Обмен пленными между Россией и Украиной произошёл в понедельник вечером. Всего на Родину вернулись 110 граждан Российской Федерации, среди которых 72 моряка с гражданских судов. Из них 10 – астраханцы. Все они с февраля удерживались киевским режимом в порту Измаил. Долгожданная встреча с родными и близкими состоялась вчера в астраханском аэропорту.
Ранее освобождённые моряки были доставлены в Москву самолётами военно-транспортной авиации ВКС России. Там им оказали необходимую медицинскую и психологическую помощь. Те, кто не нуждается в реабилитации, сразу взяли билеты домой.
В их числе – освобождённый второй механик судна OMSKIY-6 Владислав Федюкович. Накануне вечером моряк увидел своего младшего сына впервые. Маленький Василий родился 30 апреля.
«О том, что нас освобождают, мы узнали за полтора часа до обмена. Не было времени испытывать какие-то эмоции: быстро собрались и поехали. Своего младшенького до сегодняшнего дня я видел только по видеосвязи. Встретиться с ним – непередаваемо», – сообщил он.
Гражданский моряк не видел семью с сентября 2021 года. Тогда он отправился в рейс на пять месяцев в Иран, оттуда – на Чёрное море. Когда судно сломалось, пришлось встать на ремонт в городе Исмаил Одесской области. В феврале, когда началась специальная военная операция, на борт пришли представители ВСУ, захватили корабль и определили моряков в заложники.
«Мы гражданские, претензий к нам не предъявляли, обращались хорошо. Постоянно была связь с родственниками, кормили нормально, продукты и лекарства привозили все, на которые оставляли заявки», – отметил Владислав Федюкович.
Поскольку выходить на сушу было запрещено, в течение восьми месяцев пленные моряки занимались спортом, гуляли по палубе. Общаться разрешалось только между собой и со своими семьями.
«Я всегда знала, что рядом с сыном кто-то находится, контролирует, поэтому не говорила и не спрашивала ничего лишнего. Обсуждать удавалось только бытовые вопросы», – вспоминает Екатерина Григорьевна, мама освобождённого моряка Максима Бусыгина.
Родственники других освобождённых также отмечают, что вести телефонные разговоры нормально не удавалось. Чувствовалось, что моряки подавлены психологически. По словам родных, ситуацию усугубляло и то, что на борту принципиально не включали российские новости, а также постоянно внушали, что помощи от соотечественников не стоит ждать.
«Я читала молитвы об освобождении своего сына. Ждать всегда тяжело. Главное – верить, не отчаиваться и стучаться везде. Спасибо всем, кто принимал участие в переговорах», – сообщила Екатерина Бусыгина.
Теперь оказывать семьям социальную, психологическую и юридическую помощь будет министерство соцразвития и труда Астраханской области.