«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Святогор, вы - основатель организации «Родноверческая Община Астрахань РОДная». Какие идеи, цели и задачи преследуете со своими единомышленниками?
СВЯТОГОР БЕЛОВ: Доброго всем здравия! Родноверческая Община «Астрахань РОДная» создавалась с целью возрождения на астраханской земле давно забытого верования наших русских предков.
Всем известно, что до появления на Руси Христианства русичи исповедовали свою народную веру, так называемое Язычество. Наша задача состоит в том, чтобы возродить и осмыслить ту самую Веру, которая бытовала на Руси до 988 года, сделать знания о ней более полными и доступными, чтобы каждый наш земляк мог при желании ознакомиться с ними, проникнуться культурой и традицией русского народа.
Согласно официальной истории на территории Астраханской области не существовало коренных славянских поселений, так это или нет – я не берусь спорить, не в этом суть, наша Община стремится воссоздать тот комплекс языческих верований русского народа, который мог быть в условиях нашей астраханской широты, приспособив его к настоящему времени.
«ФАКТ»: Какие мероприятия проводите? Расскажите об их сути и предназначении?
БЕЛОВ: С лета 4419 от Основания Славенска Великого (2010 год) в неделю (по воскресеньям) мы проводили Возжигание Священного Огня. Суть любого нашего мероприятия заключается в том, чтобы ощутить и слиться с Той пронизывающей Силой, Которая являет Собой всё, что мы называем РОД. Все атрибуты, которые используются во время богослужения (которое мы называем Радениями) являются, так сказать, ключами к нашему сознанию и подсознанию. Человек, у которого не достаточно развита духовность, не сможет без помощи «святых мест» (в нашей традиции Капищей, Святилищей, Требищ), или «просветлённых людей» (Волхвов, Жрецов) открыть в себе эти «токи». Ведающим же людям не нужно ничего! Самое главное Капище каждого родновера находится в его собственной душе, но для того чтобы это осознать приходится очень долго ходить на Капища созданные руками.
Кроме того, мы провели один единственный праздник – Масленица. Как не странно, но такие праздники как Рождество, Масленица, Купала и так далее до сих пор не исчезли с нашей земли, хотя они, так или иначе, по своей сути являются языческими праздниками. Русская Масленица, в отличие от Масленицы христианской празднуется не в зависимости от даты Пасхи, а строго по весеннему равноденствию – в двадцатых числах марта. По повериям, в это время отверзается Сварга (мир Богов) и Светлые Боги возвращаются в Яви (мир живых людей), а души наших предков на птичьих крылах прилетают из Ирия (Рая, мира мёртвых), чтобы навестить своих потомков. Помимо концентрированных Радений, на Масленицу (как, впрочем, и на многие другие праздники) играется скамарошина. С одной стороны – это шутейное действо, где каждый человек, как в спектакле играет свою роль, а кто смотрит со стороны, тот шутит и смеётся, как будто сам попал в сказку. Но с другой стороны это действо имеет глубокий сакральный смысл, эта игра приобщает людей к Великим Силам природы, к коловороту всего сущего.
К сожалению, в данный момент праздники не проводятся, так как своими силами возводим Святилище Даждьбога – Бога Солнца. Надеюсь на то, что начиная с Коляды, снова продолжим нести требы Богам!
«ФАКТ»: Как вам пришла идея создать такую организацию? Что вас на это сподвигло?
БЕЛОВ: К Родной Вере я пришёл не сразу. Некогда я был убеждённым христианином, родился и вырос в православной семье, даже покойный дедушка, которого я очень сильно уважаю, был Протоиереем. С детства я был воспитан в христианском обряде, ходил в воскресную школу, на литургии и тому подобное, этого ни сколько не жалею и не стесняюсь, а даже наоборот, горжусь этим.
Религия всегда была для меня не на последнем месте. Но в какой-то момент Семя поиска истины упало на мою почву. Когда я открыл для себя родное язычество, я просто был шокирован этим! Как будто пазл собрался воедино! Но это была только первая пластинка пазла… Велесова книга прилила мне огромный заряд вдохновения. Как и все религии, язычество является хорошим плацдармом для мошенников, пытающихся зацепить людей за обострившееся в такой момент чувство национально-патриотической гордости, и перевести вдохновение к познанию веры предков на банальный и глупый нацизм. Первое время, меня, как и многих, качало из стороны в сторону, черпая информацию из разных источников, не сразу мог определить - где традиция, а где жажда сенсации. Но, благодаря Волхву Велеславу (Верховода Общины «Родолюбие» в Москве), я наконец-то и встал на тот путь, по которому сейчас стараюсь двигаться.
Собственно говоря, тот наивный восторг, который я ощутил, когда узнал о русском язычестве и сподвиг меня на создание организации. К сожалению, на тот момент в Астрахани не было Родноверческой Общины и я решил её создать для начала в социальной сети «В Контакте», а затем уже и в реальности.
В Астрахани на тот момент уже была подобного рода организация, и первое время Астрахань РОДная помогала ей, но в связи с большими разногласиями в 2009 году пришлось разделиться и начать самостоятельно проводить Радения.
«ФАКТ»: Кто придумал название организации?
Название «Астрахань РОДная» придумал я. На мой взгляд, оно очень символично и многогранно. Тут и любовь к нашему светлому граду, и породнённость с ним, а большими буквами выделено «имя» (именно в кавычках, так как у Него нет имени) нашего «главного» Бога – Всесущего Всебога Вседержителя РОДа.
«ФАКТ»: Святогор – ваше имя от рождения?
БЕЛОВ: К сожалению, нет. Наречён от рождения и крещён я другим именем. Я бы не хотел его озвучивать. После моего прихода в Родноверие встал вопрос об имянаречении. Так как я не считаю себя просветлённым, очень хотелось пройти этот обряд и утвердиться духом, но, к сожалению, это вышло не с разу.
Я узнал, что в каких-то общинах имя даёт Волхв, в каких-то Волхвы нарекают тем именем, что приготовишь для себя ты, и стал искать своё имя. Не буду рассказывать о поиске, но это имя со мной уже два с половиной года.
Наречься мне удалось только с третьего раза. Первый раз я поехал в Пятигорск, но в самый последний момент отказался нарекаться, по личным соображениям. Затем я поехал в Москву, но не смог встретиться с человеком, и не попал на Сварожье Капище, а самостоятельно отыскать его в Битцевском лесу не смог. И вот, наконец, этим летом, я поехал в город Малоярославец Калужской области на Капище Пятибожья, где Содружество Славянских Родноверческих Общин «Велесов круг» проводит Купалу. И вот 23 кресеня в лето 4420 от основания Славенска-Великого (24 июля 2011 года) я прошёл сей обряд у человека, с кем в большей степени связываю свой путь в Родноверии – Волхва Велеслава.
Святогор – былинный богатырь. Сын Самого РОДа. Жил на горах, так как Мать Сыра-Земля не могла носить его. Олицетворяет огромную, но в тоже время бесполезную силу. Святогор не смог и с места сдвинуть суму со всей Тягой земной, которую носил Микула Селенинович. Вероятно, это означает то, что народ, который создал сей образ больше почитал труд пахарей, нежели воинов. Святогор окончил жизнь, когда из любопытства захотел примерить на себе случайно найденный гроб. После того, как он в него лёг и накрылся крышкой, крышка срослась с гробом и уже не выпустила Святогора. Этот образ может означать чересчур вольную жизнь воинов, игравших с ней в «русскую рулетку».
«ФАКТ»: Планируете ли сменить своё имя в паспорте?
БЕЛОВ: Менять обязательно буду. К свадьбе точно сменю!
«ФАКТ»: За три года существования Общины, много ли единомышленников вокруг неё объединилось?
БЕЛОВ: Что касается группы в социальной сети – то порядка полутора сотен человек. В реальности же эта цифра в разы меньше. Но, на мой взгляд, количество в нашем деле - это наименее важный показатель, мы же не ради статистики Святилище строим, Богов родных да предков святых славим.
«ФАКТ»: Сотрудничаете ли вы с какими-нибудь политическими движениями, партиями или хотя бы просто симпатизируете кому-нибудь?
БЕЛОВ: Ни с кем не сотрудничаем и никому не симпатизируем. Государство наше, согласно Конституции, светское, и мы рады хотя бы тому, что имеем право на совершенно законных основаниях исповедовать выбранную религию.
«ФАКТ»: Есть ли в Астрахани, подобные вашей общине, организации?
БЕЛОВ: Вообще есть, это группа Староверов-Инглингов, но общего у нас с ними только имена Богов, и то, некоторых, и названия праздников, опять же, некоторых.
«ФАКТ»: Как вы к ним относитесь, объединяетесь ли по каким-то датам для проведения общих мероприятий, акций?
БЕЛОВ: К сожалению, в нашем не многочисленном городке всё так переплетено, что многие из родноверов ходят на праздники к инглингам и наоборот.
Вообще, конечно, можно к этому отнестись спокойно, и принять Инглиизм, как одно из проявлений язычества. Но при, хотя бы, поверхностном изучении становится очевидным, что единственная зацепка Староверия – это огромный шар национальной гордости, который лелеет самолюбие и затмевает все очаги разума у последователей. Чего только стоит то, что всё в мире было придумано и изобретено славянами (медитация, чакры, музыка, медицина и т.д.), а все народы просто у нас что-то да украли, после чего мы забыли, что это изобрели мы, а «воришки» соответственно объявили себя изобретателями. Примерно такой каламбур хочет преподнести Патер Дий Александр Юрьевич Хиневич – глава церкви Староверов-Инглингов (Омск).
До 2009 года Астрахань РОДная помогала в проведении праздников Староверам-Инглингам, оставаясь при своих взглядах на происходящее, но затем пришлось разделиться, в виду больших разногласий между организациями. На данный момент объединение полностью исключено.
«ФАКТ»: «Родноверческая Община Астрахань РОДная» имеет своих сторонников за пределами Астрахани?
БЕЛОВ: Община имеет своих сторонников в Лимане, Знаменске, Ахтубинске, Камызяке и многих других точках региона.
«ФАКТ»: Есть ли желание вырасти до всероссийской общественной организации?
БЕЛОВ: «Астрахань РОДная» стремиться влиться во всероссийскую, а точнее международную организацию «Содружество Славянских Родноверческих Общин «Велесов круг»». «Велесов круг» - это содружество общин, цель которых наиболее сходна с нашими. Содружество имеет своих представителей по многим городам России и Белоруссии. Но это на последующую перспективу, сейчас более насущный вопрос обстоит со Святилищем.
«ФАКТ»: Как вас могут найти ваши будущие сторонники?
БЕЛОВ: О каждом проводимом Радении мы намерены оповещать горожан, это и листовочки, и афиши, и встречи «Вконтакте». Кроме того, группа «Вконтакте» всегда открыта и ждёт ищущего человека!
«ФАКТ»: Есть ли какие-то правила для вступления в «Родноверческую Общину Астрахань РОДная»? Для кого закрыт в неё путь?
БЕЛОВ: Да в принципе для всех открыт… Придти на праздник и приобщиться к традиции может любой желающий. Единственное – есть уже укоренившиеся правила - на праздниках запрещается пить спиртные напитки и находиться в состоянии опьянения. Курить разрешается только на расстоянии не менее 200 метров от лагеря.
Во многих общинах бытует правило, что на празднике могут присутствовать только представители славянских народов. Правильно это или нет, я не берусь судить. В современном мире благодаря развитию информационных систем каждый человек, при желании, может ознакомиться с любой верой или традицией, и начать её исповедовать. Следует понимать, что это не сделает африканца европейцем, но и прогонять чужестранца, интересующегося культурой другого народа, со Святого места негоже, только беду накликать можно. РОД-то един над всеми, над всей Вселенной! Да и не гонят же русских буддистов во время паломничества по Китаю.
«ФАКТ»: Какая литература отражает ваши идеи? Есть ли какие-то собственные издания?
БЕЛОВ: Некоторые книги Бориса Александровича Рыбакова, Александра Игоревича Асова, а также книги Волхва Велеслава, Богумила Мурина и т.п.
Своё видение я отражаю в статьях, которые публикую в Живом журнале и в Заметках «Вконтакте».
Хочу отметить, что укоренился некий стереотип, чем книга старше, тем она умнее. Хотелось бы постараться опровергнуть это мнение. Книга – это не вино, мудрость книги измеряется не в выдержке, а в содержании. Древняя книга о язычестве может содержать взгляд, который был в определённую эпоху в каком-то конкретном поселении, однако в другом поселении взгляд на веру предков мог быть полностью противоположным. Если книга мудрая, то не важно, в каком году она написана, а дураков на Руси всегда хватало.
«ФАКТ»: Какой религии вы придерживаетесь? Применим ли к вам термин – язычники?
БЕЛОВ: Да, применим. Думаю, нужно разобраться, что означает этот термин. Слово «язычество» происходит от древнерусского «языки», то есть народы. Сам термин не несёт в себе каких-либо конкретных взглядов на мир, религию или ещё что-то. По большому счёту, язычеством может считаться каждая вера, созданная самим народом. Что касается нашего русского язычества, то мы привыкли называть его Родноверием. Естественно, что наши предки для определения своей веры не использовали ни слово Язычество, ни Родноверие, эти слова появились позже, после крещения Руси и в начале XXI века соответственно. Наша вера не имела название, а при упоминании её говорили: «Дедова Вера», «Вера предков» и т.п.
Вообще, язычество – это не надстройка над человеком в обществе. Язычество не заставляет своих последователей ходить по Капищам, выполнять ритуалы, молиться, соблюдать посты и т.п. Язычество – это та изначальная духовность, которой обладает новорожденный младенец, он ещё не знает про существование пророка, который сорок лет ходил по пустыне, а затем был распят, зато он видит улыбающихся родителей, чувствует тёплые лучи солнца и нежные брызги воды. Воспитание в себе силы воли, храбрости и мужества – это лучшая молитва или жертва, которую можно принести Перуну, а развитие умственных качеств – лучшая жертва Велесу.
«ФАКТ»: Как вы относитесь к современным официальным религиозным течениям?
БЕЛОВ: Их можно и нужно изучать. Через изучение иных религиозных традиций мы глубже познаём свои. Но следовать я бы всё-таки хотел традицией своего народа, обращаться к природе и к Богам на своём, родном языке. «Изучай мудрость иных Родов, но следуй мудрости своего Рода!»
Сейчас мы живём в такое время, когда нам доступно изучение многих религий мира. Нужно извлекать из этого пользу. Ведь РОД и все Боги равномерно разлиты над всей планетой, просто разные народы по-разному их именуют. Познавая Велеса через скандинавского Одина или индуистского Шиву, мы открываем много новых граней этого великого божества.
«ФАКТ»: Есть ли в планах зарегистрировать свою организацию?
БЕЛОВ: Да, конечно. У нас в общине есть юристы, и этот вопрос мы прорабатываем. Первый вариант Устава религиозной группы и сведений о Родноверии, согласно федеральному закону о свободе совести и религиозных объединениях, написан и уже давно находятся в моём ЖЖ и «заметках».
«ФАКТ»: Какие ваши пожелания читателям?
БЕЛОВ: Будьте такими же чистыми, искренними и готовыми к Познанию как новорожденный младенец! Слушайте Себя!
Завершить бы я хотел фразой Волхва Велеслава, которая наилучшим образом отражает суть Родной веры: «Свято чти родных Богов и предков, живи по Совести в ладу с природой, а если ищешь высшего знания - познай себя!».
На том Богам родным Слава!
"Факт и компромат" № 32, 15.10.11.