Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

АСТРАХАНСКИЕ ИУДЕИ. История евреев в Астрахани

05.01.2012 17:47

 

Возможно, первые евреи появились в Астрахани (тогда, впрочем, она называлась Хаджи-Тархан) еще в 13 или 14 веках, когда город находился под властью Золотой Орды, а затем и местных ханов. Однако, точные сведения о наличии здесь еврейской общины имеются лишь с середины позапрошлого века, когда в Астрахани стали селиться отставные «николаевские солдаты» - евреи-кантонисты, отслужившие в армии 25 лет при Николае I, но не утратившие связи с иудаизмом и даже организовавшие тайный молитвенный дом.

Они-то и стали первыми членами первой известной нам астраханской еврейской общины, официально зарегистрированной в 1866. Тогда же была построена и ныне действующая астраханская синагога. Она была рассчитана на 200 человек. В синагоге хранились 44 свитка Торы, в том числе и подаренный библиотекой армянской семинарии уникальный свиток, который ряд специалистов относит к хазарским временам.

Эти реликвии пережили войну, все годы советской власти, но были похищены в девяностые годы. Вскоре к первой астраханской общине прибавились еще три. Тогда же было заложено и еврейское кладбище, существующее по сей день. Костяк тогдашней общины составляли ашкенази. Одновременно с этим, в Астрахани появились и сефарды, пришедшие с юга России и из Закавказья. Это были купцы и рыбопромышленники. Из-за возникших разногласий они в 1875-м построили свою синагогу, но не утратили связи с хоральной. Вскоре ашкенази и сефарды столкнулись с еще одной, крайне необычной для них группой иудеев - герами, обращенными в иудаизм русскими крестьянами. Астраханская губерния стала одним из центров движения геров, в городских синагогах появились типично русские лица. Кстати, геры, до сих пор живущие в окрестностях Астрахани, когда бывают в городе, стараются зайти в синагогу. В хоральной синагоге проводился свадебный обряд под хупой, регистрировались новорожденные. За образцовое ведение актов гражданского состояния раввин Б. Шухер был представлен правительством к медали «За усердие». По торжественным случаям в синагоге зажигались серебряные семисвечники - меноры; при здании находился и бассейн для омовения - миква. Во дворе собиралась еврейская молодежь. При хоральной синагоге было также похоронное братство. Особенно много покойников было в период холеры 1891 года, о чем напоминает братская могила на городском еврейском кладбище.

В 1919 году во время боев под Астраханью председатель похоронного братства Бурди вывез тела погибших в бою студентов университета из-под села Ганюшкино. Для этого ему пришлось пересечь линию фронта. При синагоге функционировал Благотворительный Фонд. В годы Первой мировой войны был создан Фонд помощи беженцам. Были организованы начальное училище, а затем и образцовое мужское училище. В советский период община переживала нелегкие времена. Три из четырех синагог были закрыты во время антирелигиозных кампаний 20-30-х годов. В хоральной синагоге разместился еврейский клуб имени М. И. Калинина, просуществовавший до июня 1941-го. Здесь же размещался еврейский театр, в котором выступали и приезжие исполнители. Имеются данные, что в конце 30-х годов здесь выступал Соломон Михоэлс. Дожившую до наших дней синагогу в 1938-м тоже пытались ликвидировать. Но евреям удалось убедить власти, что молодежь службы почти не посещает, а община мол исчезнет сама собой, когда старики «домолятся» и умрут. В общем, почти так и произошло. Последний раввин умер в 1932-м. Сначала молитвы читали старики, а затем службы прекратились вовсе. Возрождение общины началось лишь в 90-е годы. Из Пятигорска приехал кантор Сергей Израев, и религиозная жизнь возобновилась. Одновременно начался и численный рост общины, получившей название «Сфард».

В начале 90-х в ней насчитывалось около 700 человек. Сейчас община, по данным еврейских активистов, насчитывает около 3 тысяч (а по некоторым прикидкам и 5 тысяч) человек. Значительную часть новичков составляют горские евреи - переселенцы из Дагестана и Чечни, бежавшие в Астрахань от ужасов войны. Первоначально между представителями двух этнических групп существовали некоторые трения - «горцы» даже пытались создать отдельную общину - но затем они постепенно сошли на нет. Недавно синагогу реконструировали (до этого последний раз ее ремонтировали в 1906 г.): деревянный фасад здания облицевали камнем и заново отделали изнутри. Надо сказать о том, что у общины установились хорошие отношения с властями, которые регулярно поздравляют евреев с праздниками. В последнем таком поздравлении, в частности, отмечалось: «Астраханские евреи внесли неоценимый вклад в историю и культуру нашего Отечества и региона, исполняя свой духовный и гражданский долг, постоянно, несмотря ни на какие испытания, воплощая в жизнь заповеди священных книг.

Для жителей Астраханской области не проходят незамеченными усилия астраханских иудеев в деле поддержания мира и согласия, взаимоуважения и веротерпимости в нашем многоконфессиональном регионе». На открытии обновленной синагоги говорилось, что на астраханскую землю иудаизм пришел раньше всех остальных религий (именно в этом месте находился Хазарский каганат). Впрочем, это не означает, что у общины нет никаких проблем. Конечно есть, и главная из них - антисемитизм. За последние десять лет на еврейском кладбище были учинены четыре погрома. Обычно они приурочивались ко дню рождения Гитлера или Рош-а-шана.

В августе 1996 дотла сгорело здание бывшей хоральной синагоги, которое еврейская община неоднократно требовала вернуть. В городе поговаривали, что это место слишком приглянулось «новым русским» из спортивного общества «Трудовые резервы», которые в итоге официально закрепили участок за собой. Действующую синагогу несколько раз грабили. Впрочем, никакие испытания не мешают членам астраханской еврейской общины смотреть в будущее с оптимизмом.

Семен Чарный, Sem40.ru,

"Факт и компромат" № 5, 09.02.2005 г.

Загрузка...