«Манкурт — персонаж популяризированной Чингизом Айтматовым

тюркской легенды о человеке, превращённом в рабское бессмысленное существо, у которого начисто стёрто из памяти прошлое,

отсутствуют чувства вины и стыда, какое бы преступление оно ни совершило.

Термин, получивший широкое распространение в отечественной культуре

после выхода романа Айтматова "И дольше века длится день",

имевшего огромный общественный резонанс; означает человека, утратившего историческую память,

нравственные и духовные ориентиры».

8 апреля 2008 года то самое здание, которое задумал в 60-е годы XVIII века губернатор Н.А. Бекетов, проектировал ученик прославленного Растрелли Андрей Меньшой, а строил, скорее всего, Александр Дигби-старший, — здание, которое и в советское время сохраняло первоначальное историческое назначение и до последних лет считалось «одним из самых красивых в городе», — это здание постигла катастрофа: обрушилась его фасадная стена, обращённая к центральной площади.

Случилось это, разумеется, не само по себе; обрушению предшествовала весьма, увы, характерная для нашего времени цепь событий. В «лихие 90-е» происходила обычная неразбериха: тянулись бесконечные судебные разбирательства, местные чиновники мучились «Новомосковской», не имя возможности продать строение, защищённое статусом памятника (kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=612781). В прагматичные «нулевые», когда наше Отечество так успешно продвинулось в сторону «глобальных ценностей» (читай — максимально очищенных от «человеческого фактора» денежных потоков), статус памятника культуры для многочисленных «девелоперов», словно грибы-мухоморы занесённых на нашу почву заокеанским ветром, стал смешной архаикой, мелкой преградой, одним щелчком сбиваемой с пути к этим самым потокам. В 2003 г. гостиница была закрыта на реконструкцию. К 450-летию города её собирались открыть… Причём решение о реконструкции оказалось весьма своеобразным. С одной стороны, специалисты на научно-реставрационном совете постановили, что историческое здание «должно быть сохранено и восстановлено» (astrakhan-450.ru/news/?id_news=80). С другой, как зафиксировала астраханская пресса, заказчик «изначально настаивал на новоделе» (АВ–КК. 11.04.08), что подтверждается и его откровенной ложью: на своём сайте он сообщает, что в 2007 году начал реконструкцию фактически полностью разрушенной гостиницы «Новомосковская» (m-s-d.ru/content/about/). Какой получился консенсус, демонстрируют обломки рухнувшей стены.

Заказчик, инвестиционно-строительная фирма ООО «Мы строим дом», созданная в 2006 году, — «молодая, активно развивающаяся компания», как сама себя позиционирует (а что ей остаётся, если нет ни опыта, ни профессионализма, ни достойной репутации — всего того, что необходимо организациям, допускаемым к объектам национального наследия). Со всей непосредственностью молодости она обозначает цель деятельности своих сотрудников: «обеспечить быстрое и динамичное развитие компании» (m-s-d.ru/content/about/). Именно так! Заметили? Их цель не дома для города, не жильё для людей, не грамотная научная реставрация, а собственное развитие, то есть прибыль, набивание своих карманов. А чего стесняться? «Ничего личного — только бизнес».

Их цель – деньги. Они ещё не знают, что деньги вышли из-под контроля, управляя и безнесменами, и властью, и мировой экономикой, которую привели на грань глобальной катастрофы. На мировом уровне уже поняли — финансовый кризис заставил понять — что эта модель существования, народившаяся в XVI веке и вошедшая в силу с XVIII столетия, себя исчерпала и в начале XXI-го со всей очевидностью обнаружила, что работает против человека. А в Астрахани всё повторяют уже отбрасываемые человечеством формулы, всё ещё находятся под гипнозом модных вчера рыночных клише.

Новорожденной компании нет дела до исторического наследия. Её «динамичное развитие» требует, чтобы в самом центре старинного города появилось нечто незаконное и чужеродное. Потому что оно принесёт колоссальную прибыль — известно ведь, какова цена земли в центре. И не важно, что прибыль достанется не городу, не жителям, которым принадлежат и эта площадь, и центр, и историческое наследие. Не важно, что город и его жители, да и отечественная культура в целом, окажутся в результате такого строительства обобранными, лишатся не только одиночного архитектурного памятника, что и само по себе недопустимо. Чужеродное вторжение в застройку самой первой и главной улицы города, идущей из Пречистенских ворот кремля, будет диссонировать и с драгоценной кремлёвской колокольней, и с расположенной поблизости другой архитектурной жемчужиной центральной площади Астрахани — ансамблем Губернаторского дома. Пострадает весь архитектурно-градостроительный комплекс площади, утратив свою целостность, свои историко-художественные качества. А это на порядок уменьшит туристическую привлекательность исторической Астрахани, которая, в отличие от множества других российских и европейских городов, пока ещё сохраняет архитектурное своеобразие, органичную целостность, уютный человеческий масштаб. Фирме-«девелоперу» не важно, что в результате подобных «вторжений» город потеряет долговременную культурную и экономическую перспективу. Важно, что он, «девелопер», получит прибыль здесь и сейчас.

Да, город должен расти и развиваться, но не за счёт разрушения исторического центра, гибели объектов национального наследия, способного при грамотном, профессиональном использовании принести Астрахани известность и процветание. Развивать нужно окраины, растить город вширь. Однако это трудно и дорого. Такому заказчику, как ООО «Мы строим дом», проще, дешевле и быстрее лишить город, его жителей и их потомков части общенационального культурного достояния, положив куш себе в карман, получив собственную сиюминутную выгоду. «Ничего личного…» Только рабское служение идолу уходящей эпохи. Манкуртизм.

Разумеется, это моя точка зрения. Другую представляет астраханская пресса, залихватски-небрежно подающая строительную историю разрушаемого памятника (astrakhan.net/?ai=17540). Рассказано так, чтобы стало ясно: здание столько раз перестраивалось, что ничего ценного в нём не осталось — только заскорузлые ретрограды и недоумки могут цепляться за эту рухлядь. С этой точки зрения в недоумки и ретрограды попадают и мэтры мировой реставрации, и корифеи отечественной реставрационной школы, пришедшие в своих поисках к пониманию того, что в подобного рода перестройках запечатлевается история памятника, откладываются «слои» его жизни, аккумулируется его историческая ценность. Но журналистам не до этих тонкостей. У них другие задачи. «Динамичность» их профессии, которую называют не только «четвёртой властью», но и «продажной девкой капитализма», требует точно сориентироваться, не промахнуться, служить нужному хозяину. Снова «ничего личного…» Правда, журналисты бывают разные. Как, впрочем, и специалисты.

Вот фирма «Ярканон» — научно-исследовательская, проектная. Исполнитель и проекта реставрации гостиницы «Новомосковская», и тех самых реставрационных работ, в ходе которых обрушился её главный фасад. Именно на этих «реставраторов» ссылаются журналисты, лихо перечисляющие исторические переделки здания. И самое отвратительное — со слов представителей этой фирмы нам повествуют о спровоцировавших обрушение «погрешностях» и ошибках, якобы допущенных архитекторами и строителями прошлого (АВ–КК. 11.04.08; astrakhan.net/?ai=17540). А ведь это — не что иное, как мародёрство, обирание мёртвых. Давно почившие мастера, работа которых простояла как минимум100, а в целом — более 200 лет, не могут сегодня возразить, защитить своё доброе имя. И, пользуясь этим, новоявленные «реставраторы» пытаются за счёт очернения мёртвых спасти свой «профессиональный капитал», сохранить «хорошую мину» при никудышной, катастрофической «игре».

Между тем, эти реставраторы — весьма солидные люди. Глава фирмы «Ярканон» А.А. Махмудов возглавляет представительство «Росрегионреставрации» в Астрахани. И в этом своём качестве фактически декларирует следующую позицию, опубликованную на региональном интернет-портале в декабре 2008 г. при открытии в Астрахани Представительства Некоммерческого партнерства «Российская Ассоциация Реставраторов»: «Культурное наследие Астрахани создавалось поколениями талантливых мастеров, труд и дарование которых требуют уважительного и внимательного отношения со стороны современного общества. В настоящее время сохранение культурного наследия, традиций, поддержки инновационных проектов и актуальные вопросы реставрации памятников являются одной из главных проблем в государстве. Важная роль отводится профессионалам, знакомым с этими проблемами из практики, представителям власти, призванным обеспечить выполнение законодательства в области сохранения и эксплуатации архитектурного наследия…» (asip.ru/page.php?id=1130) Как вам такое двуличие? С одной стороны оболгание мёртвых, обвинение ушедших мастеров в строительных ошибках, с другой —постулирование «уважительного отношения к их труду и дарованиям».

А вот ещё образчики такой «многоликости». В том самом апреле, когда рухнул фасад «Новомосковской», в Италии, в Ферраре, проходила международная выставка искусства реставрации и консервации исторического и культурного наследия, и в ней участвовала «ООО Научно-исследовательская проектная фирма “Ярканон” (г. Астрахань)». Бросается в глаза тот факт, что особенностью «RESTAURO 2008», как называлась эта выставка, была направленность на применяемые в реставрационном процессе технологии, связанные с неразрушающими методами структурного и конструктивного укрепления (archi.ru/events/extra/event_current.html?eid=2143&fl=2&sl=2). Участие «Ярканона» в этой выставке должно свидетельствовать о том, что фирма — достойный представитель российских реставраторов, владеющий такими технологиями, но тогда почему рухнул фасад памятника в Астрахани? Либо «Ярканон», чьи работы привели к разрушению памятника, не имел право представлять Россию на такой выставке, занимал чужое место? Подобные вопросы возникают и при знакомстве со следующей информацией. 12 мая 2008 года, то есть через месяц после того, как рухнула стена исторической гостиницы в Астрахани, в Москве, в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, на совещании Технического совета по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере проведения работ на объектах культурного наследия народов Российской Федерации решался вопрос о включении в состав этого совета «Махмудова Абдрахмана Абдрахимовича — директора Научно-исследовательсткой проектной фирмы ООО ''Ярканон'' Астраханского фонда культуры» (cnrpm.ru/tech/protocols/protocols_483.html). В связи с произошедшим обрушением памятника федерального значения в Астрахани, возникают нешуточные опасения за судьбу культурного наследия народов Российской Федерации. Не ожидает ли и его та же участь, если в Техническом совете Центральных реставрационных мастерских страны будет заседать наш Абдрахман Абдрахимович?

Опасения эти подкрепляются и неоднократно употребляемыми в цитированной «декларации», подписанной заместителем А.А. Махмудова, формулировками: «рынок реставрации», «рынок реставрационных услуг» (asip.ru/page.php?id=1130). Авторы, похоже, не чувствуют несовместимости понятий рынок и реставрация. Как в своё время туземцы, которых соблазняли стеклянными побрякушками, чтобы за бесценок скупать у них настоящее добро, наши несчастные манкурты, загипнотизированные уже развенчанными сегодня, но в их представлении всё ещё актуальными рыночными клише, всерьёз полагают, что реставрацией можно заниматься как бизнесом, то есть ради прибыли, денег, наживы. Ведь именно такую модель отношений означает формулировка «рынок», как и расхожая фраза: «ничего личного — только бизнес». Действительно, рынок и бизнес исключают личное, человеческое отношение к своему занятию, предполагающее любовь, добросовестность, преданность, самоотверженность — всё то, что требуется, чтобы быть профессионалом, причём в любой области. В рыночной парадигме не важно, чем ты занимаешься — важно получать от этого прибыль. Если дело не приносит прибыли, его «закрывают», от такого бизнеса избавляются. Может настоящий профессионал избавиться от своей профессии, не любить её? Нет. Вот и настоящее занятие реставрацией – не бизнес, не оказание «услуг» за деньги, а самоотверженное служение. Высокое служение своей профессии, отечественной культуре. Именно таким служением была и остаётся сегодня работа мастеров, восстанавливающих памятники культуры. Называть их бизнесменами — оскорбление; считать реставрацию бизнесом, оказанием «услуг» — профанация. Говорить о сложении рынка реставрации — нелепость. Результатом может быть только и именно то, что случилось с гостиницей «Новомосковская». Сегодня становится всё более очевидным, что подобными катастрофами чреваты не только реставрационные, но все объекты, где место профессионалов занимают «специалисты по извлечению прибыли». Это с ужасающей ясностью продемонстрировали недавние события на Саяно-Шушенской ГЭС, нашумевшая история про делателей денег на принятии родов на дому, которых не смущало количество погибавших при этом новорожденных — «ничего личного…» Доведённая сегодня до такой степени воплощения, эта формула привела человечество на грань катастрофы.

Понимают ли это в Астрахани? Осознаёт ли глава фирмы «Ярканон»?

Ты помнишь, Абдрахман, как более 10 лет назад, когда мне случилось побывать в твоей мастерской на ул. Калинина, мы вместе вспоминали, как учились в Академии художеств в Петербурге (тогда Ленинграде)? Разве такому отношению к профессии нас там обучали? Нас учили профессиональной порядочности. Не знаю, какому Богу ты служишь теперь. Если им стали бизнес, рынок, деньги, мне тебя жаль…

Жаль и астраханскую власть, служащую, как показывают развернувшиеся вокруг «Новомосковской» события, не городу, не людям, как того требует Конституция РФ, а нечистым на руку дельцам, «девелоперам», капиталу…

Искренне жаль и местную общественность. Где вы, астраханские архитекторы и писатели, инженеры и учёные, музыканты и художники, врачи и учителя, библиотекари и музейщики? Разве нет больше в Астрахани образованных, порядочных, дееспособных людей, кому небезразлична судьба города? Вспоминаются слова Писания: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». (dearfriend.narod.ru/books/mvb/ap/0504.html) О неминуемой ответственности за равнодушие писал и Айтматов в пьесе, шедшей некогда в «Современнике», «Восхождение на Фудзияму», где поднималась проблема человеческой вины, связанной с молчанием, невозвышением голоса против несправедливости и беззакония.

Почему с такой готовностью в первые же дни после обрушения фасада «Новомосковской» председатель астраханского ВООПИКа Елена Львова поспешила констатировать, что ещё один памятник утерян? (АВ–КК. 11.04.08) Почему не слышно голоса той самой «Комиссии по контролю качества производства работ на объектах памятниках культурного наследия», которую учредили при «Росрегионреставрации» в Астрахани «для независимого контроля»? (asip.ru/page.php?id=1130) Почему ничего не известно о результатах расследования, проведённого чрезвычайной комиссией, учреждённой сразу после обрушения? (АВ–КК. 11.04.08) Почему решения о судьбе объекта национального наследия, то есть того, что принадлежит всем нам, принимаются тайно, кулуарно, не доводятся до сведения общественности? А поскольку тем временем здание «Новомосковской» разбирают у всех на глазах, у общественности возникают вопросы. Например, какую сумму и кому нужно сегодня вручить, чтобы снять с государственной охраны памятник федерального значения? На кого нужно надавить, чтобы обосновать его «невосстановимость», «невоссоздаваемость»? Понятно, что ответственность нешуточная, зато сделка может стать началом обоюдовыгодного бизнеса. Ведь одним домом дело, разумеется, не ограничится: удача на центральной площади только раззадорит аппетиты «девелоперов». Далее может последовать широкая «зачистка» территории исторического центра под успешный строительный бизнес. Под ударом окажутся и другие памятники, которые для знающих и любящих свой город жителей — материализованная история Астрахани, единственная в своём роде, не похожая ни на какую другую, а для поклонников «глобальных ценностей» — лишь помеха на пути к денежным потокам.

После того, как обесцененные десятилетиями лжи и лицемерия были осмеяны слова «ум, честь и совесть», отброшена формула «человек человеку — друг, товарищ и брат», немногие сумели вернуться к почти забытым корням, к таким понятиям из досоветского прошлого, как любовь и милосердие, благородство и достоинство. Для многих неодолимым соблазном стали новые заморские побрякушки — рыночные заклинания про бизнес, деньги, товар — своего рода фиговые листки, прикрывающие реально действующие законы волчьей стаи. Именно о таких «соблазнённых» писал Чингиз Торекулович: «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём». Такие «перекати-поле» решают сегодня судьбу Астрахани.

--------------

С разрушенных фашистами дворцовых ансамблей петербургских пригородов я не случайно начала этот разговор. И почти уничтоженную фашистами польскую столицу упомянула не случайно. Это я к тому, что в труднейшие послевоенные десятилетия специалисты-реставраторы смогли поднять из обугленных руин архитектурные шедевры Растрелли, воссоздать дом за домом весь исторический центр Варшавы. Можно вспомнить и грандиозные работы 1950–1960-х годов по реставрации Астраханского кремля. А это значит, что и сейчас нет ничего невозможного в том, чтобы успешно развивающаяся компания ООО «Мы строим дом», научно-проектная фирма «Ярканон» Астраханского фонда культуры изыскали средства, нашли настоящих специалистов и осуществили-таки воссоздание, подлинно научную реставрацию разрушенного ими памятника.

И наконец о чуде. Требуется, очевидно, именно оно, чтобы прокуратура схватила преступников за руку, остановила беспредел, творящийся на глазах у всех, заставила исправить содеянное. Неистребимо надеюсь и верю в такое чудо и потому прошу считать этот материал моим официальным обращением в прокуратуру.

Елена Гусарова,

"Факт и компромат" №35, 27 ноября 2009 г.