Задумав раскрыть эту нехитрую тему, я представить не мог, какой разнообразный и широкий мир раскроется передо мной и вольётся в меня, а я окунусь в него.

Всё началось незадолго до закрытия вино-водочных отделов, тех самых оазисов, к которым приходят табунами, парами, в одиночку, чтобы некоторое время спустя найти сначала второго, а потом уж и сакрального третьего.

Случай в магазине

Не успев дойти до кассы одного из магазинов на улице Татищева, услышал встревоженный голос продавщицы, обращённый к коллеге. Пройдя в торговый зал, пропустив троих спешащих на выход мальчишек, обратил внимание на их несколько суматошный вид. Диалог продавщиц в этот момент свёлся к душещипательному «Таня, вызывай!». И классическая «Таня» с володарских куреней уже было прицелилась нарощенным и накрашенным в репродукцию готической картины ногтем в заветный «0». Затем она бы нажала «2», но тут вмешался я и, выяснив причину негодования, немедля вышел из магазина.

Подростки ещё совсем детского возраста (скажем так, начинающие подростки) в количестве трёх бойцов и «головы», всё это время стоявшей «на шухере», понуро находились шагах в двадцати от входа. Они поняли, что их заметили, увидели момент кражи, и теперь им ничего не оставалось, как ждать, что же будет дальше. А дальше подошёл я, протянул руку и предложил вернуть то, что они взяли без денег. Когда они будут самодостаточны, то будут брать себе всё честно, меняя на деньги. Монолог из моих уст прервался довольно быстро – один из них протянул банку алкогольного энергетика. Пообещав благополучный исход и посоветовав ловить экстрим в других источниках, нежели грабёж и алкоэнергетики, вернулся в магазин.

Отдал банку, успокоил продавщиц. Решив поразмыслить над этим, взял бутылочку пива. На часах – вторая минута одиннадцатого вечера. Пиво мне отпустили ввиду форс-мажора.

Как торгуют алкоголем ночью

Таким незатейливым способом предотвратив тяжкое преступление, я стал соучастником правонарушения вместе с продавщицами. Нет, они не торгуют алкоголем кроме положенных часов! Но что, если в эти самые две минуты одиннадцатого в магазин зашли сотрудники полиции купить, понимаете ли, пирожков и кефира да пачку сигарет – до утра далеко, конец смены как дембель. А здесь такая удача! И поди ж им объясни причину двухминутного нашего опоздания…

На вокзале тётушки к скромной ставке в шесть тысяч рублей добавляли процент с продаж. Особенно усердствовали с алкоголем. Им очень легко и быстро можно набить кассу, хоть на ленинскую премию среди продавцов выходи, коли «входишь в положение» и «всё понимаешь». Ну и звёзды сошлись. Открывают «звёзды» двери, а там тётушки со смешками и румянцем «входят в положение» мужчины, пакет которого наполняется бутылками с водкой. Злые языки утверждают: цена вопроса – 50 тыс. рублей. Хорошая прибавка к зарплате «звёздочек», и никаких проблем. Разве что до сих пор отрабатывают тётушки свою доброту к страждущим по алкоголю.

Мужик в итоге ушёл без водки. Понятно, что это уже другая история, однако я не сомневаюсь: домой он пустой не вернулся однозначно. Подумаешь, взяли тут продавщиц! Ну, так вон через дом тоже ранним утром спешат часы, и там всегда начало одиннадцатого утра. И мужика можно понять: похмельное утро в Астрахани, солнце светит прямо в глаз, во рту сибирские пожарища, в голове – цель. К тому же он явно знал: сюда уже «звёздочки» не придут, они уже у себя отмечают удачное начало дня! А продавщицы? И они с горя наверняка пригубили. В итоге, в этой истории напились все. Мне пришлось просто провести целый час у вокзала, напаивая и напиваясь, сквозь синюю завесу стараясь не забыть главных деталей. Самая интересная деталь и последняя перед тем, как я впал в забвение и ушёл на автопилоте.

Продавщица другого магазина стоит и заливает кипятком сосиски. Она достала их мясистой босой рукой, целую охапку, положила в миску и залила кипятком с видом хорошо налаженного станка, словно всю жизнь это делала.

– Теперь сосиски как новые. Я всегда так делаю, чтобы был отличный вид. – последнее, что я слышал и видел.

Каково ночью в Астрахани?

Пьянствовать ночью в Астрахани особенно интересно и увлекательно. Во-первых, слабаки тут незаметны. Здесь только узкая специализация и социальная функция – продавать только своим. Своим в доску, чтобы ни капли в чужой рот. Своим – пожалуйста.

- Дайте литровую ба…

- Нет, что вы, молодой человек, всё, время вышло, ха!

Если продавщицы начинают чуть ли не издеваться, мол, какого тебя бухла, иди-ка, родной, проспись, то для меня это значит только одно – всё будет хорошо. Я куплю ночью пива и тут же выпью. Холодненького-то чего не выпить. Продавщица получит свои пять копеек с продаж, хозяин магазина получит свой рубль, а государство с бутылки одними акцизами имеет чистых пятнадцать рублей. Ещё могут засветить «звёздочки» и получить свой штраф на месте. Всем выгодно в итоге бухать ночью. Чем больше бухла ночью, тем больше денег. Можно ловить торговцев алкоголем ночью, а можно просто не замечать – деньги в любом случае будут.

Ночью в Астрахани хорошо. И одна хорошая торговая сеть торгует со всех своих магазинов. Чеки, правда, не дают, но зато пробивают у себя в аппарате, то есть не переживают о внезапной проверке. Да хотя какая там проверка. Ну, придёт проверяющий, а завтра ему жена изменит и где он водку в три ночи возьмёт, а пивком в шесть утра где похмелиться? То-то же.

Скованные одной цепью

Алкоголь определённо объединяет людей. Удачная штука: даёт эйфорию, приносит прибыль, даёт похмелье, вызывает привыкание и приносит ещё больше прибыли. В Астрахани все звенья алкогольной цепи смазаны и доведены до совершенства. Первого и второго сентября несколько дивизий фанатов бухнуть показали всему городу, что закрытые пакетами, ломящиеся от бутылок полки вино-водочных отделов не являются преградой для праздника.

Фестивалей у нас мало, поэтому фестивалить приходится под шум волны с другими профессиональными отмечальщиками.

Выпускной, первые и последние звонки – все поддержат в меру сил.

1 сентября у меня было ощущение, что у нас во дворе выпивает какой-нибудь 27-ой «В». Я пил и смотрел в окно. Второго числа ввели сухой закон. К полудню сухость во рту стала чуть более чем абсолютной. Пришлось искать выпускниц. Нашлись! В другом районе, другого года выпуска! Но… узнали! Отпустили алкоголь. С утра я слушал жалобы местной нашей продавщицы. Всю ночь ходили к ней. Я сочувственно покивал и кинул ещё одну сотку, растворившуюся в набухшей от денег нашего брата.

Чёрный пакет оттягивал килограмм пива: в Астрахани алкоголь по ночам продают в пакетах. Цена пакета порой достигает четвертака. «Хорошо», что при этом пакет имеет вид самый пафосный. Выходит, что на выходе из магазина, ты не только оказываешься соучастником административного правонарушения, но и отдаёшь в казну 15 рублей с бутылки пива + 25 за пакет + навар владельца лавки + процент продавщице. Все счастливы, чего уж тут. Для самых ленивых есть совсем уж откровенные магазины, где закон перестаёт действовать вовсе. Словно дали величайшее добро на торговлю ночью. Почему? Да кто ж его знает. Как в аптеке: всё отпускается только по рецепту. Только алкогольные аптеки у нас ближе к народу – рецепт выдаётся тут же, на месте по принципу: если человек состоятельный, то и вменяемый априори, а стало быть, и вполне можно такому доверить несколько молекул С2Н5ОН.

На следующий день продавцы, подсчитывая выручку, фоном будут слушать криминальную хронику: мужчина в состоянии алкогольного опьянения не пропустил на пешеходном переходе женщину с коляской… «Сволочь!» - отметят единодушно про себя продавцы, но вслух не произнесут ни слова – деньги любят тишину. И счёт.

Алкоморе

Астраханское море алкоголя бескрайне. Я бороздил его на атомном ледоколе с батискафом и вертолётом, шлюпками и с помощью отличной команды местных фанатов Бахуса. Только пьяный астраханец или астраханец с похмелья, трезвоня в домофон в три ночи, при этом ошибаясь квартирой, обнаруживает неприметную наклеечку: джип с полным кузовом пивных бутылок без этикеток. Супер простой номер и надпись «ЗАБЕЙ В МОБИЛЬНЫЙ!» специально для нашего брата. Ради статьи звонил. Днём и ночью. Привозили пивас. Холодненький. В три цены. Работают люди, что ж поделаешь.

Вы помните чикагскую мафию? Поднялась на сухом законе, узурпировав чёрный рынок алкоголя. Контрабандой из страны Советов везли водку. Большевики охотно снабжали братьев по оружию в борьбе с ненавистными капиталистами, пополняя кассу внутренних врагов США и спаивая тамошних граждан. Я размышлял об этом на кассе, в очередной раз получая чёрный пакетик с холодной начинкой.

А какие нынче астраханские самогонные точки! Казалось бы, ушли в прошлое, а тут такая удача. И пошло, поехало. Конкуренция на рынке велика, к тому же век 21-ый диктует новые тенденции. В общем, самогон стал просто отменным. Левый спирт? Подорожал, сволочь. Ставшие классикой «фурики» из аптек по-прежнему в тренде. Да, если кто не знал, то в круглосуточных аптеках спиртосодержащих жидкостей вагон с тележкой. Опять же всё для нас: доставка за смешные деньги. Не напиться в Астрахани, имея желание, физически невозможно. Только свистни.

Что делать

К чему всё это я? Пора прекращать торговлю спиртосодержащими энергетиками, при этом разрешив торговлю прочими спиртными напитками с 8 до 23 часов, как в других городах. Взять такой городок Европы, как Москва – с 8 до 23 пей – не хочу. У нас же на два часа меньше. Эти два часа ты заходишь в магазин с видом нашкодившего кота. Какого чёрта? В Москве в 8.15 я уже на рогах, а без пяти одиннадцать вечера затариваюсь на ночь! Не каждый день, но вот захотелось если? Почему в Астрахани я могу быть гражданином-алкоголиком на два часа меньше? Пары Аксарайска? А, видимо, повышенный уровень криминала уличного. Так вот, сейчас людей, вовлечённых в серую и чёрную торговлю спиртным столько, что потом все удивляются: десятки тысяч людей в области официально не работают и на учёте безработными не состоят. Им и некогда в службу занятости идти – лучше поспать, чтобы ночью поторговать.

Да, я могу назвать адреса магазинов, продающих алкоголь ночью, но я не враг народа и тем более не Павлик Морозов, а обычный астраханец, такой же как и все. Работают, либо отстёгивая понятно куда, либо аффилированные с людьми - понятно откуда – торговые сети. Кто-то работает на свой страх и риск. Всего лишь два часа добавленного времени выведут из криминала значительное число астраханцев. Почему я это говорю? Пик продаж бухла в Астрахани: с 22.00 до 0 часов, а утром – с семи до девяти утра. К официальному открытию продаж все уже опохмелились!

Чулпан Хаматов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 36 (545), 20.09.2013 г.