Я однозначно выступаю за рынок и не приемлю всякие заслоны для привозной продукции. И речь не обязательно об импорте, но и о ввозе из других регионов. Мне неоднократно приходилось слышать и читать в местной прессе, что астраханским производителям съестного практически невозможно пробиться со своей продукцией в иные регионы, потому что власти там чинят такие препятствия завозу, что преодолеть их никак невозможно. Не знаю, почему они тогда не обращаются за помощью в федеральные надзорные органы, ведь создание межрегиональных барьеров для товарных потоков в нашей стране законодательно запрещено. Исключая, конечно, особые случаи карантинов по санитарным показателям.

Я также не знаю, почему у нас, в Астраханской области, наблюдается совсем даже другая крайность - не привозным продуктам питания трудно пробиться на местные прилавки, а местным. Самый свежий пример – мясо бройлерных цыплят, производство которого наконец-то открыто у нас прошедшим летом. Недавно жена сказала мне, что слышала о нем хорошие отзывы от соседок, и попросила меня купить, если где встречу. А где встретить? В самой массовой у нас сети магазинов “Магнит” их нет, а есть почти одни только ставропольские, хотя субпродукты – и из других регионов. Не оказалось местных бройлеров и ни в одном несетевом магазине, в которые я заходил. Слышал, что на ярмарке у бывшего кинотеатра “Призыв” их продают. Поехал в пятницу, но опоздал – все распродали, машина уехала. Кто там еще торговал, посоветовали мне сходить в универсам “Михайловский”, что расположен на ул. Максаковой. Пошел, там были астраханские, но только субпродукты и крылышки – купил по упаковке, хотя цены на них почему-то оказались едва ли не выше, чем на привозные. А вот кур там видел только все тех же ставропольских. Может, и еще какие были – я не заметил.

Рядом рыбный рынок, прошелся просто так. На мое удивление, и там в дальнем углу продавали кур. На этот раз белгородских. Берите, говорят, вкусные. Я ответил, что специально ищу астраханских. “Их хвалят, - сказали продавцы, - но мы еще не заключили договор с производителем”. В “Городке” был и там не увидел.

На Больших исадах тоже есть торговля бройлерами. Того же белгородского производства и волгоградского. И каково же было мое удивление, когда искомое обнаружилось почти возле нашего дома – в магазине “Астраханские деликатесы”. Все свежее, полный ассортимент и по очень даже приемлемым ценам. Может, и раньше было, но я не замечал. Потому что скромное такое объявление на витрине приклеено: “Куры” и перечень наименований и цен. О происхождении ни слова. А кого сейчас просто курами удивишь, на каждом шагу их продают. “Вы бы хоть написали, что они астраханские, - говорю, - а то народ не знает”. “Нет, - отвечает продавщица.- Кому надо, все узнали, вы ведь тоже узнали”. Да узнал случайно. Рекламу местные производители продуктов питания почти не дают.

И вот мне думается, что ситуация с продажей у нас многих продуктов питания астраханского производства чем-то напоминает партизанские действия в условиях “вражеской” оккупации. Найти “партизан” трудно, они особо себя не афишируют, а почти во всех известных и публичных местах ты видишь сплошь только “оккупантов”. Им в Астрахани и области вольготно.

Б. АРТАМОНОВ,

"Волга" №140, 22.09.10.