявшихся супругов, настигает расплата. В ходе следствия, где сначала Сергей, а потом и Катерина признаются в содеянных злодеяниях, преступников ждёт изнурительный этап на каторгу в Сибирь, до которой главной героине будет не доведено добраться. Былые страсти, кипящие в достатке и комфорте, в жестоких реалиях уже не тешат обречённых на вечные муки любовников. Измена и обман Сергея толкает живущую в пустых иллюзиях о слепом счастье Катерину в холодные волжские воды, под которые она уходит не одна, а с новой пассией своего любовника – Сонеткой в ярком исполнении Елизаветы Смирновой.
В спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» участвуют только 12 актёров, но образов гораздо больше. Так роль арестантки Фионы и мятежный дух Катерины из первого действия исполняет Екатерина Сиротина. Создаётся ощущение в финале происходит метафорическая встреча двух сущностей главной героини – её светлое естество и мрачная сторона, толкнувшая её на преступный путь.
Персонажи игривой кухарки Аксиньи и мимикрирующей арестантки в окне, искромётно исполненные актрисой Ариной Меньшиковой (другой состав – Александра Галанова), олицетворяют собой витальность простого человека.
Актёры Валерий Комаристый, Данияр Курбангалеев и Давуд Самадов органично раскрыли образы уездных мужиков и конвоиров.
Драмтеатр, работающий пока без художественного руководителя, можно поздравить со столь удачным расширением репертуара. Сохраняя классические традиции русского психологического театра, АДТ удаётся не застывать в уютном прошлом, а следовать современным театральным тенденциям, искать новые формы самовыражения, привлекать талантливых постановщиков и раскрывать высокий актёрский потенциал труппы.
Ближайшие показы резонансного спектакля, помимо 24 ноября, состоятся 30 ноября и 13 декабря. Познакомиться с астраханской версией «Леди Макбет Мценского уезда» стоит обязательно.
Текст и фото Екатерины Некрасовой