Национальный вопрос в общественно-политической жизни нашей страны вышел на самый высокий уровень. События последних лет и, в частности, последнего времени, говорят о том, что Россия стоит на пороге серьёзного национального кризиса.

Исследования, проведённые по заказу общественной палаты, показали, что около 40 процентов русских чувствуют себя в униженном состоянии. В столичных городах, в Москве и Санкт-Петербурге этот процент ещё выше. Он приближается к 46 процентам. И это в стране, где главная титульная нация – русские.

Население, естественно, не может не волновать, что происходит сейчас в больших городах и маленьких сёлах, как в центре страны, так и на её окраинах. О вытеснении русскоязычного населения из национальных республик ощущается всё острее. Это приводит к волнениям и даже взрывам гнева. В исконно русских областях слышны отзвуки тог, что происходит далеко от них. Вспомним Кондопогу. Вспомним Западное Бирюлёво. Как всё начиналось и чем закончилось - проанализировано до мелочей. И выясняется, что в происходящем не только в названных населённых пунктах, но и в некоторых других, которые получили не такую широкую огласку, виноваты обе стороны. И, надо сказать, больше, пожалуй, виноваты властные структуры на местах: руководители силовых ведомств, администрации разных уровней, депутаты, не умеющие вовремя рассмотреть и пресечь противоправные действия.

Астраханская область многонациональна. У нас, по некоторым данным, живут люди ста национальностей, исповедуя все официальные религии. Астраханцы в общем и в целом терпимы друг к другу, несмотря на национальную принадлежность. Это создаёт благоприятную обстановку для созидания, улучшения жизни населения, привлекательности региона. Жить бы да радоваться, как это было раньше, но, хотим мы этого или не хотим, и у нас стали проявляться признаки экстремизма им национализма. Не обошли нас стороной и отголоски терроризма. Сейчас вроде бы уже забыли о террористическом взрыве на Кировском рынке. Но это было на нашей памяти. И от этого никуда не деться. И если мы не будем бдительными и нетерпимыми к тем, кто способен на такие преступления, это может повториться.

Совсем свежий пример. В июне текущего года в областном центре произошёл случай, который нельзя характеризовать иначе как ненависть и вражда к русским со стороны студентов АГТУ – уроженцев Северного Кавказа. Произошло это в общежитии. Студенты были пьяны и вели себя дерзко, нагло. В итоге – уголовное дело. Этого бы, скорее всего, не произошло, если бы в названном высшем учебном заведении была хорошо поставлена воспитательная работа среди студентов. Сейчас она, видимо, отсутствует. Это и привело к такому неприятному факту. Думаю, и в других вузах воспитательная работа среди многонациональной молодёжи на таком же низком уровне. Это не может не волновать.

Пьяная драка с участием кавказцев произошла в этом году в Енотаевском районе. Что-то подобное случилось в Наримановском и Лиманском районах. Факты межнациональной нетерпимости можно продолжить. Их, в общем-то, немного. Но, как это ни прискорбно, они есть. И совсем плохо, что подобное случается всё чаще и чаще. Этого раньше не наблюдалось. А если и случалось, то считалось чрезвычайным происшествием, за что можно было серьёзно поплатиться.

Президент, правительство, законодательное собрание озабочены. Межнациональные отношения в стране дают трещину. И неудивительно, что Госдума разразилась законопроектом, который возлагает на муниципальные и региональные власти ответственность за проявление экстремизма, за межнациональные конфликты. Законопроект пролежал в кулуарах не один месяц. Его внесли ещё в феврале. Первое чтение он прошёл в июле. И вот теперь, после погромов в Бирюлёво, его снова приняли к рассмотрению. И рассмотрели сразу во втором и третьем чтениях. После вступления в силу нового закона меры для муниципальных и региональных властей предусмотрены довольно строгие. За массовое нарушение прав и свобод человека на расовой, национальной, религиозной почве, повлекшее межнациональный или межконфессиональный конфликт, глава муниципального образования, к примеру, может быть отправлен в отставку. То же может произойти и с главами местных администраций.

В Российской Федерации более 20 миллионов мусульман. А людей, которые исповедуют три основные религии – иудаизм, христианство, ислам, четыре миллиарда человек. Не всё в этих религиях одинаково почитается и объясняется, но то, что многие каноны в этих религиях совпадают, это понятно многим. Так что мы все живём, можно сказать, под одним Господом Богом. И делить нам, право же, нечего. Но случается, делим. И не только делим, но иногда даже враждуем и воюем.

Борис Касаткин,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 42 (552), 01.11.2013 г.